«Областная газета»: Как остановить рейдера и навести порядок в ЖКХ

18 декабря 2007 (10:30)

Эдуард Россель 14 декабря провел заседание Совета общественной безопасности Свердловской области. Ма нем рассмотрены два вопроса — «О ситуации с использованием противоправных способов установления контроля над финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства, объектами недвижимости и землей» и «О задолженности предприятий ЖКХ и органов местного самоуправления в Свердловской области за поставку теплоэнергии и энергоресурсов для ее производства».

На заседании отмечено, что успешное развитие Свердловской области во многом зависит от стабильной экономической ситуации и благоприятного инвестиционного климата. Между тем рейдерство, то есть захват чужого бизнеса, земли, недвижимости, серьезно угрожает безопасности инвесторов и стабильности экономики. Представители прокуратуры, милиции, судебных л налоговых органов, выступавшие на заседании, отметили, что этот новый для России вид преступлений представляет серьезную опасность для общества — заводы распродаются по частям, вместо институтов открываются офисы, трудовые коллективы оказываются на улице. На Среднем Урале известны примеры таких захватов — рынка «Оборонснабсбыт», Уральского завода гражданской авиации, земельных участков в селе Балтым, банка «24.ру» и ряда других объектов. По многим из них возбуждены уголовные дела, виновные понесли наказание. Но добиться этого удается далеко не всегда: в законодательстве слишком много «дыр» и нестыковок, которые позволяют рейдерам уходить от ответственности.

Эдуард Россель отметил, подводя итоги обсуждения, что надо активнее использовать право законодательной инициативы. Губернатор предложил создать межведомственную рабочую группу и в течение первого квартала 2008 года разработать и представить в Государственную Думу проект федерального закона о противодействии захвату предприятий.

— Нам не надо ничего изобретать нового, — подчеркнул Эдуард Россель. — Когда-то в Российской империи был закон о недобросовестных собственниках, который позволял изымать у них имущество в пользу государства.

В ходе заседания была заслушана и обсуждена информация о задолженности предприятий ЖКХ и органов местного самоуправления в Свердловской области за поставку теплоэнергии и энергоресурсов для её производства.

Отмечалось, что в течение многих десятилетий темпы обновления основных фондов в сфере ЖКХ отставали от нормативных, поэтому средний износ систем и объектов инженерной инфраструктуры на территории Свердловской области в настоящее время составляет около 60 процентов, а в отдельных населённых пунктах, особенно в сельской местности, он превышает 90 процентов. Замена и модернизация систем требуют значительных капиталовложений, но у предприятий ЖКХ на это нет средств.

Остаётся крайне серьёзной проблема долгов в коммунальной отрасли. Так, кредиторская задолженность перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов на 1 ноября 2007 года составила 3,9 миллиарда рублей; просроченная дебиторская задолженность — 3,1 миллиарда, из которых 1,6 миллиарда — долги населения, бюджетные организации — почти 400 миллионов и прочие организации — более 900 миллионов рублей.

Задолженность за потреблённый газ предприятиями Свердловской области на 1 декабря 2007 года — более 1,7 миллиарда рублей. Основная доля задолженности (около 60 процентов) — долги предприятий ЖКХ, возросшие с 1999 года более чем на 500 процентов и составившие, по состоянию на 1 декабря 2007 года,более 994 миллионов рублей.

На заседании прозвучало, что в этих условиях некоторые главы муниципальных образований, руководители объектов теплоэнергетики заняли пассивную позицию в деле погашения долгов за предоставленные ранее энергоресурсы. В отдельных муниципалитетах долги за газ, электрическую и тепловую энергию исчисляются десятками миллионов рублей. Особенно низкий уровень расчётов в городе Нижний Тагил, Ивдельском, Горноуральском, Североуральском, Кушвинском, Невьянском, Новолялинском, Белоярском городских округах и городском округе Красноуральск.

Правительство Свердловской области в свою очередь предпринимает значительные усилия для восстановления, реконструкции, модернизации и развития систем и сооружений жилищно-коммунального комплекса. На протяжении последних трёх лет в рамках областной программы реализации концепции реформирования и муниципальных программ реформирования ЖКХ освоено около 10 миллиардов рублей. За счёт бюджетных и внебюджетных источников в муниципалитетах строились блочные котельные, проводилась реконструкция котельных, в том числе их перевод на иные виды топлива, вводились в эксплуатацию и реконструировались объекты водоснабжения, канализации, прокладывались газопроводы высокого и низкого давления.

Принятые меры позволили в прошлый отопительный сезон (2005/2006 годов) снизить по сравнению с сезоном 2004/2005 годов общее количество аварий на объектах ЖКХ и сетях почти на 30 процентов.

В ходе заседания было отмечено, что одной из основных задач перевода ЖКХ на работу при рыночных отношениях является создание условий для того, чтобы данная отрасль стала инвестиционно-привлекательной.

Областной министр финансов Мария Серова обратила внимание участников на ряд недопустимых фактов. Так, из-за сдерживания тарифов муниципалитетами область потеряла с 2001 года 3,1 миллиарда рублей. 870 миллионов рублей, перечисленных из областного бюджета в помощь местным жилищно-коммунальным организациям, не дошли до них и были израсходованы на другие цели, а собственные непроизводительные расходы МУПов составили 2,6 миллиарда рублей. Долги населения за услуги ЖКХ превысили 3 миллиарда рублей, а коммерческих структур — 2 миллиарда.

Эдуард Россель заявил, что терпеть такое положение больше нельзя. Потребители должны, наконец, понять, что решать их проблемы за чужой счет никто не будет. В течение первого квартала 2008 года будут проверены все МУПы и по итогам проверок приняты жесткие меры. Губернатор предложил посвятить этой проблеме следующее заседание Совета глав муниципальных образований.


Другие материалы по теме: