«Коммерсантъ»Анна Моторина: «Царь-Книга» дошла до точки

12 декабря 2007 (09:48)

В сети книжных супермаркетов началась процедура банкротства

Началась процедура банкротства уральской сети книжных супермаркетов «Царь-Книга». Вчера Свердловский арбитражный суд назначил временного управляющего компанией. По мнению участников рынка, неудачный бизнес «Царь-Книги» связан с неграмотно выстроенными отношениями с поставщиками книг и ограниченным ассортиментом товаров.

Как стало известно «Ъ», в отношении сети книжных супермаркетов «Царь-Книга» введена процедура банкротства. С заявлением признать ее несостоятельной обратилась в суд сама компания. Поводом к этому послужила задолженность перед кредиторами на сумму свыше 12 млн рублей. Как говорится в определении свердловского арбитража, требования признаны обоснованными и в отношении ООО «Царь-Книга» введена процедура наблюдения сроком на 6 месяцев.

Вчера временным управляющим ООО был назначен Валерий Андреев, представляющий Уральскую саморегулируемую организацию арбитражных управляющих. Как пояснила «Ъ» представитель «Царь-Книги» в суде Ирина Зубицкая, он должен провести анализ финансового состояния компании, просмотреть требования кредиторов, предъявленных в ходе наблюдения. «По результатам проведения процедуры наблюдения будет ясно, что может произойти с компанией в будущем», — отметила госпожа Зубицкая. По данным участников рынка, одним из учредителей компании являлся генеральный директор парфюмерного концерна «Калина» Тимур Горяев. Связаться вчера с ним не удалось.

Первый магазин «Царь-Книги» открылся в 2005 году. Его руководство сразу обозначило, что не собирается ограничиваться только Екатеринбургом и озвучило достаточно амбициозные планы по вхождению на федеральный рынок. Как заявляла тогда бывший гендиректор сети, ранее работавшая в «Калине», Ольга Бобракова, компания планировала к 2008 году открыть 100 точек по всей России. Однако ожидания менеджмента не сбылись. Сейчас все магазины сети закрыты.

По мнению участников рынка, основной причиной неудачи «Царь-Книги» является неграмотное ведение бизнеса. «В «Царь-Книге» во главу угла ставился подход к выкладке книг – «лицом к покупателю», в результате это весьма ограничивало книжный ассортимент и были представлены лишь самые продаваемые книги, которые можно было купить в любом магазине. Каких-то эксклюзивных изданий совершенно не было, а продажа обычных книг не отвечает широкому покупательскому спросу», — рассказала директор книжного супермаркета «Сто тысяч книг» Марина Буйнова. По данным госпожи Буйновой, развитие бизнеса «Царь-Книги» затрудняло также то, что выкладка книг на полки должна была согласовываться с руководством. «В «Царь-Книге», по моим сведениям, достаточно сложная процедура согласования выкладки книг с руководством магазинов, что препятствует оперативному обновлению ассортимента. У нас же в магазине подходят к выкладке товаров достаточно творчески, мы стараемся менять расположение товаров на протяжении всего дня», — подчеркнула госпожа Буйнова. Кроме того, по словам участников рынка, компания изначально неграмотно выстроила свои отношения с поставщиками. «По всей видимости, менеджмент компании не понимал, что система заказов в книжном бизнесе строится иначе, чем на парфюмерном рынке. Чтобы заказывать книги, нужны либо профессионалы, либо аналитики, ни того ни другого в «Царь-Книге» не было, поэтому полки магазинов стояли красивые, но полупустые», — считает директор сети магазинов «Дом книги» (включает 3 магазина в Екатеринбурге) Тамара Пиманова.


Другие материалы по теме: