«Российская газета», Владимир Васин и Юлия Кибирева: «Время большого ремонта»
20 марта 2008 (13:12)
Внедрять рыночные отношения в сферу управления ЖХК стало выгодно
Челябинская область первой в России заключила договор с федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ. Символический чек на сумму один миллиард 126 миллионов рублей вручил губернатору Петру Сумину министр регионального развития России Дмитрий Козак.
Сами деньги, предназначенные на проведение капремонта жилого фонда, будут перечислены в область весной этого года. К средствам федерального бюджета добавятся 557 миллионов из областного бюджета, 133 миллиона — из муниципальных и 91 миллион — от товариществ собственников жилья (ТСЖ) и непосредственно владельцев домов. Впрочем, не исключено, что суммы, потраченные муниципалитетами, могут и возрасти. К примеру, на эти цели в бюджете столицы Южного Урала заложено 120 миллионов рублей, но глава Челябинска Михаил Юревич уже предложил подчиненным подумать над тем, как довести размер финансирования до полумиллиарда. Например, за счет дополнительных доходов.
В программу 2008 года вошли двенадцать муниципальных образований, выполнивших дюжину выставленных федеральным законодательством условий. Это Челябинск, Кыштым, Миасс, Усть-Катав, Локомотивный городской округ и семь муниципальных районов. А вот второй по величине город области — Магнитогорск — остался без федерального финансирования. В областном министерстве строительства и инфраструктуры объясняют это тем, что городские власти не смогли довести долю частных управляющих организаций в сфере ЖКХ до 50 процентов от работающих в муниципальном образовании. Схожая ситуация сложилась в Копейске и Златоусте, где подготовка к участию в совместной программе капитального ремонта также вошла в финальную стадию.
Очевидно, такой подход к коммунальной реформе — софинансирование — имеет куда большие шансы на успех, чем механическая попытка внедрять в сферу ЖКХ частный капитал, а на жильцов взвалить полную оплату затрат на проведение капитального ремонта жилфонда. Тем более что отдельные дома на Южном Урале не ремонтировались в течение 30-50 и даже 60 лет — при нормативных сроках проведения капремонта раз в 25 лет.
В прошлом году в Челябинской области было отремонтировано 100 тысяч квадратных метров жилья, при том что нуждается в этом более 15 миллионов квадратных метров жилого фонда области. В 2008 году планируется отремонтировать 3100 домов общей площадью более четырех миллионов «квадратов». Всего же программа подразумевает проведение комплексных работ в 9400 домах площадью 12 миллионов квадратных метров — это треть многоквартирного жилья области. Таким образом, благодаря соглашению в 2008 году улучшится качество жилья у 180 тысяч человек, а после полной реализации программы — у 600 тысяч южноуральцев.
Принятие федерального закона о реформировании жилищно-коммунального хозяйства обещает стать выходом из сложившегося тупикового положения в этой сфере. Фактически он начал действовать на территории Челябинской области спустя несколько месяцев после официального вступления в силу, отмечают в региональном министерстве строительства и инфраструктуры. Работа над тем, чтобы область могла попасть в совместную программу, велась чуть ли не круглосуточно: отладка механизмов реализации закона на федеральном уровне не прекращалась, и в режиме реального времени соответствующие корректировки вносились в документацию, подготовленную на местном уровне. Итог известен: первой в стране Челябинская область приобрела право на финансовые вливания из федерального бюджета.
Теперь региональные и местные власти получили сильнейший стимул к внедрению в коммунальную сферу рыночных элементов, хотя эффективность некоторых из них и вызывает сомнение. Прежде всего речь идет ТСЖ, деятельность которых зачастую разочаровывает и жильцов, и местных чиновников. По словам первого заместителя главы Челябинска Сергея Давыдова, от таких товариществ в силу слабой квалификации их функционеров зачастую сложно добиться даже выполнения элементарных формальностей, оговоренных законодательством. К тому же большинство руководителей ТСЖ оказалось явно не готово выложиться в борьбе за федеральные деньги, в результате на долю товариществ придется лишь треть от первоначально запланированной суммы.
Это в областном центре. Ну а в малых городах и сельских районах проблематичным считается уже само создание ТСЖ — предполагаемых опорных точек коммунальной реформы. По некоторым оценкам, для иных муниципальных образований этот фактор может оказаться неодолимым для получения финансовой поддержки из Москвы. Однако, как заметил министр строительства и инфраструктуры области Валерий Шопов, «в соответствии с федеральным законом в программу проведения капитального ремонта попадают те муниципальные образования, где количество ТСЖ не менее пяти процентов. У нас нет полномочий менять федеральное законодательство. Поэтому, если муниципальные образования хотят получить деньги на капитальный ремонт, другого выхода, кроме как стимулировать работу по созданию ТСЖ, у них нет». Так или иначе, региональные власти твердо намерены вовлечь в совместную программу капитального ремонта еще 28 муниципалитетов.
Впрочем, уже в ближайшее время им предстоит решать более приземленные задачи. Во-первых, нехватку строительных рабочих готовятся компенсировать, привлекая студенческие стройотряды, бригады из других регионов, гастарбайтеров. Проблема усугубляется тем, что вопрос качества будет стоять очень серьезно: федеральный фонд не примет у региона отчет о выполненных работах, если он не будет одобрен собственниками жилья. Поэтому в комиссии по отбору подрядчиков войдут представители государственных надзорных органов и муниципальных администраций.
Еще один фактор, который может превратиться в головную боль — это требование пятипроцентной оплаты проводимых работ собственниками жилья. Решения общих собраний жильцов, к сожалению, еще не являются гарантией того, что деньги эти будут собраны. Поэтому область настаивает на том, что до освоения бюджетных средств должны быть потрачены деньги собственников. Правда, предлагается и целый спектр мер поддержки — от рассрочки выплат до финансовой помощи малоимущим со стороны муниципалитетов.
Еще одно обстоятельство, способное сорвать напряженный график работ, тоже связано с жильцами. Программа предусматривает ремонт не только крыш, фасадов, лифтового оборудования, но и внутридомовых систем тепло— и водоснабжения, а для этого потребуется доступ в квартиры. Согласие владельцев на это, как показывает практика, получить бывает непросто. «Ключик» к этой проблеме южноуральские власти пока еще не подобрали. Равно как и к тому, что стоимость материалов, обсчитанная в заранее подготовленных для Москвы сметах, до начала ремонтных работ может вырасти. И значительно.
Челябинская область первой в России заключила договор с федеральным фондом содействия реформированию ЖКХ. Символический чек на сумму один миллиард 126 миллионов рублей вручил губернатору Петру Сумину министр регионального развития России Дмитрий Козак.
Сами деньги, предназначенные на проведение капремонта жилого фонда, будут перечислены в область весной этого года. К средствам федерального бюджета добавятся 557 миллионов из областного бюджета, 133 миллиона — из муниципальных и 91 миллион — от товариществ собственников жилья (ТСЖ) и непосредственно владельцев домов. Впрочем, не исключено, что суммы, потраченные муниципалитетами, могут и возрасти. К примеру, на эти цели в бюджете столицы Южного Урала заложено 120 миллионов рублей, но глава Челябинска Михаил Юревич уже предложил подчиненным подумать над тем, как довести размер финансирования до полумиллиарда. Например, за счет дополнительных доходов.
В программу 2008 года вошли двенадцать муниципальных образований, выполнивших дюжину выставленных федеральным законодательством условий. Это Челябинск, Кыштым, Миасс, Усть-Катав, Локомотивный городской округ и семь муниципальных районов. А вот второй по величине город области — Магнитогорск — остался без федерального финансирования. В областном министерстве строительства и инфраструктуры объясняют это тем, что городские власти не смогли довести долю частных управляющих организаций в сфере ЖКХ до 50 процентов от работающих в муниципальном образовании. Схожая ситуация сложилась в Копейске и Златоусте, где подготовка к участию в совместной программе капитального ремонта также вошла в финальную стадию.
Очевидно, такой подход к коммунальной реформе — софинансирование — имеет куда большие шансы на успех, чем механическая попытка внедрять в сферу ЖКХ частный капитал, а на жильцов взвалить полную оплату затрат на проведение капитального ремонта жилфонда. Тем более что отдельные дома на Южном Урале не ремонтировались в течение 30-50 и даже 60 лет — при нормативных сроках проведения капремонта раз в 25 лет.
В прошлом году в Челябинской области было отремонтировано 100 тысяч квадратных метров жилья, при том что нуждается в этом более 15 миллионов квадратных метров жилого фонда области. В 2008 году планируется отремонтировать 3100 домов общей площадью более четырех миллионов «квадратов». Всего же программа подразумевает проведение комплексных работ в 9400 домах площадью 12 миллионов квадратных метров — это треть многоквартирного жилья области. Таким образом, благодаря соглашению в 2008 году улучшится качество жилья у 180 тысяч человек, а после полной реализации программы — у 600 тысяч южноуральцев.
Принятие федерального закона о реформировании жилищно-коммунального хозяйства обещает стать выходом из сложившегося тупикового положения в этой сфере. Фактически он начал действовать на территории Челябинской области спустя несколько месяцев после официального вступления в силу, отмечают в региональном министерстве строительства и инфраструктуры. Работа над тем, чтобы область могла попасть в совместную программу, велась чуть ли не круглосуточно: отладка механизмов реализации закона на федеральном уровне не прекращалась, и в режиме реального времени соответствующие корректировки вносились в документацию, подготовленную на местном уровне. Итог известен: первой в стране Челябинская область приобрела право на финансовые вливания из федерального бюджета.
Теперь региональные и местные власти получили сильнейший стимул к внедрению в коммунальную сферу рыночных элементов, хотя эффективность некоторых из них и вызывает сомнение. Прежде всего речь идет ТСЖ, деятельность которых зачастую разочаровывает и жильцов, и местных чиновников. По словам первого заместителя главы Челябинска Сергея Давыдова, от таких товариществ в силу слабой квалификации их функционеров зачастую сложно добиться даже выполнения элементарных формальностей, оговоренных законодательством. К тому же большинство руководителей ТСЖ оказалось явно не готово выложиться в борьбе за федеральные деньги, в результате на долю товариществ придется лишь треть от первоначально запланированной суммы.
Это в областном центре. Ну а в малых городах и сельских районах проблематичным считается уже само создание ТСЖ — предполагаемых опорных точек коммунальной реформы. По некоторым оценкам, для иных муниципальных образований этот фактор может оказаться неодолимым для получения финансовой поддержки из Москвы. Однако, как заметил министр строительства и инфраструктуры области Валерий Шопов, «в соответствии с федеральным законом в программу проведения капитального ремонта попадают те муниципальные образования, где количество ТСЖ не менее пяти процентов. У нас нет полномочий менять федеральное законодательство. Поэтому, если муниципальные образования хотят получить деньги на капитальный ремонт, другого выхода, кроме как стимулировать работу по созданию ТСЖ, у них нет». Так или иначе, региональные власти твердо намерены вовлечь в совместную программу капитального ремонта еще 28 муниципалитетов.
Впрочем, уже в ближайшее время им предстоит решать более приземленные задачи. Во-первых, нехватку строительных рабочих готовятся компенсировать, привлекая студенческие стройотряды, бригады из других регионов, гастарбайтеров. Проблема усугубляется тем, что вопрос качества будет стоять очень серьезно: федеральный фонд не примет у региона отчет о выполненных работах, если он не будет одобрен собственниками жилья. Поэтому в комиссии по отбору подрядчиков войдут представители государственных надзорных органов и муниципальных администраций.
Еще один фактор, который может превратиться в головную боль — это требование пятипроцентной оплаты проводимых работ собственниками жилья. Решения общих собраний жильцов, к сожалению, еще не являются гарантией того, что деньги эти будут собраны. Поэтому область настаивает на том, что до освоения бюджетных средств должны быть потрачены деньги собственников. Правда, предлагается и целый спектр мер поддержки — от рассрочки выплат до финансовой помощи малоимущим со стороны муниципалитетов.
Еще одно обстоятельство, способное сорвать напряженный график работ, тоже связано с жильцами. Программа предусматривает ремонт не только крыш, фасадов, лифтового оборудования, но и внутридомовых систем тепло— и водоснабжения, а для этого потребуется доступ в квартиры. Согласие владельцев на это, как показывает практика, получить бывает непросто. «Ключик» к этой проблеме южноуральские власти пока еще не подобрали. Равно как и к тому, что стоимость материалов, обсчитанная в заранее подготовленных для Москвы сметах, до начала ремонтных работ может вырасти. И значительно.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Российская газета», Владимир Васин и Юлия Кибирева: «Время большого ремонт ...
- Свердловская область претендует на получение 1,12 миллиарда рублей из средс ...
- Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунал ...
- Капремонты домов в Челябинской области: Начало эксперимента
- Капремонты домов в Челябинской области: Начало эксперимента