«Российская газета» и Светлана Добрынина: «Городок без гражданства»
10 апреля 2008 (09:01)
Открытие центра для трудовых мигрантов тормозит нерешенный земельный вопрос
Репортаж, вышедший в эфир всех общероссийских телеканалов еще в конце 2004 года, стал настоящей сенсацией: в Екатеринбурге близ аэропорта Кольцово готовится к открытию специальный городок для мигрантов. Подобной цивилизованной территории для принятия иностранцев, приехавших на работу, в стране еще не было.
Журналисты ходили по чистым аккуратным комнатам и удивлялись. В общежитии для мигрантов было продумано все до мелочей. Для приезжих установили не только кровати, телевизоры, холодильники, но даже сушилки для обуви. Тогда казалось, что осталось лишь встретить прибывшие трудовые резервы хлебомсолью.
Однако до этого так и не дошло. Минуло более трех лет, а уникальный городок до сих пор не принял ни одного мигранта. На его возведение потрачено из бюджета области 37,5 миллиона рублей, но комнаты общежития попрежнему пустуют.
Как уверял меня заместитель директора учреждения «Свердловский областной миграционный центр» Александр Выходцев, для полной сдачи объекта необходимо доделать мелочи, к примеру, подвести кабель и подключить уже смонтированную пожарную сигнализацию. И строители готовы все быстро привести в порядок, если им выплатят долги.
Как мы выяснили, часть требуемых средств была выделена из областного бюджета еще в конце 2006 года и даже перечислена на счет областного ГУВД, на чьем балансе сейчас числится имущественный комплекс бывшей воинской части № 121 на Горнистов, 15, но деньги ушли не по назначению. У руководства ГУВД есть внятное объяснение, почему так произошло: дескать, строители не успели в должные сроки освоить всю сумму. Вернуть ее ГУВД готово, но... с вычетом 15 процентов — то есть 600 тысяч рублей. Вы не подумайте, что это некие комиссионные за нерасторопность, — скорее переоценка ценностей.
Дыра с реконструкцией
Это только непосвященному кажется, что между понятиями «капитальный ремонт» и «реконструкция» фактически нет разницы. На самом деле она существенная. Реконструкционные работы оцениваются процентов на 15 дороже.
— Честно говоря, я даже в страшном сне не мог представить, какие препоны нам необходимо будет преодолеть, — признается Александр Выходцев. — Когда нам передали под создание миграционного центра бывший военный городок, иначе как «графскими развалинами» эти строения назвать было нельзя. Здания пустовали уже семь лет. Уцелели одни стены — ни окон, ни дверей, ни внутренних перегородок, ни сантехники, ни электрики — все вынесено. Поэтому и затраты такие большие. Реконструкция всегда обходится дороже, чем строительство. Странно, что это приходится доказывать.
В принципе, можно и не доказывать. Можно устроить экскурсию и провести сомневающихся по тем зданиям бывшего военного городка, которых еще не коснулся «миграционный ренессанс». Бывшая чайная, клуб, библиотека до сих пор взирают пустыми оконными проемами на восстановленное здание казармы.
Нелегальный расчет
Вот точно так же неприглядно сейчас выглядит и ситуация с проживанием гастарбайтеров в наших городах. Ктото сказал, что они живут, как тараканы: лепятся по темным углам, ищут хлебные места и разносят заразу. Сравнение, конечно, грубое, но во многом отражает действительность. В последние годы стало очевидно, что не заниматься решением этой проблемы нельзя. Миграционная служба РФ наводит порядок с регистрацией мигрантов, проверкой их здоровья. Но, не занимаясь созданием условий для иностранцев, приехавших на заработки в Россию, мы закладываем мину замедленного действия.
Нынешним летом Урал наводнят нелегальные мигранты, уверена уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Предусмотренный квотой лимит разрешений на работу для иностранных граждан в 2008 году использован уже приблизительно на 80 процентов, а они все прибывают.
Татьяна Мерзлякова, кстати, была одним из инициаторов создания миграционного городка. И задержку с осуществлением проекта воспринимает как большой ущерб для области.
Данные о количестве въезжающих на Урал мигрантов сильно разнятся. Пограничники сообщают, что в 2007 году в Свердловскую область въехало около 120 тысяч иностранцев, около 80 тысяч из них получили разрешение на работу. А по данным миграционной службы, в тот же год легально на территории региона работало 60 тысяч мигрантов. Где растворилась разница, доподлинно никто не знает. Вероятнее всего, они просто существуют нелегально. В любом случае Свердловская область прочно входит в тройку российских регионов, куда устремляется наибольший миграционный поток.
— Дело не только в том, что иностранцам неудобно и некомфортно. Это для России стыдно и экономически невыгодно, — уверен директор Свердловского миграционного центра Сергей Крайнов. — Ведь мы знаем, чем такая армия людей занимается на нашей территории. Страна теряет деньги, не получая налогов. И год от года проблема будет нарастать, потому что потребность в рабочей силе увеличивается, нам волейневолей придется приглашать на работу все больше иностранцев. А для этого необходимо создать целую систему приема и всесторонней адаптации мигрантов в Свердловской области.
Земля преткновения
Тот факт, что мы не готовы принять мигрантов, несмотря на то, что раньше других регионов озаботились решением этой проблемы, не раз обсуждался на совещаниях в правительстве Свердловской области. Беда в том, что тормозится решение организационных вопросов, главный из которых — земля, на которой осуществляется проект. Она до сих пор не передана из федеральной собственности в областную.
Участок сейчас находится в распоряжении ГУВД Свердловской области. Когда пять лет назад решался вопрос о строительстве на территории бывшей воинской части миграционного городка, предполагалось, что передача земли будет вестись параллельно с возведением центра. Сделать это предполагалось в несколько этапов: сначала из ведения Минобороны землю передали МВД. Довести процесс до логического завершения — оформить участок в областную собственность — поручили ГУВД Свердловской области. За несколько лет это так и не было сделано.
Более того, милицейский главк диктует свои условия существования и развития городка. Одно из последних — немедленное строительство приемникараспределителя для проверки на благонадежность въезжающих иностранцев.
Создание такого контрольнопропускного пункта предусмотрено во всех милицейских планах. Но осуществить их помешала...межа. Руководство ГУВД предпочитает землю под приемникомраспределителем оставить за собой. Поэтому необходимо перед окончательным разделом земли провести размежевание. Компромисс найден, и границы определены. Но времято идет.
Мечта в плане
В ногу со временем меняются перспективы. О том, что проект миграционного центра может перерасти в нечто большее, стало очевидно сразу. Уже после того самого первого телерепортажа в областное миграционное управление наперебой начали звонить представители крупнейших уральских предприятий — Уралмаша, «Калины», Шинного завода, Атомстройкомплекса и многих других. Предлагали одно: давайте вместе с центром, где мигранты будут проходить начальную проверку и получать все необходимые документы, построим и общежития. В них можно будет селить уже устроившихся на заводы иностранцев. Таким образом, городок мигрантов приобрел новое назначение и новые черты.
При активном участии председателя правительства области Виктора Кокшарова подготовлен генеральный план расширенного проекта городка, примыкающего к первоначальному плацдарму — территории бывшей военной части. На 20 гектарах должны вырасти пятнадцать общежитий для мигрантов, где в течение года смогут проживать не менее шести тысяч человек. Поликлиника с собственным стационаром, учебноконсультационный центр, в котором иностранцы смогут подучить русский язык и российское законодательство, а также при необходимости усовершенствовать профессиональные навыки. Административное здание управления федеральной миграционной службы, где можно будет получить все разрешительные документы. И прочее, прочее. В том числе и приемникраспределитель для нежелательных гостей изза рубежа и даже центр национальной культуры, где будут находиться штабквартиры всех иностранных диаспор Среднего Урала.
Когда об этом проекте правительства Свердловской области узнали в ФМС России, в Международной организации миграции, руководители государственных предприятий Кыргызстана, Таджикистана и других стран СНГ, занимающиеся вопросами внешней трудовой миграции, и даже в госдепартаменте США и ОБСЕ, оценка была однозначной: аналогов городка для иностранных трудовых мигрантов нет еще в мире. Надо полагать, и у гостей саммита ШОС этот проект вызвал бы огромный резонанс. Если, конечно, он начнет к тому времени осуществляться.
Планы действительно вдохновляют. Но, как доказывает жизнь, на одном вдохновении не то что города — городки не строятся. А пока первенец миграционного чуда — единственное готовое общежитие — красуется за бетонным, обнесенным колючей проволокой забором бывшего военного городка. Держит оборону. С одной стороны, от хулиганов, желающих поживиться на незаселенном объекте, с другой, от нерасторопных чиновников из ГУВД.
Пока готовился этот материал, в правительстве области прошло очередное совещание по строительству миграционного городка: о проделанной работе перед областным премьером Виктором Кокшаровым отчитались все участвующие в проекте стороны. В результате даны поручения решить вопросы погашения задолженности, размежевания земли для дальнейшей передачи ее из федеральной в областную собственность и другие. «Российская газета» будет следить за дальнейшим развитием событий.
Репортаж, вышедший в эфир всех общероссийских телеканалов еще в конце 2004 года, стал настоящей сенсацией: в Екатеринбурге близ аэропорта Кольцово готовится к открытию специальный городок для мигрантов. Подобной цивилизованной территории для принятия иностранцев, приехавших на работу, в стране еще не было.
Журналисты ходили по чистым аккуратным комнатам и удивлялись. В общежитии для мигрантов было продумано все до мелочей. Для приезжих установили не только кровати, телевизоры, холодильники, но даже сушилки для обуви. Тогда казалось, что осталось лишь встретить прибывшие трудовые резервы хлебомсолью.
Однако до этого так и не дошло. Минуло более трех лет, а уникальный городок до сих пор не принял ни одного мигранта. На его возведение потрачено из бюджета области 37,5 миллиона рублей, но комнаты общежития попрежнему пустуют.
Как уверял меня заместитель директора учреждения «Свердловский областной миграционный центр» Александр Выходцев, для полной сдачи объекта необходимо доделать мелочи, к примеру, подвести кабель и подключить уже смонтированную пожарную сигнализацию. И строители готовы все быстро привести в порядок, если им выплатят долги.
Как мы выяснили, часть требуемых средств была выделена из областного бюджета еще в конце 2006 года и даже перечислена на счет областного ГУВД, на чьем балансе сейчас числится имущественный комплекс бывшей воинской части № 121 на Горнистов, 15, но деньги ушли не по назначению. У руководства ГУВД есть внятное объяснение, почему так произошло: дескать, строители не успели в должные сроки освоить всю сумму. Вернуть ее ГУВД готово, но... с вычетом 15 процентов — то есть 600 тысяч рублей. Вы не подумайте, что это некие комиссионные за нерасторопность, — скорее переоценка ценностей.
Дыра с реконструкцией
Это только непосвященному кажется, что между понятиями «капитальный ремонт» и «реконструкция» фактически нет разницы. На самом деле она существенная. Реконструкционные работы оцениваются процентов на 15 дороже.
— Честно говоря, я даже в страшном сне не мог представить, какие препоны нам необходимо будет преодолеть, — признается Александр Выходцев. — Когда нам передали под создание миграционного центра бывший военный городок, иначе как «графскими развалинами» эти строения назвать было нельзя. Здания пустовали уже семь лет. Уцелели одни стены — ни окон, ни дверей, ни внутренних перегородок, ни сантехники, ни электрики — все вынесено. Поэтому и затраты такие большие. Реконструкция всегда обходится дороже, чем строительство. Странно, что это приходится доказывать.
В принципе, можно и не доказывать. Можно устроить экскурсию и провести сомневающихся по тем зданиям бывшего военного городка, которых еще не коснулся «миграционный ренессанс». Бывшая чайная, клуб, библиотека до сих пор взирают пустыми оконными проемами на восстановленное здание казармы.
Нелегальный расчет
Вот точно так же неприглядно сейчас выглядит и ситуация с проживанием гастарбайтеров в наших городах. Ктото сказал, что они живут, как тараканы: лепятся по темным углам, ищут хлебные места и разносят заразу. Сравнение, конечно, грубое, но во многом отражает действительность. В последние годы стало очевидно, что не заниматься решением этой проблемы нельзя. Миграционная служба РФ наводит порядок с регистрацией мигрантов, проверкой их здоровья. Но, не занимаясь созданием условий для иностранцев, приехавших на заработки в Россию, мы закладываем мину замедленного действия.
Нынешним летом Урал наводнят нелегальные мигранты, уверена уполномоченная по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова. Предусмотренный квотой лимит разрешений на работу для иностранных граждан в 2008 году использован уже приблизительно на 80 процентов, а они все прибывают.
Татьяна Мерзлякова, кстати, была одним из инициаторов создания миграционного городка. И задержку с осуществлением проекта воспринимает как большой ущерб для области.
Данные о количестве въезжающих на Урал мигрантов сильно разнятся. Пограничники сообщают, что в 2007 году в Свердловскую область въехало около 120 тысяч иностранцев, около 80 тысяч из них получили разрешение на работу. А по данным миграционной службы, в тот же год легально на территории региона работало 60 тысяч мигрантов. Где растворилась разница, доподлинно никто не знает. Вероятнее всего, они просто существуют нелегально. В любом случае Свердловская область прочно входит в тройку российских регионов, куда устремляется наибольший миграционный поток.
— Дело не только в том, что иностранцам неудобно и некомфортно. Это для России стыдно и экономически невыгодно, — уверен директор Свердловского миграционного центра Сергей Крайнов. — Ведь мы знаем, чем такая армия людей занимается на нашей территории. Страна теряет деньги, не получая налогов. И год от года проблема будет нарастать, потому что потребность в рабочей силе увеличивается, нам волейневолей придется приглашать на работу все больше иностранцев. А для этого необходимо создать целую систему приема и всесторонней адаптации мигрантов в Свердловской области.
Земля преткновения
Тот факт, что мы не готовы принять мигрантов, несмотря на то, что раньше других регионов озаботились решением этой проблемы, не раз обсуждался на совещаниях в правительстве Свердловской области. Беда в том, что тормозится решение организационных вопросов, главный из которых — земля, на которой осуществляется проект. Она до сих пор не передана из федеральной собственности в областную.
Участок сейчас находится в распоряжении ГУВД Свердловской области. Когда пять лет назад решался вопрос о строительстве на территории бывшей воинской части миграционного городка, предполагалось, что передача земли будет вестись параллельно с возведением центра. Сделать это предполагалось в несколько этапов: сначала из ведения Минобороны землю передали МВД. Довести процесс до логического завершения — оформить участок в областную собственность — поручили ГУВД Свердловской области. За несколько лет это так и не было сделано.
Более того, милицейский главк диктует свои условия существования и развития городка. Одно из последних — немедленное строительство приемникараспределителя для проверки на благонадежность въезжающих иностранцев.
Создание такого контрольнопропускного пункта предусмотрено во всех милицейских планах. Но осуществить их помешала...межа. Руководство ГУВД предпочитает землю под приемникомраспределителем оставить за собой. Поэтому необходимо перед окончательным разделом земли провести размежевание. Компромисс найден, и границы определены. Но времято идет.
Мечта в плане
В ногу со временем меняются перспективы. О том, что проект миграционного центра может перерасти в нечто большее, стало очевидно сразу. Уже после того самого первого телерепортажа в областное миграционное управление наперебой начали звонить представители крупнейших уральских предприятий — Уралмаша, «Калины», Шинного завода, Атомстройкомплекса и многих других. Предлагали одно: давайте вместе с центром, где мигранты будут проходить начальную проверку и получать все необходимые документы, построим и общежития. В них можно будет селить уже устроившихся на заводы иностранцев. Таким образом, городок мигрантов приобрел новое назначение и новые черты.
При активном участии председателя правительства области Виктора Кокшарова подготовлен генеральный план расширенного проекта городка, примыкающего к первоначальному плацдарму — территории бывшей военной части. На 20 гектарах должны вырасти пятнадцать общежитий для мигрантов, где в течение года смогут проживать не менее шести тысяч человек. Поликлиника с собственным стационаром, учебноконсультационный центр, в котором иностранцы смогут подучить русский язык и российское законодательство, а также при необходимости усовершенствовать профессиональные навыки. Административное здание управления федеральной миграционной службы, где можно будет получить все разрешительные документы. И прочее, прочее. В том числе и приемникраспределитель для нежелательных гостей изза рубежа и даже центр национальной культуры, где будут находиться штабквартиры всех иностранных диаспор Среднего Урала.
Когда об этом проекте правительства Свердловской области узнали в ФМС России, в Международной организации миграции, руководители государственных предприятий Кыргызстана, Таджикистана и других стран СНГ, занимающиеся вопросами внешней трудовой миграции, и даже в госдепартаменте США и ОБСЕ, оценка была однозначной: аналогов городка для иностранных трудовых мигрантов нет еще в мире. Надо полагать, и у гостей саммита ШОС этот проект вызвал бы огромный резонанс. Если, конечно, он начнет к тому времени осуществляться.
Планы действительно вдохновляют. Но, как доказывает жизнь, на одном вдохновении не то что города — городки не строятся. А пока первенец миграционного чуда — единственное готовое общежитие — красуется за бетонным, обнесенным колючей проволокой забором бывшего военного городка. Держит оборону. С одной стороны, от хулиганов, желающих поживиться на незаселенном объекте, с другой, от нерасторопных чиновников из ГУВД.
Пока готовился этот материал, в правительстве области прошло очередное совещание по строительству миграционного городка: о проделанной работе перед областным премьером Виктором Кокшаровым отчитались все участвующие в проекте стороны. В результате даны поручения решить вопросы погашения задолженности, размежевания земли для дальнейшей передачи ее из федеральной в областную собственность и другие. «Российская газета» будет следить за дальнейшим развитием событий.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Российская газета» и Ольга Мелкозерова: «Участок преткновения»
- «Российская газета» и Ольга Мелкозерова: «Беспочвенные надежды»
- Комплекс зданий бывшего военного городка № 121 будет передан в собственност ...
- На строительство миграционного центра в Екатеринбурге будет выделено 18 млн ...
- «Вечерний Екатеринбург», Ирина Богданова пишет: «Нелегальные гастарбайтеры ...