«Уральский рабочий» и Станислав Бессонов: «Пиратов на абордаж»

11 февраля 2008 (10:12)

Ударит ли по теневому рынку снижение цен на лицензионную продукцию?

Какие только уловки не используются для борьбы с пиратством: контрафактные диски и кассеты периодически давят бульдозерами, постоянно проводятся вылазки в места продаж поддельной продукции. В честь покупателей «лицензионок» даже концерты время от времени устраивают. На них потребители пиратской продукции зажигают и отплясывают, пожалуй, с не меньшим азартом, чем виновники торжества.

Но правообладатели твердо стоят на своем и все ищут сильнодействующий антипиратский «препарат». На этой неделе екатеринбуржцам впервые предложили применить экономическое средство избавления от подделок. В городе открылся первый на Урале «Центр по борьбе с пиратством», где стоимость «лицензионок» сознательно снижена до 69 рублей за диск. Его создатели заняли нишу так называемого «лоу»-класса, видеопродукция в котором, в отличие от двух других групп («премиум» и «медиум»), считается самой дешевой. Предприниматели прежде не брали его в расчет, из-за чего покупатель со средним достатком не мог позволить себе, скажем, качественный американский или немецкий диск. А поэтому он вынужден ограничиваться покупкой контрафакта.

— Опытный врач, чтобы вылечить пациента, должен бороться не с симптомами заболевания, а с его причиной, — сравнивает работу центра с врачеванием его руководитель Денис Багаев. — Так и мы решили ударить в самый корень. Ведь ни для кого не секрет, что предпосылки возникновения пиратства носят экономическую природу, поэтому наша структура основную ставку делает на ценовой фактор. Кроме этого, сотрудники центра смогут в ближайшее время проводить экспертизу контрафактной продукции.

Последней инициативе начальник отдела по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка Эдуард Захарченко не предвещает особого успеха, поскольку сейчас в Свердловской области проверка одного цифрового носителя обходится в сумму от пяти до десяти рублей, а исследование товарного знака — почти в тридцать тысяч. Несложно подсчитать, сколько средств придется затратить на сличение «отпечатков» при изъятии из оборота целого склада фальшивок. Из-за чрезмерно высоких тарифов на проведение диагностики правообладатели особо не спешат раскошеливаться — они и без того терпят убытки от пиратов.

По мнению Эдуарда Захарченко, одними репрессивными методами, которыми в основном и пользуются российские правоохранители, бороться с пиратством бесполезно. Даже недавние изменения в законодательстве не очень-то испугали производителей и торговцев подделками: как известно, за изготовление продукции для теневого рынка можно на шесть лет сесть за решетку или заплатить штраф в размере пятисот тысяч рублей. При этом приобрести заветный диск «восемь в одном» у нас в области можно даже в крупных торговых центрах, которые так пекутся о своей репутации.

Хотя известны случаи, когда правоохранителям за счет крайнего ужесточения мер по борьбе с контрафактом удалось практически полностью искоренить пиратство. Так, на Южном Урале теперь отыскать хотя бы один лоток с подделками практически невозможно. Это привело к тому, что, например, моя знакомая из Кургана, которая сейчас учится в Екатеринбурге, жалуется, что ее родственники и друзья постоянно просят привезти домой из уральской столицы с десяток пиратских фильмов и музыкальных альбомов.

Представители «Национальной ассоциации кинотеатров» в Екатеринбурге в течение нескольких лет обращаются в Российскую антипиратскую организацию в Москве и 1ЕР1 (Международная федерация порнографической индустрии) с просьбой принять их в сообщество и вести против пиратов не очаговую борьбу, а действовать скоординированно и единым фронтом. В ответ приходят формальные ответы — вышестоящие структуры «только рады тесному сотрудничеству», но просят немного подождать. Пока не удалось заручиться поддержкой крупных организаций, директор одного из крупных мультиплексов Екатеринбурга Сергей Федяков предлагает использовать свое действенное антипиратское средство, к которому сам постоянно прибегает. В начале рабочего дня он обходит территорию вокруг кинотеатра и если видит торговый лоток, забирает с него столько «серых» дисков, сколько в руку поместится.

— Затем я говорю опешившему продавцу, что он может получить свой товар назад, — рассказывает Сергей Федяков. — Но для этого ему нужно прийти на вахту кинотеатра с удостоверением личности. Пока никто не рисковал, зато у меня уже целая коробка пиратских дисков накопилась в кабинете.

Конечно, всем и каждому массово атаковать лотки директор мультиплекса не предлагает — проблем от такого своеволия не оберешься. Но все-таки советует не забывать элементарное правило, с помощью которого можно провести экспертизу пиратских носителей прямо на улице: если фильм еще не появился на больших экранах, а в магазинах уже красуются диски с киноновинкой, значит, на прилавке лежат явные подделки. По закону рынка в прокат выходит сначала релиз, и только через две недели его можно купить на ОУВ.

Америку этими предостережениями Сергей Федяков, конечно, не открыл. Все давно уже о них прекрасно знают, просто надпись «восемь в одном» греет душу покупателям больше, чем единственный фильм, но на лицензионном носителе, за триста рублей.


Другие материалы по теме: