Автомобильный «конструктор»: схема «серого» автоимпорта

После принятия правительством РФ в 2003 году постановлений о повышении таможенных пошлин на ввозимые на территорию России импортные автомобили с пробегом в стране вновь стала популярной схема ввоза иномарок с использованием различных схем, законность которых может вызывать сомнение. Одной из них является приобретение автомобиля, который по документам проходит в качестве «детали» уже растаможенной в России иномарки. В среде профессионалов такие автомобили обозначаются термином «конструктор», а сама схема их импорта популярна, поскольку покупка машины таким способом позволяет сэкономить до 80 % от ее стоимости. Однако последние нововведения в правила оформления таможенных грузов могут уничтожить эту схему.

Схема работает

По сути, схема «конструктора» основана на лакунах российского законодательства, позволяющих оформить один автомобиль на документы другого автотранспортного средства. При этом новая машина оформляется как техническое усовершенствование или запасная часть старой.

Например, владелец автомобиля «Тойота» 1991 года выпуска, имеющий на нее соответствующие документы, прежде всего паспорт транспортного средства (ПТС), может приобрести через специализированный аукцион в Японии более новую модель, скажем 1999 года выпуска.

После получения продавцом денег за выбранный будущим владельцем автомобиль последний отправляют на разборку в специализированный сервис. В Японии, к примеру, этот бизнес поставлен на конвейер, и проблем или задержек, как правило, не возникает, а сама услуга, в зависимости от автомобиля, стоит в среднем около $ 300. Чаще всего разбор автомобиля ограничивается отделением двигателя и подвески от кузова автомобиля и оформлением на каждую из этих частей отдельной накладной. Далее следует погрузка машины на паром или другой транспорт и отправка в ближайший порт или иной пункт приема. Стоимость 2 мест (за кузов и двигатель с трансмиссией и колесами) варьируется в зависимости от габаритов транспортного средства, но в среднем составляет порядка $ 500. Таможенные пошлины на запасные части для автомобиля существенно ниже, чем на готовое изделие. После прохода разобранным автомобилем таможни он отправляется в автосервис, где и проходит обратную сборку.

При этом специализированная компания за относительно умеренную плату (значительно меньшую, нежели стоимость «растаможивания» транспортного средства) выдает заинтересованному лицу документы, в соответствии с которыми новая машина является результатом продолжительного капитального ремонта его старого автомобиля.

При этом в результате подобных работ у машины может меняться модифиуация кузова, объем двигателя, цвет, обивка салона и даже положение руля. Формально же автомобиль остается тем же самым и соответственно не требует прохождения таможенного контроля. Но при этом желательно, чтобы у машин совпадали хотя бы фирмы-производители.

Впрочем, специалисты в сфере «серого» автобизнеса отмечают, что для реализации схемы «конструктора» можно обойтись вообще без «старого» автомобиля, достаточно иметь ПТС на него. Стоимость подобных документов, либо принадлежащих уже нефункционирующим (зачастую утилизированным) машинам, либо изготовленных «на заказ», в зависимости от степени их подлинности, составляет в сети Интернет от $ 100 до 2 000.

Конечно, полная легализация такой машины требует внесения изменений в ПТС (особенно при смене номеров кузова и двигателя, цвета и т. п.). Подобные операции также осуществляются специализированными компаниями, требуют определенного времени и капиталовложений. В ряде случаев оформление документов может превышать стоимость автомобиля на аукционе в Японии, но в конечном итоге оказывается все равно дешевле полностью легальной схемы ввоза подержанного автомобиля с высоким пробегом.

Несмотря на то, что покупка «конструктора» сопряжена с определенным риском того, что оформить его не удастся, реализация такого проекта может снизить стоимость машины в полтора-два раза, а также ввезти в Россию машины, не проходящие по экологическим требованиям, предъявляемым стандартом «Евро-3», введенным в этом году.

Позиция государства

Как уже было отмечено, при оформлении автомобиля на запчасти таможенный контроль обходится импортеру гораздо дешевле, поскольку нет необходимости платить налог на год выпуска, объем двигателя транспортного средства и т. д., ведь «конструктор», по сути, транспортным средством не является.

«Безусловно, нам известно о схеме привоза автомобиля под документы, и мы также знаем, что привлекает человека в этом очень низкая цена автомобиля», — говорит начальник Управления ГИБДД ГУВД Свердловской области Юрий Демин.

Объемы ввоза подержаных автомобилей из-за рубежа, таким образом, с каждым годом только увеличиваются, и на таможне вполне осознают, что Lexus, оформленный как запчасти, в скором времени получит регистрационные номера. Естественно, государство теряет немало денег на этом.

Кроме потерь от таможенных сборов, существует ряд других проблем, которые приносят ввозимые под документы автомобили. Одной из них является торможение всех программ государства, направленных на укрепление производства автомобилей на территории страны. Стоимость тех же японских «конструкторов» несравнимо ниже стоимости новых отечественных и производящихся на территории Российской Федерации импортных автомобилей при как минимум сопоставимом качестве.

Введенный с 1 января 2008 года экологический стандарт «Евро-3» также ставит фактический крест на легальном ввозе старых импортных автомобилей. Продолжение их импорта вредит репутации проводимых реформ и приводит к усилению давления со стороны государства.

Нет ничего удивительного в том, что государство предпринимает целый комплекс мер, призванных ликвидировать данную «серую» схему ввоза иномарок. Как считает Юрий Демин, «конструкторы» переживают последние дни, поскольку каналы ввоза на Дальнем Востоке постепенно закрываются.

«В настоящее время в распоряжении ГИБДД Российской Федерации имеются базы данных, по которым мы легко можем вычислить подлинность проходимого контроль автомобиля. Мы можем проверить год выпуска автомобиля по ПТС, сверить модель, номер кузова и всю комплектацию с тем, что имеется у нас в базе. Если хоть какая-то деталь автомобиля, вплоть до цвета и материала определенной детали, не соответствует указанным в базе данным, такой автомобиль на учет мы не поставим», — утверждает Ю. Демин.

Однако по поводу такого утверждения возникают сомнения, поскольку определить точную серию определенной модели конкретного автомобиля зачастую бывает очень сложно. Чем старше год выпуска, тем меньше информации остается о машине, а многие мелочи указываются исключительно в фирменных каталогах за фиксированные годы, доступ к которым получить бывает очень трудно. Возможно, конечно, ГИБДД и имеет все необходимые данные, но тогда тем более непонятно, почему «конструкторский» бизнес до сих пор существует и, более того, развивается.

Как полагает менеджер ООО «АвтоМост» Андрей Терновских, государственные структуры вполне могут располагать информацией о каждом конкретном автомобиле, пересекающем границу РФ, однако по большому счету это не решит поставленную правительством задачу о полном прекращении постановки «конструкторов» на учет. По мнению специалиста, в законодательстве еще достаточно пробелов на этот счет и «те, кто хочет, привезут в любом случае».

«В настоящее время у нас нет четких указаний сверху о немедленном и абсолютном прекращении выдачи регистрационных номеров «конструкторам», это делается планово и на это не брошены все силы. Если правительство даст такую команду, мы в кратчайшие сроки проведем все необходимые мероприятия. Возможности у нас есть», — отмечает Ю. Демин.

Перспективы

Как отмечают эксперты, полностью закрыть в кратчайшие сроки данный вид бизнеса, скорее всего, не представляется возможным. Для этого необходимо если не полностью перекрыть, то, по крайней мере, серьезно ограничить ввоз «конструкторов» на территорию страны. Однако покупка автомобиля на запчасти за рубежом не является нарушением закона и запрещена быть не может.

«Остается немалое количество людей, которые покупают автомобили на запчасти, потому что им действительно нужны запчасти. Выяснить, зачем именно человек покупает «конструктор», практически невозможно», — говорит А. Терновских.

Более того, ввиду отсутствия на отечественном рынке подержанных автомобилей, способных конкурировать с «конструкторами» по цене и качеству, можно предположить, что запретительные меры могут привести только к росту его криминализации и изобретению новых коррупционных схем легализации «конструкторов».


Другие материалы по теме: