Внутренний туризм: проблемы развития

Представители российского среднего класса все больше предпочитают зарубежный отдых посещению отечественных рекреационных зон.

В связи с ростом благосостояния российских граждан с каждым годом растет и число тех, кто предпочитает провести отпуск в путешествии. Количество российских туристов постоянно растет. Турфирмы сталкиваются с проблемой нехватки туров и маршрутов, а авиакомпании часто не справляются с обеспечением пассажиропотока местами в самолетах. По данным Федерального агентства по туризму, число туристов за первое полугодие 2007 года превысило аналогичный показатель 2006 года на 14 %. Совокупный выездной поток с целью отдыха вырос на 31 %. Говоря о конкретных направлениях, необходимо отметить рост спроса на такие направления, как Египет (149 %), Германия (144 %), Австрия (138 %), Турция (127 %) и ОАЭ (120 %), что свидетельствует о популярности различных видов туризма: от пляжного до горнолыжного. Рост числа российских туристов отмечается как в летний, так и в зимний периоды.

Проблемы

В преддверии новогодних праздников, которые с каждым годом все большее число российских граждан предпочитает проводить вне своего дома, спрос на туристические маршруты и направления вырос в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и это несмотря на недавнее сокращение Росавиацией определенного количества чартеров у некоторых авиакомпаний из-за массовых задержек их вылетов в период летнего расписания.

«В этом году число туристов, намеренных отдохнуть за рубежом, существенно увеличилось. Одних только чартерных рейсов на все направления к новому году будет в три раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года», — говорит директор ООО «Инна-Тур» Инна Аверьянова.

Цены на отдых за границей, по мнению специалистов, ненамного выше, а иногда и ниже, чем на отдых в России, в то время как качество сервиса да и самого отдыха серьезно им уступает.

Такую позицию разделяют эксперты туристической фирмы «Босфор», говоря о том, что «качество отдыха, его организация, уровень сервиса и прочие составляющие абсолютно несоизмеримы с той суммой, какую конечный потребитель должен заплатить».

Положение российского туризма на сегодняшний день остается весьма плачевным, несмотря на попытки его подъема и реанимации.

«В этом году организовано небывалое количество рейсов за рубеж. Показатели выросли по сравнению с прошлым годом на 30—50 %. При этом отдых внутри России пользуется минимальным спросом. Это связано в первую очередь с качеством сервиса и с ценами, которые совершенно не соответствуют тому уровню отдыха, который предоставляется в пределах России. Актуальный осенью вопрос, где провести новогодние праздники, большинством туристов решается не в пользу российского отдыха, поскольку даже при наличии привлекательных с точки зрения природы и экологии рекреационных территорий , совершенно отсутствует адекватный уровень развития гостиничного бизнеса и обслуживания. На турбазах и в гостиницах сервис не соответствует даже минимальным мировым стандартам («две звезды» по международной категории), нормой считается вариант с «удобствами на этаже» и номером в 10 квадратных метров. Ни в одной стране, куда летают туристы из Свердловской области, такого нет. Хотя последние несколько лет и проводятся меры по улучшению качества отдыха в пределах страны, их интенсивность практически нулевая», — отмечает И. Аверьянова.

Серьезную проблему эксперты видят в том, что владельцы мест отдыха не осваивают так называемый «рынок среднего класса» — уровень трехзвездочных гостиниц и соответствующего им сервиса. В остальном мире такой рынок развит лучше других и приносит огромные прибыли, у нас же ситуация такова, что конечному потребителю либо приходится переплачивать за более дорогую гостиницу, либо мириться с трудностями более дешевой. Именно это заставляет среднего достатка человека, собирающегося на пляжный отдых, остановить свой выбор на Турции, а не на черноморском побережье России, хотя само по себе оно не уступает многим зарубежным альтернативам.

