«Уральский рабочий» и Елена Абрамова: «Тихой гаванью не останемся»

15 февраля 2008 (10:20)

Уральские банкиры не боятся спада мировой экономики

Экономические новости, поступающие из разных стран, довольно тревожны. Удастся ли России избежать кризиса и остаться островком стабильности? На этой неделе в пресс-центре «Интерфакс-Урал» представители банков Среднего Урала попытались проанализировать ситуацию на фондовом и валютном рынке и оценить перспективы

нашей экономики.

Тотального роста не будет

Заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин был настроен весьма оптимистично:

— Российская экономика обрела ярко выраженный государственный характер. В ближайшие годы эта тенденция сохранится, поэтому нас не должны беспокоить проблемы зарубежных коллег. Рост продолжится за счет внутреннего спроса в связи с тем, что в текущем году ожидается большое количество госзаказов. Я думаю, что и в других странах гайки госрегулирования будут постепенно закручиваться, И надеюсь, что рецессии, то есть замедления темпов экономического роста, Америке удастся избежать.

Начальник управления финансовых институтов и инвестиционных услуг Уральского банка реконструкции и развития Владимир Зотов не разделял оптимизма. С его точки зрения, процессы на мировых рынках не напрямую, но опосредованно ощутимо влияют на нашу экономику. Так, из-за кризиса в течение последнего полугодия рынок внешних заимствований оказался закрыт для российских предприятий, за исключением крупных государственных компаний. А вслед за снижением ключевой процентной ставки Федеральной резервной системы США многие спекулятивно настроенные зарубежные инвесторы вывели капиталы с российского рынка.

— Инструменты секьюритизации, когда одни активы закладываются и под них выпускаются другие, привели к глобализации финансовых рынков. Не случайно американский ипотечный кризис затронул практически весь мир, - подчеркнул Владимир Леонидович. — Если говорить о показателях нашего фондового рынка, они положительные по итогам минувшего года. Но устойчивые признаки роста наблюдались только в течение последних полутора месяцев. Остальное время рынок отличался высокой волатильностью, то есть неустойчивостью курсов. И в январе весь рост был отыгран вниз.

Начальник планово-экономического управления банка «Драгоценности Урала» Дмитрий Чукичев воспринимает снижение темпов роста фондового рынка как тенденцию. Он напомнил, что в 2005 году один из основных индикаторов, индекс РТС, вырос на 83 процента, в 2006 году — на 70, а в минувшем — лишь на 19 процентов,

Тотального роста, который мы наблюдали прежде, больше не будет, уверен начальник управления по работе на фондовых и денежных рынках Свердловского губернского банка Станислав Нохрин. «Согласно аналитическому обзору управляющей компании «Тройка Диалог», в металлургическом сегменте в прошлом году рост составил 80 процентов, но нефтянка и энергетика не выросли вообще. Поэтому сегодня важно то, насколько управляющий портфелями понимает перспективы развития того или иного сектора», — отметил он. По мнению Евгения Болотина, основную массу россиян события на фондовом рынке вообще не касаются. Ибо покупка акций для нас — некая экзотика, В то же время он не отрицает, что для тех представителей среднего класса, которые успели выйти на рынок акций, снижение котировок стало ,личной трагедией.

Кризис — это благо?

- В декабре бытовало мнение, что американские проблемы нас не зацепят. Те, кто в это верил, в первые недели января очень расстроились, — подчеркнул Станислав Норхин.

Рецессия в США продлится не более двух кварталов, предполагает он, и к концу года ее влияние на Россию ослабнет. Основную угрозу, исходящую из Америки, ощущают развивающиеся страны. Но статистика по притоку средств в российские фонды за декабрь и январь показывает положительное сальдо. Другие страны БРИК не похвастаться такими показателями. Выходит, из Индии и Китая деньги выводятся, а в Россию по-прежнему притекают.

Тем не менее первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев недавно сказал, что в марте — апреле Банк России ожидает очередной пик дефицита ликвидности (наличных средств), В этот период он готов ежедневно давать банкам до 700 миллиардов рублей дополнительно к текущим уровням ликвидности.

— Вероятно, предприятиям не удастся рефинансировать долги на Западе. И они станут скупать валюту у банков. В итоге денежная масса сократится. Думаю, господин Улюкаев не хотел нас напугать, скорее всего, он имел в виду то, что, если вся ликвидность с рынка уйдет, Центробанк сможет восстановить нормальное течение финансов, — сказал Станислав Норхин.

Оптимист Евгений Болотин в сокращении денежной массы видит благо. Не надо придумывать антиинфляционных программ. И отток долларов с внутреннего рынка, ослабив рубль, укрепит конкурентоспособность российских предприятий.

— Если бы кризиса не было, его следовало бы выдумать, — сказал Евгений Геннадьевич. - Прежде наши крупные компании предпочитали брать займы за рубежом. Это не только создавало инфляционное напряжение, но и лишало банковскую систему масла на куске хлеба. Сегодня предприятия вынуждены обращаться к отечественным кредиторам. За январь иностранцы вывели из страны 9 миллиардов долларов. Ну и что? Россиянам надо не теряться, а самим покупать акции отечественных предприятий,

Мнение эксперта

Выступая в Клубе региональной журналистики, директор Института экономики переходного периода Егор Гайдар так оценил сложившуюся ситуацию:

- Американская экономика — главный мотор мирового экономического цикла. Негативные процессы начались в США с кризиса некачественных ипотечных кредитов, распространились на рынок труда, привели к падению цен на жилье и беспрецедентному сокращению числа строящихся домов. Предновогодние продажи показали, что кризис повлиял и на общий потребительский спрос. Все это явилось причиной проблем в банковском секторе. Барометром происходящего стал рынок американских акций, мощно влияющий на мировые рынки капитала.

Сегодня вопрос не в том, будет ли рецессия, а в том, будет она мягкой или более жесткой, и сколько продлится. Мы не являемся крупными торговыми партнерами Штатов, и заокеанские проблемы могут затронуть нас лишь через свое влияние на мир. Недавно модно было говорить, что в мире появились другие локомотивы роста: Индия и Китай. Сегодня такие суждения уже непопулярны. Замедление темпов роста в США ведет к замедлению темпов в Китае, так как экономики этих стран тесно связаны. Европа также не проявила иммунитет к американским проблемам. Подорожание евро по отношению к доллару понизило конкурентоспособность европейской продукции на мировых рынках. К тому же Европа сейчас борется с высокой по западным меркам инфляцией, принося в жертву экономический рост.

Надежды, что Россия останется тихой гаванью, не подтверждаются историей мировых кризисов, во время которых происходит сокращение экспортных доходов, бегство иностранного капитала, падение мирового спроса на нефть.

От столь непредсказуемого параметра, как нефтяные цены, у нас зависит платежный баланс и бюджет, а значит — состояние в армии, образовании, здравоохранении, ЖКХ.

Мы, безусловно, имеем подушку безопасности в виде золотовалютных резервов и Стабилизационного фонда, И если власти не допустят серьезных ошибок, даже при неблагоприятных вариантах развития мировых событий у нас произойдет лишь замедление темпов экономического роста и сокращение бюджетных расходов. Но это лишь неприятность, а не катастрофа. Проблема в том, что мировой экономический спад, совпадает с политическими изменениями в России. Сегодня в обществе есть ощущение, что денег в стране куры не клюют, Довольно сложно будет объяснить обществу, что при бывшем президенте темпы роста были 8 процентов в год, а при новом — 3 процента не из-за того, что сменилась власть, а из-за того, что изменилась мировая конъюнктура. Если власти попытаются искусственно стимулировать экономику за счет резервных средств и увеличения госрасходов, кризис будет неизбежен.


Другие материалы по теме: