«Областная газета» и Тамара Беликова: «Колбаса... и далее по списку»

17 марта 2008 (10:23)

Сегодня праздник всех и каждого — Всемирный день защиты прав потребителей.

Защищать права потребителей законодательно впервые стали в США с подачи президента Джона Кеннеди. В начале 60-х годов он всенародно заявил, что государство обязано защищать права своих граждан, потребляющих товары и услуги. Поскольку граждане менее осведомлены о товаре, чем его производитель, и более подвергаются опасности в случае его плохого качества.

В нашей стране закону о Защите прав потребителей уже более 15 лет. За это время российские покупатели поднаторели в отстаивании своих прав (в том числе и через суд), хотя им еще в этом деле учиться и учиться. Большим подспорьем для них являются различные «правозащитные» потребительские организации. Вчера в ИЦ «ИТАР-ТАСС» председатель Свердловского областного общества защиты прав потребителей «Гарант» Анатолий Яковлев и председатель комитета администрации Екатеринбурга по защите прав потребителей Дмитрий Артемьев рассказали о том, как они судятся с производителями фальсифицированных товаров, продающихся в наших магазинах.

Фальсификация бывает разная. Например, качество товара не соответствует заявленному на маркировке. То есть нарушается одно из основных прав потребителя — право на достоверную информацию.

Возьмем «дело о колбасе», о котором рассказал А.Яковлев. С полгода назад «Гарант» провел проверку колбасных изделий, изготовленных по ГОСТу, и в 56 процентах случаев выявил фальсификацию. В дорогой гостовской колбасе (например, «Докторской», «Молочной», «Русской») не должно быть сои, только мясо, поэтому она и дороже других. Один производитель с той поры исправился, другой вообще ушел с нашего рынка — их имена Анатолий Павлович не стал афишировать. А судился «Гарант» с 000 «Лазурное» из Челябинской области. Надо сказать, дело это непростое и долгое, прецедентов подобных судебных разбирательств нет. Как доказывали — это отдельный рассказ. Доказали. В суде производитель признал, что он поставляет на рынок Свердловской области фальсифицированную (будто бы гостовскую) колбасу «Молочную», хотя в ней есть соя и консерванты.

А.Яковлев подчеркнул, что это признание говорит об умышленном изменении свойств товара, а значит, деяние попадает под уголовную статью о мошенничестве. А это совсем другая ответственность, вплоть до лишения виновного свободы. Это также доказывает, заявил он, что иные производители товаров на «своей» территории торгуют качественной продукцией, а на «чужую» отправляют фальсифицированную.

О судах с производителем тортов торговой марки «М1ге!» 000 «Хлебпром» (он тоже из Челябинска) рассказала главный специалист комитета администрации Екатеринбурга по защите прав потребителей Людмила Тимошинова. Пока еще не все знают, что это торты глубокой заморозки, которые размораживаются перед продажей. К их качеству особые требования, и существует ряд ограничений, например для детей и аллергиков, в употреблении продукта. Все они в удобной и доходчивой для покупателя форме должны быть отражены в его маркировке. На самом деле этикетка торта «Mirel» славится неразборчивым для прочтения даже с лупой текстом. Покупателя вводят в заблуждение разные штампы о сроках хранения продукта.

Разбирательство длилось больше года. Истец (комитет администрации Екатеринбурга по защите прав потребителей в защиту прав неопределенного круга лиц) доказал свою правоту сначала в районном, а потом и в областном суде, который состоялся буквально на днях. Суд признал противоправными действия ответчика и обязал внести исправления в маркировку и упаковку продукции...

Как рассказал Д.Артемьев, наряду с продуктами питания сегодня особенно часто нарушаются права потребителей при покупке сотовых телефонов, а А.Яковлев добавил; при покупке товаров через интернет-магазины. И вместе они сошлись в одном: качество продуктов и товаров за последние годы не растет, а падает.

Такая вот неутешительная констатация факта накануне «профессионального» праздника всех потребителей...


Другие материалы по теме: