«Коммерсантъ» и Анна Моторина: «ЕВШК разольет шампанское по второму кругу»

18 февраля 2008 (09:30)

Екатеринбургский виншампанкомбинат планирует возобновить работу

Новый собственник «Екатеринбургского виншампанкомбината» (ЕВШК) — ТК «Алко Трейд» — возобновляет выпуск шампанского и вин после трех лет простоя. По словам гендиректора ЕВШК Михаила Павлова, запуск мощностей и расходы на маркетинг обойдутся компании в 200 млн рублей. При этом менеджмент предприятия рассчитывает занять около 45% свердловского рынка шампанского. Эксперты указывают на то, что реализовать задуманное ЕВШК будет сложно — длительное отсутствие на рынке может серьезно скорректировать планы компании.

Как рассказал генеральный директор ЕВШК Михаил Павлов, в настоящее время компания проходит процедуру получения лицензии на выпуск шампанского и вин в Федеральной налоговой службе. Уже в июне комбинат рассчитывает приступить к выпуску игристых вин под прежним брэндом «Российское», а к концу 2008 года — вина под прежними брэндами (см. справку). Как отмечает господин Павлов, ежегодный объем производства составит около 10 млн бутылок шампанского и 700 тыс. декалитров вина в год. Продукцию ЕВШК планирует поставлять в 40 регионов. Запуск производства и продвижение продукции на рынке, согласно бизнес-плану, составят более 200 млн рублей. Реализацией продукции займется собственный дистрибутор ЕВШК, который будет создан ТК «Алко-Трейд». «Это позволит оптимизировать систему поставки продукции в розничные сети», — считает господин Павлов, добавив, что компания планирует реализовывать в Свердловской области 3-4 млн бутылок в год (около 45% свердловского рынка, до 2004 года ЕВШК занимал 70% — «Ъ»). Стоимость одной бутылки шампанского в розничных сетях, по данным руководства ЕВШК, составит 100 рублей.

Участники алкогольного рынка считают, что у ЕВШК есть шансы реализовать планы по выходу на рынок. «Местные потребители, как показывает практика, более лояльны к продукции региональных производителей», — отметила генеральный директор «Уралторгсервиса» Вера Белева. Директор ООО «Смарт Дистрибьюшн» (дистрибьютор алкогольных напитков) Павел Усольцев считает, что конкурентным преимуществом ЕВШК может стать и экономия на логистических поставках: «Территориальное расположение ЕВШК позволит сэкономить на транспортировке уже готовой бутилированной продукции, затраты на которую обычно составляют около 10% от стоимости товара», — отмечает господин Усольцев.

В то же время эксперты предупреждают, что ЕВШК может столкнуться и с проблемами. «Есть опасение, что потребитель за три года простоя завода успел забыть о его продукции, предпочитая сегодня аналогичное шампанское других производителей», — отмечает Вера Белева. Пресс-секретарь ТС «Кировский» Ольга Нагибина напомнила ситуацию с «Алконой» (екатеринбургский производитель водки), на базе которой после банкротства был создан «Екатеринбургский ликеро-водочный завод» (сейчас — Уральская торгово-промышленная компания). «Компания «Алкона» до банкротства занимала 36% местного рынка, однако сейчас ее доля в торговых сетях составляет менее 6%», — говорит госпожа Нагибина. Как отмечает эксперт по алкогольному рынку Евроазиатского центра социальных исследований Вадим Акимов, в 2007 году емкость рынка шампанского в Свердловской области составляла 6,7 млн бутылок. Более 50% рынка в 2006 году приходилось на долю челябинского винного холдинга «Ариант». В 2007 году три завода (питерский «Игристые вина», «Комбинат праздничных вин» (Тольятти) и челябинский «Ариант») доминировали на рынке (суммарная доля более 70%). Однако, отмечает Вадим Акимов, в конце 2007 года шампанское «Ариант» потеснила продукция заводов Кабардино-Балкарии. «В настоящее время в сегменте недорогого шампанского (стоимость бутылки до 100 рублей) найти свою нишу довольно сложно», — отмечает господин Акимов.

Руководитель представительства Национального союза участников алкогольного рынка (СУАР) в УрФО Александр Каштанов указывает еще на одну проблему, с которой может столкнуться ЕВШК. По его наблюдениям, после алкогольного кризиса 2006 года, когда из-за неработающей ЕГАИС была парализована оптовая торговля алкогольной продукцией, потребители, которые ориентировались на вино низкой ценовой категории перешли на потребление пива и слабоалкогольных напитков. Так, по данным сайта Национальной алкогольной ассоциации, в 2007 году потребление шампанского и игристых вин в России выросло на 3 млн дал (с 21 млн дал до 24 млн дал), в то время как потребление пива — на 100 млн дал (с 971 млн дал до 1071 млн дал).


Другие материалы по теме: