«Эксперт-Урал» и Юлия Литвиненко: «Генеральная репетиция «
27 февраля 2008 (09:02)
Зимний пик туристического сезона прошел гладко: задержки авиарейсов оказались минимальны, с нештатными ситуациями операторы и перевозчики справились. Однако существует еще масса мелочей, которые предстоит исправить к летнему сезону.
В феврале TEZ TOUR, один из крупнейших российских туроператоров, специализирующийся на турецком направлении (8% рынка Анталии, самого популярного побережья одной из самых популярных стран отдыха), озвучил региональные планы на лето-2008. Компания планирует удвоить объем перевозок в Анталию из Екатеринбурга, Магнитогорска и Перми, утроить — из Тюмени, поток из Челябинска вырастет на 65 — 70%. Это первая ласточка тенденций летнего сезона-2008: если предложение отправиться в Турцию превысит спрос, может появиться масса «горящих» туров. Как пройдет летний сезон в целом, можно попытаться спрогнозировать уже сейчас, в том числе подведя итоги зимнего пика 2007/08.
Летная погода
Наиболее показательным считается промежуток с 20 декабря по 10 января, когда туристы в массовом порядке улетают на новогодние праздники. За это время из Екатеринбурга сделано 136 рейсов в дальнее зарубежье: 67 чартеров и 69 регулярных. Это выше прошлогодних показателей на 25%. Всего на отдых отправилось 21 632 пассажира — на 36% больше, чем год назад. Туроператоры и аэропорты достойно справились с увеличившимся пассажиропотоком. В конце 2007 года мы прогнозировали: неразберихи при выполнении зимней чартерной программы будет меньше, потому что объемы авиаперевозок зимой гораздо ниже (подробнее см. «Обогнали самолет» , «Э-У» № 47 от 17.12.07). Мы также акцентировали внимание на том, что именно зимний сезон станет площадкой для отработки взаимодействия туроператоров, авиакомпаний и служб аэропортов в случаях задержек чартерных рейсов. (Напомним: по правилам, вступившим в силу 21 октября 2007 года, в первые два часа ожидания рейса пассажиры имеют право на бесплатные прохладительные напитки, два телефонных звонка или два электронных письма; если ожидание длится более четырех часов, пассажиров обязаны обеспечить горячим питанием, и т.д.)
Случай попрактиковаться в исполнении новых правил выдался единственный: задержался вылет в Хургаду (Египет). 28 декабря пассажирам «Домодедовских авиалиний» пришлось ждать девять часов: слишком поздно прилетел самолет из Москвы, его не успели подготовить к плановому вылету. «Репетиция» прошла успешно. Туристов успокоили, обеспечили связью и горячим питанием, сделали все возможное, чтобы подготовить самолет в сжатые сроки. Туроператоры, перевозчики и службы аэропорта удостоились, пожалуй, высшей в наше время похвалы — от анонимного участника профессионального форума на интернет-портале profi.utravel.ru: «Спасибо всем операторам, а также авиакомпаниям за четкое исполнение всех чартерных обязательств в новогодний период. Удивительно, но механизмы контроля и ответственности сработали в Екатеринбурге хорошо. Все-таки мудрость и организационное взаимодействие служб Кольцово с турфирмами дали свои плоды».
Кольцовский опыт важен не только потому, что задержки в этом аэропорту традиционны (к прочим причинам добавляются ландшафтные особенности, подробнее см. «Задержка реакции» , «Э-У» № 32 от 03.09.07). Аэропорт столицы Урала лидирует по числу перевезенных пассажиров среди региональных центров Урала, Поволжья, Сибири. Планируется, что к 2009 году, с вводом третьего терминала, только за рубеж из Кольцово будет отправляться более миллиона человек в год (для сравнения, в прошлом году общий пассажиропоток челябинского аэропорта Баландино составил 637 тыс. человек).
Однако пассажиропотоки из этих областных центров неуклонно растут: аэропорты претворяют в жизнь планы расширения. Это значит, что туристов из Челябинска, Тюмени, Кургана, которых в 2007 году привлекали новые терминалы Кольцово, будет становиться меньше. Судя по заявленным операторами программам, вылет из родного города станет привычным уже этим летом.
Олимпийское мировосприятие
Этой зимой среди курортных направлений туристы любили Египет, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты. Некоторые направления показали бурный прирост. Например, по данным компании «Натали-Турс», отправившихся на Гоа и в Таиланд стало вдвое больше, хотя обилия дешевых предложений по ним не было.
Летом лидером традиционно останется Турция. Директор представительства TEZ TOUR Игорь Авдокушин так прокомментировал Уральскому туристическому серверу грандиозные планы своей компании на лето-2008: в 2007 году число рейсов на Турцию увеличилось на 76% по сравнению с 2006-м, при этом спрос значительно превысил предложение, был ощутим дефицит мест в отелях и на транспорте. По его словам, объемы TEZ TOUR возрастут за счет увеличения доли оператора на рынке, а также увеличения самого рынка.
Рост предложения на рынке — главная тенденция сезона-2008. Это подтверждается планами туроператоров и тем, что они готовы инвестировать в развитие новых направлений. Так, «Натали-Турс», специально для вхождения в греческий сегмент рынка купила 51% акций компании «Пантеон», специализирующейся на этой стране. Только на телевизионную рекламу в пик сезона, с апреля по июль, компания потратит около 5 млн долларов. Совместные программы этих двух компаний на лето-2008 охватят 50 тыс. человек, при том что совокупный российский турпоток в Грецию в 2007 году составил всего около 250 тыс. человек. Чтобы перевезти за пять месяцев 50 тысяч, придется отправлять 2,5 тыс. человек в неделю, а это уже сопоставимо с египетским направлением. «Натали-Турс» планирует реализовать обширную региональную чартерную программу. «Рейсы в Ираклион (столица острова Крит) будут летать из Самары, Новосибирска, Екатеринбурга, Воронежа и Перми. Причем в Перми после обнародования наших планов два местных туроператора “Феникс” и “Спутник” объявили о возобновлении заброшенной девять лет назад чартерной программы на Салоники (второй по величине город Греции). Так что наш выход на греческий рынок уже поспособствовал его дополнительному росту», — рассказал президент «Натали-Турс» Владимир Воробьев. В итоге компания планирует в пиковые месяцы отправлять по 1200 — 1500 туристов еженедельно на Крит, по 700 — 800 — на Родос. Возможно, что из Екатеринбурга будут летать на Родос напрямую, но пока это направление под большим прессом из-за обширных турецких программ: лететь по времени одинаково, а стоит отдых в Турции на 30 — 50% дешевле островного.Екатеринбургские туроператоры также отмечают минимум 25% роста спроса на традиционные направления. Кроме упомянутых будут популярны Испания, Хорватия. Может вырасти спрос на Китай: в этом году там пройдут летние Олимпийские игры. Мероприятие, правда, ожидается недешевое: минимальная цена путевки на девять ночей, предлагаемой одним из московских туроператоров, составляет 5870 долларов, причем в нее не входит стоимость билетов на открытие и закрытие спортивного праздника.
Подгоревшая картошка
Высокая цена на путевки — не единственный ограничитель роста туристического рынка. Потоки выезжающих, а значит, и доходы туроператоров, могли быть больше, если бы не ограничивались пропускной способностью аэропортов. «Операторы планируют общий рост выездного потока в 2008 году на уровне 20 — 25%, хотя он вполне мог бы составить и 40%. Объем турпотока из Екатеринбурга регулируется не только реальным спросом, но и, например, строго определенным временем заезда, оговоренным принимающей стороной. Если в египетских и турецких отелях нет четко указанного дня заезда, то в европейских отелях — это, как правило, выходные. Но у аэропорта нет возможности поставить все туристические вылеты, скажем, на утро субботы. Можно отправить дополнительный борт вечером, но тогда люди будут прилетать на курорт ночью и заселяться в отель им будет неудобно», — отмечает директор представительства «Натали-Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
Большие проблемы и с самолетным парком. Почему так популярны Египет и Турция? Разумеется, там теплое море, дешевые отели и «все включено». Но самое главное — перелет в эти страны не сдерживается ни сроками выдачи виз, ни типами самолетов, ни временем в пути. Пока самолетов, которые способны летать без посадки по десять часов, в аэропортах не так много. Это обстоятельство также сдерживает рост туристического рынка, вернее, развития новых беспосадочных направлений вылета.
Все это внешние ограничители роста рынка. А есть и внутренние. Чтобы как можно больше заработать в пик сезона, операторам уже сейчас необходимо просчитывать примерный поток туристов, формировать чартерные программы таким образом, чтобы летом не было «горящих» путевок и, соответственно, убытков. Ведь что туристу дешевле, то туркомпании — почти разорение. Главный вопрос любого сезона: что будет «гореть» в этом году. Скорее всего, Турция: объявленные чартерные программы поражают воображение — 31 рейс в неделю из Екатеринбурга, еще столько же — из Челябинска и Перми вместе взятых. Подтянутся даже вторые города, такие как Магнитогорск. Но гадать бесполезно. «Мы на рынке 15 лет, и у нас уже 15 сценариев начала и прохождения летнего сезона, — отмечает Олег Хигер. — В 2006 году спроса на Турцию не было, а на майские праздники она “горела”. В 2007 году спрос на нее вырос в два раза. Почему? Не знаем. Бывало так, что нам приходилось коррелировать планирование вылетов на майские праздники с учетом погодных условий: спроса на отдых не было, пока народ массово не посадил картошку».
Доступ к безмятежности
Скорее всего, этим летом стоимость турпутевок для путешественников немного превысит уровень прошлого года (средняя цена — около тысячи долларов на путешественника). Это связано в первую очередь с дорожающим авиатопливом: в цене турпоездки стоимость авиабилета — примерно 2/3. Прогнозируя динамику отпускных цен на топливо в Кольцово (устанавливаются по согласованию с Свердловским УФАС). Генеральный директор аэропорта Кольцово Кирилл Шубин отметил: «Есть ощущение, что в первом полугодии 2008 года цена зафиксируется» (подробнее см. «Лазейка закрывается» , «Э-У» № 3 — 4 от 28.01.08). Однако очевидно, что к пику отпусков, июлю-августу, цена неизбежно поднимется.
Учитывая дорожающий отпуск, непредсказуемость туристов при покупке путевок, а также тот факт, что по новому закону о туризме все финансовые риски несет туроператор, а не агентство, продавшее путевку, туроператоры ставят себе перед новым сезоном главную задачу — информирование туриста обо всех составляющих рынка, о новых проблемах и рисках. «Турист же не покупает доллары на улице — понимает, какие это риски. Почему же он покупает путевку на отдых у непроверенных турагентств? Неужели не понимает, что его потом с отдыха никакой туроператор вывезти не сможет? Учить потреблять турпродукт правильно — совместная задача туроператоров и власти», — отмечает председатель комитета по внешним связям администрации Екатеринбурга Светлана Гарипова. Туроператоры намерены тщательнее объяснять туристам, что, например, на вывоз ребенка из страны бабушки и дедушки должны взять разрешение его родителей, что если есть непогашенный долг, и по нему вступило в силу решение суда, то турист может вообще никуда не полететь. Слишком много в последнее время с одной стороны — новых правил и законов, с другой — туристов, для которых поездки за границу еще не стали обыденностью.
Очевидно, что необходимо улучшать и наземное обслуживание пассажиров. Вернемся к зимней репетиции: перед полетом невозможно было найти в аэропорту камеру хранения, а тяжелую верхнюю одежду авиакомпании просят оставить на земле — лишний вес. 25 детей не сумели вылететь из страны: у сопровождавших их бабушек-дедушек не оказалось документов, разрешающих вывоз. К самолетам не подавали телескопические трапы (их просто мало), и прилетевшие из теплого Египта испытали на летном поле шоковую акклиматизацию. Приходилось долго, иногда до полутора часов, ждать багаж. Терминалы работали почти с полной загрузкой, а стойки с миграционным контролем — с двукратной… А зимний сезон, повторимся, только репетиция летнего — более жесткого, насыщенного.
Рецепт безмятежного прохождения летнего турпика есть. Это совпадение в одной точке грамотного туриста, надежного туроператора, проверенного турагентства, нового самолета у хорошей авиакомпании и нового аэропорта. Думаете, такое сочетание на практике невозможно?
В феврале TEZ TOUR, один из крупнейших российских туроператоров, специализирующийся на турецком направлении (8% рынка Анталии, самого популярного побережья одной из самых популярных стран отдыха), озвучил региональные планы на лето-2008. Компания планирует удвоить объем перевозок в Анталию из Екатеринбурга, Магнитогорска и Перми, утроить — из Тюмени, поток из Челябинска вырастет на 65 — 70%. Это первая ласточка тенденций летнего сезона-2008: если предложение отправиться в Турцию превысит спрос, может появиться масса «горящих» туров. Как пройдет летний сезон в целом, можно попытаться спрогнозировать уже сейчас, в том числе подведя итоги зимнего пика 2007/08.
Летная погода
Наиболее показательным считается промежуток с 20 декабря по 10 января, когда туристы в массовом порядке улетают на новогодние праздники. За это время из Екатеринбурга сделано 136 рейсов в дальнее зарубежье: 67 чартеров и 69 регулярных. Это выше прошлогодних показателей на 25%. Всего на отдых отправилось 21 632 пассажира — на 36% больше, чем год назад. Туроператоры и аэропорты достойно справились с увеличившимся пассажиропотоком. В конце 2007 года мы прогнозировали: неразберихи при выполнении зимней чартерной программы будет меньше, потому что объемы авиаперевозок зимой гораздо ниже (подробнее см. «Обогнали самолет» , «Э-У» № 47 от 17.12.07). Мы также акцентировали внимание на том, что именно зимний сезон станет площадкой для отработки взаимодействия туроператоров, авиакомпаний и служб аэропортов в случаях задержек чартерных рейсов. (Напомним: по правилам, вступившим в силу 21 октября 2007 года, в первые два часа ожидания рейса пассажиры имеют право на бесплатные прохладительные напитки, два телефонных звонка или два электронных письма; если ожидание длится более четырех часов, пассажиров обязаны обеспечить горячим питанием, и т.д.)
Случай попрактиковаться в исполнении новых правил выдался единственный: задержался вылет в Хургаду (Египет). 28 декабря пассажирам «Домодедовских авиалиний» пришлось ждать девять часов: слишком поздно прилетел самолет из Москвы, его не успели подготовить к плановому вылету. «Репетиция» прошла успешно. Туристов успокоили, обеспечили связью и горячим питанием, сделали все возможное, чтобы подготовить самолет в сжатые сроки. Туроператоры, перевозчики и службы аэропорта удостоились, пожалуй, высшей в наше время похвалы — от анонимного участника профессионального форума на интернет-портале profi.utravel.ru: «Спасибо всем операторам, а также авиакомпаниям за четкое исполнение всех чартерных обязательств в новогодний период. Удивительно, но механизмы контроля и ответственности сработали в Екатеринбурге хорошо. Все-таки мудрость и организационное взаимодействие служб Кольцово с турфирмами дали свои плоды».
Кольцовский опыт важен не только потому, что задержки в этом аэропорту традиционны (к прочим причинам добавляются ландшафтные особенности, подробнее см. «Задержка реакции» , «Э-У» № 32 от 03.09.07). Аэропорт столицы Урала лидирует по числу перевезенных пассажиров среди региональных центров Урала, Поволжья, Сибири. Планируется, что к 2009 году, с вводом третьего терминала, только за рубеж из Кольцово будет отправляться более миллиона человек в год (для сравнения, в прошлом году общий пассажиропоток челябинского аэропорта Баландино составил 637 тыс. человек).
Однако пассажиропотоки из этих областных центров неуклонно растут: аэропорты претворяют в жизнь планы расширения. Это значит, что туристов из Челябинска, Тюмени, Кургана, которых в 2007 году привлекали новые терминалы Кольцово, будет становиться меньше. Судя по заявленным операторами программам, вылет из родного города станет привычным уже этим летом.
Олимпийское мировосприятие
Этой зимой среди курортных направлений туристы любили Египет, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты. Некоторые направления показали бурный прирост. Например, по данным компании «Натали-Турс», отправившихся на Гоа и в Таиланд стало вдвое больше, хотя обилия дешевых предложений по ним не было.
Летом лидером традиционно останется Турция. Директор представительства TEZ TOUR Игорь Авдокушин так прокомментировал Уральскому туристическому серверу грандиозные планы своей компании на лето-2008: в 2007 году число рейсов на Турцию увеличилось на 76% по сравнению с 2006-м, при этом спрос значительно превысил предложение, был ощутим дефицит мест в отелях и на транспорте. По его словам, объемы TEZ TOUR возрастут за счет увеличения доли оператора на рынке, а также увеличения самого рынка.
Рост предложения на рынке — главная тенденция сезона-2008. Это подтверждается планами туроператоров и тем, что они готовы инвестировать в развитие новых направлений. Так, «Натали-Турс», специально для вхождения в греческий сегмент рынка купила 51% акций компании «Пантеон», специализирующейся на этой стране. Только на телевизионную рекламу в пик сезона, с апреля по июль, компания потратит около 5 млн долларов. Совместные программы этих двух компаний на лето-2008 охватят 50 тыс. человек, при том что совокупный российский турпоток в Грецию в 2007 году составил всего около 250 тыс. человек. Чтобы перевезти за пять месяцев 50 тысяч, придется отправлять 2,5 тыс. человек в неделю, а это уже сопоставимо с египетским направлением. «Натали-Турс» планирует реализовать обширную региональную чартерную программу. «Рейсы в Ираклион (столица острова Крит) будут летать из Самары, Новосибирска, Екатеринбурга, Воронежа и Перми. Причем в Перми после обнародования наших планов два местных туроператора “Феникс” и “Спутник” объявили о возобновлении заброшенной девять лет назад чартерной программы на Салоники (второй по величине город Греции). Так что наш выход на греческий рынок уже поспособствовал его дополнительному росту», — рассказал президент «Натали-Турс» Владимир Воробьев. В итоге компания планирует в пиковые месяцы отправлять по 1200 — 1500 туристов еженедельно на Крит, по 700 — 800 — на Родос. Возможно, что из Екатеринбурга будут летать на Родос напрямую, но пока это направление под большим прессом из-за обширных турецких программ: лететь по времени одинаково, а стоит отдых в Турции на 30 — 50% дешевле островного.Екатеринбургские туроператоры также отмечают минимум 25% роста спроса на традиционные направления. Кроме упомянутых будут популярны Испания, Хорватия. Может вырасти спрос на Китай: в этом году там пройдут летние Олимпийские игры. Мероприятие, правда, ожидается недешевое: минимальная цена путевки на девять ночей, предлагаемой одним из московских туроператоров, составляет 5870 долларов, причем в нее не входит стоимость билетов на открытие и закрытие спортивного праздника.
Подгоревшая картошка
Высокая цена на путевки — не единственный ограничитель роста туристического рынка. Потоки выезжающих, а значит, и доходы туроператоров, могли быть больше, если бы не ограничивались пропускной способностью аэропортов. «Операторы планируют общий рост выездного потока в 2008 году на уровне 20 — 25%, хотя он вполне мог бы составить и 40%. Объем турпотока из Екатеринбурга регулируется не только реальным спросом, но и, например, строго определенным временем заезда, оговоренным принимающей стороной. Если в египетских и турецких отелях нет четко указанного дня заезда, то в европейских отелях — это, как правило, выходные. Но у аэропорта нет возможности поставить все туристические вылеты, скажем, на утро субботы. Можно отправить дополнительный борт вечером, но тогда люди будут прилетать на курорт ночью и заселяться в отель им будет неудобно», — отмечает директор представительства «Натали-Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер.
Большие проблемы и с самолетным парком. Почему так популярны Египет и Турция? Разумеется, там теплое море, дешевые отели и «все включено». Но самое главное — перелет в эти страны не сдерживается ни сроками выдачи виз, ни типами самолетов, ни временем в пути. Пока самолетов, которые способны летать без посадки по десять часов, в аэропортах не так много. Это обстоятельство также сдерживает рост туристического рынка, вернее, развития новых беспосадочных направлений вылета.
Все это внешние ограничители роста рынка. А есть и внутренние. Чтобы как можно больше заработать в пик сезона, операторам уже сейчас необходимо просчитывать примерный поток туристов, формировать чартерные программы таким образом, чтобы летом не было «горящих» путевок и, соответственно, убытков. Ведь что туристу дешевле, то туркомпании — почти разорение. Главный вопрос любого сезона: что будет «гореть» в этом году. Скорее всего, Турция: объявленные чартерные программы поражают воображение — 31 рейс в неделю из Екатеринбурга, еще столько же — из Челябинска и Перми вместе взятых. Подтянутся даже вторые города, такие как Магнитогорск. Но гадать бесполезно. «Мы на рынке 15 лет, и у нас уже 15 сценариев начала и прохождения летнего сезона, — отмечает Олег Хигер. — В 2006 году спроса на Турцию не было, а на майские праздники она “горела”. В 2007 году спрос на нее вырос в два раза. Почему? Не знаем. Бывало так, что нам приходилось коррелировать планирование вылетов на майские праздники с учетом погодных условий: спроса на отдых не было, пока народ массово не посадил картошку».
Доступ к безмятежности
Скорее всего, этим летом стоимость турпутевок для путешественников немного превысит уровень прошлого года (средняя цена — около тысячи долларов на путешественника). Это связано в первую очередь с дорожающим авиатопливом: в цене турпоездки стоимость авиабилета — примерно 2/3. Прогнозируя динамику отпускных цен на топливо в Кольцово (устанавливаются по согласованию с Свердловским УФАС). Генеральный директор аэропорта Кольцово Кирилл Шубин отметил: «Есть ощущение, что в первом полугодии 2008 года цена зафиксируется» (подробнее см. «Лазейка закрывается» , «Э-У» № 3 — 4 от 28.01.08). Однако очевидно, что к пику отпусков, июлю-августу, цена неизбежно поднимется.
Учитывая дорожающий отпуск, непредсказуемость туристов при покупке путевок, а также тот факт, что по новому закону о туризме все финансовые риски несет туроператор, а не агентство, продавшее путевку, туроператоры ставят себе перед новым сезоном главную задачу — информирование туриста обо всех составляющих рынка, о новых проблемах и рисках. «Турист же не покупает доллары на улице — понимает, какие это риски. Почему же он покупает путевку на отдых у непроверенных турагентств? Неужели не понимает, что его потом с отдыха никакой туроператор вывезти не сможет? Учить потреблять турпродукт правильно — совместная задача туроператоров и власти», — отмечает председатель комитета по внешним связям администрации Екатеринбурга Светлана Гарипова. Туроператоры намерены тщательнее объяснять туристам, что, например, на вывоз ребенка из страны бабушки и дедушки должны взять разрешение его родителей, что если есть непогашенный долг, и по нему вступило в силу решение суда, то турист может вообще никуда не полететь. Слишком много в последнее время с одной стороны — новых правил и законов, с другой — туристов, для которых поездки за границу еще не стали обыденностью.
Очевидно, что необходимо улучшать и наземное обслуживание пассажиров. Вернемся к зимней репетиции: перед полетом невозможно было найти в аэропорту камеру хранения, а тяжелую верхнюю одежду авиакомпании просят оставить на земле — лишний вес. 25 детей не сумели вылететь из страны: у сопровождавших их бабушек-дедушек не оказалось документов, разрешающих вывоз. К самолетам не подавали телескопические трапы (их просто мало), и прилетевшие из теплого Египта испытали на летном поле шоковую акклиматизацию. Приходилось долго, иногда до полутора часов, ждать багаж. Терминалы работали почти с полной загрузкой, а стойки с миграционным контролем — с двукратной… А зимний сезон, повторимся, только репетиция летнего — более жесткого, насыщенного.
Рецепт безмятежного прохождения летнего турпика есть. Это совпадение в одной точке грамотного туриста, надежного туроператора, проверенного турагентства, нового самолета у хорошей авиакомпании и нового аэропорта. Думаете, такое сочетание на практике невозможно?
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Ведомости»: Российский туроператор «Натали Турс» начнет в этом году возить ...
- «Коммерсантъ», Николай Яблонский пишет: «Всем нужен берег турецкий. «ВИМ-ав ...
- Туроператоры сняли ряд рейсов в Турцию
- Турфирма «Натали Турс» (Екатеринбург): Компания готова выйти этим летом на ...
- Директор представительства «Натали-Турс» в Екатеринбурге Олег Хигер: Рост с ...