«Проблема внутреннего туризма в России очень сильно ощущается так называемым потребителем среднего достатка, поскольку получить достойный отдых, не заплатив огромные деньги, практически невозможно. Например, в стране либо отсутствуют, либо развиты очень слабо гостиницы класса «три звезды». Чаще всего имеется предложение либо очень дешевых, в которых о понятии «комфорт» можно говорить с большой натяжкой, либо очень дорогих, стоимость которых серьезно превышает возможности туристов со средним доходом», — говорит директор ООО «Туристическая фирма «Миклухо-Маклай» Ирина Тарасова.

«Качество внутреннего туризма в России отстает от общемирового уровня лет на 20. Он развивается, но темпами, которые никогда не позволят достигнуть уровня Европы и мира в целом. Сейчас гораздо лучше отдохнуть в трехзвездочном отеле в Швейцарии, чем в России, и это притом, что стоимость не будет сильно различаться», — отмечает И. Аверьянова.

По словам специалистов, на рынке внутреннего российского туризма существует также проблема дифференциации обслуживания иностранных и собственных граждан, причем не в пользу последних, и нежелание многих владельцев мест отдыха постоянного вкладывания средств в их обновление и поддержание на приемлемом, по международным меркам, уровне.

Причины

Говоря о причинах такого положения дел, специалисты называют своеобразие как самого русского туриста, так и предпринимателя, владеющего местом отдыха.

«Владельцы гостиниц или турбаз заботятся только о привлечении дополнительной прибыли, забывая при этом о необходимых для поддержания достойного уровня затратах. Для российского предпринимателя характерно желание выжать из своего бизнеса всё, и как можно скорее, а о будущем он почему-то не задумывается», — считает И. Аверьянова.

«Российский бизнес — это дикий бизнес. Если на Западе прибыль в 10 % является приемлемой, то в России предприниматель стремится к 100 %, а отсюда и проблема несоответствия качества цене, которая чаще всего неадекватно завышена», — полагает И. Тарасова.

По мнению экспертов, международный туризм основывается на развитом капитализме, которого в России нет. Пока еще туризм, как и любой другой отечественный бизнес, не в состоянии справиться с понятием «сфера услуг».

«Для российского, в большой степени еще «советского» человека существует некая грань, ставящая обслуживающего на более низкую ступень по сравнению с обслуживаемым. У более молодого поколения эта грань уже почти не видна, однако все-равно пока еще люди неохотно идут в сферу обслуживания», — считает И. Тарасова.

По словам специалиста, немалую роль в развитии туризма должно играть и государство, поскольку в России есть что показать как своим, так и иностранным гражданам.

«В той же Турции государство очень серьезно инвестирует сферу туризма, хотя это и диктуется ее стратегической необходимостью для страны. В России есть много чего, что, безусловно, привлечет и внутренних и иностранных туристов, а это, в свою очередь, прибыли. Помощь государства позволит также снизить и стоимость самих внутренних туров, поскольку предпринимателям придется вкладывать меньше своих средств», — говорит И. Тарасова.

Динамика развития

В последнее время, однако, внутренний туризм в России начал выходить из стагнации, в которой он пребывал еще с советских времен. Прежде всего эксперты отмечают развитие крупных городов, таких как Санкт-Петербруг или Москва, а также санаториев средней полосы.

«Сейчас из российских направлений наибольшим спросом пользуются Москва, Санкт-Петербург и Иркутск (отдых на Байкале). Уровень гостиниц там, конечно, еще долго будет оставлять желать лучшего, но сдвиг с мертвой точки ощущается. В Москве или Санкт-Петербурге постепенно появляются приемлемые гостиницы для туристов среднего достатка», — отмечает И. Аверьянова.

«Постепенно рынок российского внутреннего туризма выходит на определенный мировой уровень. Особенно активно развиваются популярные раньше санатории средней полосы, например в Башкирии. Также, хотя пока и очень небольшими темпами, увеличивается число трехзвездочных гостиниц, однако места в них получить пока еще очень трудно — все выкупается заранее», — считает И. Тарасова.


Другие материалы по теме: