«МК-Урал» и Елена Куликова: «Злоупотребления»
21 марта 2008 (09:13)
Колбаса-ненастоящая, а торт может оказаться... ядовитым!
Праздник оказался испорчен. Аккурат в канун дня пртребителя, который страна, по большей части сама того не зная, отмечала 15 марта, городской комитет по защите прав потребителей и общественная организация «Гарант», защищающая все те же права, озвучили неутешительный итог последних лет работы: качество товаров, продаваемых на Урале, заметно снизилось. Цифры, полученные после масштабной проверки специалистами Роспотребнадзорапо Свердловской области, и вовсе весь праздничный настрои свели на нет. Почти 60% сливочного масла и колбасных изделий фальсифицированы! А по невнимательности, которой отличается рядовой российский покупатель, можно и ядовитый торт прикупить. При этом наказать нерадивого продавца или производителя практически невозможно.
— У нас в законе вообще нет такого понятия, как фальсифицированная продукция, — возмущается председатель Свердловского областного общества по защите прав потребителей «Гарант» Анатолий Яковлев. Сказано только, что фальсифицированный товар — это товар с умышленно измененными характеристиками и составом. Умышленно, понимаете? Это уже относится к уголовному законодательству и называется мошенничеством. А доказать умысел необычайно сложно. Мы же продукцию не имеем права называть фальсифицированной, пока судом не будет вынесено соответствующее решение.
Поскольку наказать фальсификаторов по российским законам весьма и весьма тяжело, проверяющим инстанциям приходится изощряться в поиске «карательных» методов. Обычно сотрудники Роспотребнадзора действуют прозаично: обнаружив, например, сою в колбасе, они отправляются на завод-изготовитель и начинают придираться к несоблюдению санитарных норм — мол, плохо моете чаны, в которых готовится колбаса, освещение никуда не годное... Но руководство завода всегда знает, за что на самом деле наказывают — глядишь, соя исчезает. Однако заявиться на завод с проверкой можно только к «своим», а вот в соседний регион уже не добраться. И в комитете по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга констатируют безрадостный факт: исправляя «недочеты» в производстве продукции, поставляемой на «свой» рынок, производитель начинает переправлять фальсифицированный товар в соседние регионы. Правда, в этом году обществу «Гарант» удалось засудить челябинский колбасный цех «Лазурное», изготавливавший «Докторскую» с 50% добавлением сои.
— Обычно когда мы начинаем подобные проверки и выявляем нарушения, нам звонят директора предприятий и кричат в трубку: «Это подстава! Это заказуха!» Я им предлагаю встретиться в суде, после чего звонки, как правило, прекращаются, — усмехается Анатолий Яковлев. — Но проверки дают результаты. Последняя — по рынку колбасных изделий — привела к тому, что два недобросовестных производителя просто ушли с нашего рынка, еще один устранил допущенные нарушения.
Городской комитет по защите прав потребителей в этом году выиграл еще одно судебное дело, касавшееся тортов кондитерской фабрики «Мирэль». Рассказывая о перипетиях судебной тяжбы, специалист комитета Людмила Тимошинова вспомнила, с каким удовольствием «портила» торты, переворачивая коробки вверх тормашками. Оказалось, что дата производства располагается прямо на дне упаковки. А наклейки с датой изготовления, находящиеся в «более удобных местах» — откровенная липа. Торты «Мирэль» — единственные торты, производящиеся с помощью глубокой заморозки. Проще говоря, приготовить такой тортик могли и год назад, отправить его на склад, а потом только лишь разморозить, наклеить соответствующий ярлычок с датой (торт, как водится, значительно «молодеет») и поставить на прилавок вместе со «свежерожденной» сладкой продукцией. У покупателя обычно не возникает даже мысли о том, что здесь кроется подвох. Торты же, прошедшие заморозку и долгое хранение, могут быть по-настоящему ядовиты — достаточно употребить в производстве хотя бы один компонент ненадлежащей свежести.
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей, предостерег всех покупателей: процессы гниения продолжаются даже при очень низкой температуре, так что такая «сладость» может обернуться серьезным отравлением.
— Ко всему прочему, на тортах «Мирэль» наклеены абсолютно нечитаемые ярлыки, — добавляет Людмила Тимошинова. — Желтый текст на зеленом фоне разобрать невозможно! А ведь там пишутся состав и противопоказания к употреблению. Это издевательство над людьми.
Помимо пищепрома, «сплошное безобразие», по словам Андрея Артемьева, творится на рынке мобильных телефонов, бытовой техники и автомобилей.
— У нас есть подозрение, что в страну часто ввозятся автомобили, не до конца прошедшие технологический контроль на заводе, а у нас они продаются как новые. Я сам — водитель с многолетним стажем, и могу сказать, что у нового автомобиля такие «дефекты», которые мы выявляем, просто невозможны, — уверяет Андрей Дмитриевич.
Анатолий Яковлев добавил к этому списку Интернет-магазины, уследить за которыми чрезвычайно непросто. Более или менее улучшилась ситуация разве что в сфере потребительского кредитования: теперь банки все реже рискуют «недоговаривать» о скрытых комиссиях и процентах.
Почему же качество товаров продолжает ухудшаться? Чиновники и специалисты общества «Гарант» видят две основные причины: недоработки в законодательстве и уменьшение числа проверяющих организаций. Андрей Артемьев убежден, что последнее — результат предпринимательского лобби.
По иронии судьбы, в этом году, на следующий же день после Дня потребителей профессиональный праздник отмечали... работники торговли. Те самые, что так любят обманывать доверчивых покупателей.
Праздник оказался испорчен. Аккурат в канун дня пртребителя, который страна, по большей части сама того не зная, отмечала 15 марта, городской комитет по защите прав потребителей и общественная организация «Гарант», защищающая все те же права, озвучили неутешительный итог последних лет работы: качество товаров, продаваемых на Урале, заметно снизилось. Цифры, полученные после масштабной проверки специалистами Роспотребнадзорапо Свердловской области, и вовсе весь праздничный настрои свели на нет. Почти 60% сливочного масла и колбасных изделий фальсифицированы! А по невнимательности, которой отличается рядовой российский покупатель, можно и ядовитый торт прикупить. При этом наказать нерадивого продавца или производителя практически невозможно.
— У нас в законе вообще нет такого понятия, как фальсифицированная продукция, — возмущается председатель Свердловского областного общества по защите прав потребителей «Гарант» Анатолий Яковлев. Сказано только, что фальсифицированный товар — это товар с умышленно измененными характеристиками и составом. Умышленно, понимаете? Это уже относится к уголовному законодательству и называется мошенничеством. А доказать умысел необычайно сложно. Мы же продукцию не имеем права называть фальсифицированной, пока судом не будет вынесено соответствующее решение.
Поскольку наказать фальсификаторов по российским законам весьма и весьма тяжело, проверяющим инстанциям приходится изощряться в поиске «карательных» методов. Обычно сотрудники Роспотребнадзора действуют прозаично: обнаружив, например, сою в колбасе, они отправляются на завод-изготовитель и начинают придираться к несоблюдению санитарных норм — мол, плохо моете чаны, в которых готовится колбаса, освещение никуда не годное... Но руководство завода всегда знает, за что на самом деле наказывают — глядишь, соя исчезает. Однако заявиться на завод с проверкой можно только к «своим», а вот в соседний регион уже не добраться. И в комитете по защите прав потребителей администрации Екатеринбурга констатируют безрадостный факт: исправляя «недочеты» в производстве продукции, поставляемой на «свой» рынок, производитель начинает переправлять фальсифицированный товар в соседние регионы. Правда, в этом году обществу «Гарант» удалось засудить челябинский колбасный цех «Лазурное», изготавливавший «Докторскую» с 50% добавлением сои.
— Обычно когда мы начинаем подобные проверки и выявляем нарушения, нам звонят директора предприятий и кричат в трубку: «Это подстава! Это заказуха!» Я им предлагаю встретиться в суде, после чего звонки, как правило, прекращаются, — усмехается Анатолий Яковлев. — Но проверки дают результаты. Последняя — по рынку колбасных изделий — привела к тому, что два недобросовестных производителя просто ушли с нашего рынка, еще один устранил допущенные нарушения.
Городской комитет по защите прав потребителей в этом году выиграл еще одно судебное дело, касавшееся тортов кондитерской фабрики «Мирэль». Рассказывая о перипетиях судебной тяжбы, специалист комитета Людмила Тимошинова вспомнила, с каким удовольствием «портила» торты, переворачивая коробки вверх тормашками. Оказалось, что дата производства располагается прямо на дне упаковки. А наклейки с датой изготовления, находящиеся в «более удобных местах» — откровенная липа. Торты «Мирэль» — единственные торты, производящиеся с помощью глубокой заморозки. Проще говоря, приготовить такой тортик могли и год назад, отправить его на склад, а потом только лишь разморозить, наклеить соответствующий ярлычок с датой (торт, как водится, значительно «молодеет») и поставить на прилавок вместе со «свежерожденной» сладкой продукцией. У покупателя обычно не возникает даже мысли о том, что здесь кроется подвох. Торты же, прошедшие заморозку и долгое хранение, могут быть по-настоящему ядовиты — достаточно употребить в производстве хотя бы один компонент ненадлежащей свежести.
Андрей Артемьев, председатель комитета по защите прав потребителей, предостерег всех покупателей: процессы гниения продолжаются даже при очень низкой температуре, так что такая «сладость» может обернуться серьезным отравлением.
— Ко всему прочему, на тортах «Мирэль» наклеены абсолютно нечитаемые ярлыки, — добавляет Людмила Тимошинова. — Желтый текст на зеленом фоне разобрать невозможно! А ведь там пишутся состав и противопоказания к употреблению. Это издевательство над людьми.
Помимо пищепрома, «сплошное безобразие», по словам Андрея Артемьева, творится на рынке мобильных телефонов, бытовой техники и автомобилей.
— У нас есть подозрение, что в страну часто ввозятся автомобили, не до конца прошедшие технологический контроль на заводе, а у нас они продаются как новые. Я сам — водитель с многолетним стажем, и могу сказать, что у нового автомобиля такие «дефекты», которые мы выявляем, просто невозможны, — уверяет Андрей Дмитриевич.
Анатолий Яковлев добавил к этому списку Интернет-магазины, уследить за которыми чрезвычайно непросто. Более или менее улучшилась ситуация разве что в сфере потребительского кредитования: теперь банки все реже рискуют «недоговаривать» о скрытых комиссиях и процентах.
Почему же качество товаров продолжает ухудшаться? Чиновники и специалисты общества «Гарант» видят две основные причины: недоработки в законодательстве и уменьшение числа проверяющих организаций. Андрей Артемьев убежден, что последнее — результат предпринимательского лобби.
По иронии судьбы, в этом году, на следующий же день после Дня потребителей профессиональный праздник отмечали... работники торговли. Те самые, что так любят обманывать доверчивых покупателей.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Труд» и Дарья Вахрушева: «Глубокая разморозка»
- Председатель Свердловского областного общества по защите прав потребителей ...
- «Областная газета» и Тамара Беликова: «Колбаса... и далее по списку»
- Председатель комитета по защите прав потребителей Андрей Артемьев: Новая ре ...
- Председатель отдела по защите прав потребителей общественной организации «Г ...