Необходимость идентификации плательщиков не вызовет затруднений при осуществлении ими банковских операций и существенно не повлияет на работу кредитных организаций

16 января 2008 (11:17)

Вступил в силу Федеральный закон № 275-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с новыми требованиями банки и иные организации, осуществляющие переводы денежных средств, будут обязаны сопровождать безналичные расчеты и переводы средств без открытия счета на всех этапах их проведения информацией о плательщике — физическом или юридическом лице. Такая информация должна включать название организации или имя физического лица, ИНН, адрес места жительства или пребывания либо дату и место рождения. Если эти сведения отсутствуют, банки и иные организации будут обязаны отказать клиентам в совершении операций.

Мнения аналитиков фондового рынка и представителей кредитных организаций в оценке данного решения в целом совпадают в том, что данный закон не повлияет негативным образом на работу кредитных организаций.

«Закон, который обязывает кредитные организации сопровождать безналичные расчеты информацией о плательщике, не вызовет серьезных изменений в работе банков и в осуществлении платежей клиентами», — заявила начальник управления комиссионных продуктов ОАО «СКБ-банк» Людмила Беляева.

«Обязательная идентификация клиента, вносящего платежи, уже осуществляется при большинстве банковских операций. В частности, при осуществлении денежных переводов идентификация клиента производится в силу требований самих платежных систем. Клиенты банков в большинстве уже привыкли ходить в банк с паспортом», — добавила Л. Беляева.

«Вряд ли в связи с вступлением в силу закона возникнут существенные затруднения», — согласился начальник аналитического отдела ИФК «Уником Партнер» Сергей Калиберда.

«Однако позитивно на работе банков это решение также не отразится: любые операции такого рода означают дополнительные затраты времени и усилий операционистов, что отрицательно влияет на скорость совершения операций, на производительность труда, а также приводит к дополнительным расходам. Часть этих дополнительных расходов, несомненно, может быть переложена на клиентов», — добавил С. Калиберда.

Впрочем, в кредитных организациях такого предположения не подтверждают.

«Процедура идентификации клиента при проведении платежей не является какой-то сложной процедурой, способной посягнуть на конфиденциальные персональные данные плательщика. Так, законом предусмотрена возможность идентификации клиента всего лишь по его фамилии, имени и отчеству и дате и месту его рождения. Таким образом, новые требования к идентификации плательщиков не вызовут затруднений при осуществлении ими банковских операций и не повлияют на работу кредитных организаций», — пояснила Л. Беляева.

Тем не менее некоторые сложности в связи с законодательными новациями специалисты все же не исключают.

«Закон, несомненно, будет создавать определенные сложности. Например, в силу довольно расплывчатых требований того, что именно надо указывать, и технических трудностей, таких как, например, отсутствие платежных форматов, соответствующего ПО и т. д. Но в то же время эти сложности коснутся в основном физических лиц, т. к. юрлица так или иначе указывают свои данные. Затруднений у плательщиков эти изменения вряд ли вызовут: сейчас это общемировой тренд — раскрытие в той или иной степени информации о себе, (как условная аналогия — биочипы в паспортах). Отдельные граждане, несомненно, посчитают это нарушением своих прав, как и в случае с введением ИНН, однако с течением времени все успокоится и вернется на круги своя», — заявил УрБК аналитик инвестбанка «Финам» Владимир Сергиевский.

Нельзя исключать, что нововведения потребуют продолжения корректировки действующего законодательства.

«Сами по себе новые требования с учетом требований ФАТФ являются вполне оправданными, однако до настоящего времени нет четкого законодательного определения понятий «расчеты» и «платежи», нормы главы 46 ГК РФ «Расчеты» носят слишком общий характер и касаются отдельных способов осуществления расчетов с привлечением кредитных организаций (платежные и инкассовые поручения, чеки, аккредитивы), не внесена ясность в вопрос о возможности использования агентов и представителей при проведении платежей и расчетов и т. д. Бессистемность, противоречивость и обрывочность законодательства в данной сфере входит в противоречие с бурным развитием рынка платежей, в том числе микроплатежей, электронных, мобильных и карточных платежных систем, а также терминальных систем и систем, по сути занимающихся эмиссией электронных денег», — заявил УрБК президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.

В целом же каких-либо серьезных проблем эксперты для банков не прогнозируют.

«Для банков этот закон будет создавать на первых порах определенные технические трудности, что может замедлить процесс перевода, но с автоматизацией процесса (которая произойдет достаточно быстро и вряд ли займет больше полугода в масштабах страны) все встанет на свои места — ведь банки также заинтересованы в клиентуре», — заключил В. Сергиевский.


Другие материалы по теме: