Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возобновит проверки банков, лидирующих по части нарушений законодательства в сфере прав потребителей

14 декабря 2007 (14:19)

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Геннадий Онищенко заявил о намерении провести проверки в отношении банков, лидирующих по части нарушений законодательства в сфере прав потребителей. Как сообщает «Интерфакс», об этом Г. Онищенко заявил в ходе прошедшего в Роспотребнадзоре заседания консультативного совета.

В ходе заседания совета Г. Онищенко также заявил, что, несмотря на принимаемые меры, ситуация в сфере выдачи населению потребительских кредитов остается напряженной. Напомним, в августе 2007 года были подведены итоги проверки ЗАО «Банк Русский Стандарт», проведенной по обращению Роспотребнадзора и жалобам потребителей о нарушении банком их прав.

Генеральная прокуратура тогда констатировала, что действия ЗАО «Банк Русский Стандарт» создают социальное напряжение в обществе и дискредитируют идею потребительского кредитования. Банку России и Роспотребнадзору было предложено установить контроль за соблюдением ЗАО «Банк Русский Стандарт» законодательства о банках и банковской деятельности, защите прав потребителей, собственных решений банка по обеспечению прав граждан в сфере потребительского кредитования.

Аналогичные проверки были проведены и прокуратурой Свердловской области. В ходе них было установлено, что наибольшее количество обращений граждан связано с деятельностью ряда банков по предоставлению кредитов с помощью почтовой рассылки кредитных карт с предложением их последующей активации по телефону на выгодных условиях. Однако отдельные банки в нарушение требований Закона РФ «О защите прав потребителей» не предоставляли полную и достоверную информацию об этой услуге и не заключали договоры в письменном виде.

По мнению экспертов, претензии ведомства Г. Онищенко на защиту прав потребителей выглядят вполне логично. «Позиция, по которой основным или даже единственным контролером за деятельностью коммерческих банков является Центробанк, нельзя назвать бесспорной. Основной задачей ЦБ является поддержание устойчивой денежно-кредитной политики страны, а достижение этой цели не всегда мотивирует Центральный банк на безоговорочную поддержку граждан как в случае привлечения от них вкладов (пресловутая проблема «безотзывности срочных вкладов»), так и в случае потребительского и прочего кредитования. Таким образом, при всей объективной позиции ЦБ он должен и будет контролировать лишь выполнение формальных требований со стороны кредитных учреждений, и требовать от него большего вряд ли стоит. В этой ситуации физические лица, как потребители банковских услуг, являются в своей массе менее защищенными («гражданин против юридического лица»). И этот дисбаланс логично компенсировать государственной поддержкой и контролем», — заявил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.

«Важно, чтобы на позицию защитников интересов граждан в сфере денежно-кредитных отношений не претендовало неограниченное число ведомств, а сам контроль не превращался в механизм избирательного выдавливания с рынка», — отметил эксперт.


Другие материалы по теме: