«Уральский рабочий» и Леонид Жвакин: «За что мы платим риелтору»

15 апреля 2008 (09:25)

Ответственность перед клиентом — дело добровольное.

Взлет цен на недвижимость, в результате которого за два года квадратные метры подорожали вдвое, породил некоторую неразбериху в ценовой политике риелторов. Не решаясь прицепить комиссионные к раздутой стоимости объектов, агенты оценивают свои услуги очень уж приблизительно, как будто меряют «на глазок».

Когда-то все было понятно — твердый процент (в среднем — пять) от стоимости недвижимого объекта. Но наступил 2006 год, и цены на жилье полезли вверх на глазах изумленной публики. Плавающая до этого около 30 тысяч рублей за «квадрат» цена, к настоящему времени перевалила далеко за 60. Несмотря на соблазн, подсаживаться на эту волну риелторы не стали, и процентная комиссия сошла на нет. Еще бы; пять процентов от нынешней бюджетной «однушки» за 2,5 млн — 125 тысяч рублей! Однако и рублевых тарифов на свои услуги риелторы не ввели, решив дождаться стабилизации рынка. Есть агентства, где уверяют, что их услуги вовсе бесплатны, Однако на поверку оказывается, что свою долю агенты закладывают в стоимость, по которой выставляют объект на продажу, и их доля в результате может составить все десять процентов.

Чаще же клиенту называется та цена, за которую фирмы готовы работать. Формально это может выглядеть так: «Стоимость услуги от трех (но не менее 60 000 рублей) до 10 процентов от стоимости продаваемой недвижимости». Так как сумма внятно не обоснована, у клиента создается впечатление, будто взята она с потолка, и неизбежно встает вопрос: за что я плачу?

Тайна за семью процентами

Вопрос «за что?» отсылает к самому содержанию риелторской услуги и весьма актуален и в «мирное» для рынка время, когда балом правит процент. Понятно ведь, что действия риел-торов по продаже одно— и двухкомнатных квартир абсолютно идентичны. Откуда тогда разница в комиссионных? В Уральской палате недвижимости (УПН) оценивают ситуацию так:

— Суть риелторской услуги состоит не в том, чтобы сбегать в интересах клиента в ЖКО, БТИ и отнести справки в регистрационную палату. Это техническая работа. Риелтор прежде всего занимается обеспечением чистоты сделки, берет на себя ответственность за дальнейшую судьбу объекта недвижимости. Поэтому логично, что стоимость услуг риелторов пропорциональна цене квартиры и, соответственно, объему ответственности, — разъясняет свою позицию Рустем Галеев, исполнительный директор УПН. — Ни у кого ведь не возникает вопроса, почему нотариус за одну запись берет полтора процента от стоимости регистрируемого объекта — будь то хрущев-ка или элитный коттедж. Такой порядок прямо прописан в законе.

Обязательства по возмещению ущерба, понесенного в результате непрофессиональных действий риелторов, нигде не прописаны, а значит и возникнуть могут лишь по доброй воле самих виновных, В УПН при этом уверяют, что большинство местных риелторов готовы брать на себя эти риски, а случись какой спор по поводу прав на собственность, прошедшую через их руки, — и защитят, и все убытки компенс ируют:

— В сегодняшней ситуации жесткой конкуренции каждое агентство очень щепетильно относится к своей репутации. Проблемные сделки никому не нужны, — заверяет Галеев. — Да, ответственность больше моральная, но она есть. Просто не все участники рынка готовы открыто объявить, что в случае чего возместят понесенный ущерб.

Справки «на развес»

В апреле в Екатеринбурге открылся филиал московских риелторов. Топ-менеджеры компании на пресс-конференции по случаю старта региональной экспансии декларировали, что готовят на уральском риелторском рынке настоящую революцию, один из основных девизов которой — прозрачные цены. На деле выяснилось, что берут здесь три «обычных» процента, а вся прозрачность состоит в отсутствии скрытых комиссий и регламентации всех телодвижений в договоре и допсоглашениях.

В Москве управленцы компании пошли дальше и в прошлом году вывели на рынок экспертное риелт-бюро, которое занято продажей риелторских услуг «на развес». Концепция состоит в том, что человек, решивший самостоятельно манипулировать своей недвижимостью, обращается к специалистам за конкретным советом или делегирует работу над конкретным этапом сделки.

Исполнительный директор УПН Рустем Галеев такой подход считает не самым безопасным для клиента:

— Если раздробить услугу на ряд действий, то, конечно, их стоимость не может зависеть от цены объекта недвижимости и в совокупности окажется ниже среднерыночной. Другое дело, что только закрепленная в договоре формулировка «комплексная услуга» влечет ответственность ри-елтора за дальнейшую судьбу объекта сделки. В противном случае, когда все разложено по полочкам, обращаться в агентство за возмещением нанесенного ущерба бесполезно. Вам скажут: «Это мы сделали, это сделали, это сделали. Услуги оказаны в полном объеме, Какие претензии?»

Ищем ответственных

От чего бы ни отталкивались риелторы, назначая цену, цифры у них выходят примерно одинаковыми (за исключением совсем молодых компаний, готовых к демпингу}. Что же до прозрачности, то Рустем Галеев обещает в ближайшее время восстановление господства процентных тарифов. Так что остается искать риелторов, чьи комиссионные максимально «исполнены ответственностью». Обращаем внимание на следующее.

Во-первых, членство в УПН. Наша палата работу своих членов контролирует, Вторая ступень фильтрации — добровольная сертификация услуг агентства. Когда в 2002 году отменили лицензирование риелторской деятельности, Российская гильдия риелторов разработала и зарегистрировала в Госстандарте РФ систему добровольной сертификации агентств недвижимости.

— Я часто встречаю людей, которые хотели бы получить профессиональную помощь при операциях с недвижимостью, но никак не могут определиться с выбором риелторской компании, Мой совет для них универсален: надо выбирать тех, у кого есть сертификат соответствия российскому стандарту «Услуги брокерские на рынке недвижимости». Те компании, которые выдержали строгую проверку для прохождения сертификации, обязательно застраховали свою ответственность перед клиентом, у них есть квалифицированные кадры, а все договоры проверены на соответствие российским стандартам, — замечает директор агентства недвижимости Елена Афанасьева.

Надо сказать, что некоторые уральские агентства добровольно застраховали профессиональную ответственность перед клиентами на-сумму, в разы превышающую требование стандарта. Если у потребителя возникнут материальные претензии к застрахованному агентству, они будут рассмотрены в досудебном порядке специальным комитетом, созданном при УПН.


Другие материалы по теме: