СУБР: перспективы

Представители металлургического холдинга «РУСАЛ» отмечают, что работа на Североуральском бокситовом руднике будет возобновлена после внедрения механизмов, гарантирующих недопущение проведения незаконных акций протеста.

Горняки шахты «Красная шапочка», входящей в состав Североуральского бокситового рудника (СУБР) ОК «РУСАЛ», проведя под землей девять дней, на минувшей неделе вышли на поверхность. Как отмечают представители РУСАЛа, компания удовлетворена тем, что участники акции вышли на поверхность и ничто не угрожает их здоровью и безопасности.

«Гапоновская» провокация?

Напомним, забастовка на шахте «Красная шапочка» была инициирована малочисленной группой членов НПГ (председатель первичной организации — Валерий Золотарев). За все время продолжения акции под землей находилось более 100 горняков, препятствуя тем самым работе других смен и участков.

В 2007 году в ходе длительных переговоров коллективный договор ОАО «СУБР» пролонгирован с внесенными в него изменениями и подписан от имени членов двух самых массовых профсоюзов на предприятии. В переговорах принимал участие и В. Золотарев, который в тот момент не инициировал возбуждение коллективного трудового спора. Более того, незаконный отказ от работы является нарушением действующего законодательства, правил трудового внутреннего распорядка, техники безопасности и охраны труда.

Представителями исполкома центрального совета Горно-металлургического профсоюза России (ЦС ГМПР) и Независимого профсоюза горняков России (НПГ России) были опубликованы заявления, касающиеся данной забастовки.

В частности, исполком ЦС ГМПР расценил действия организаторов забастовки, играющих на естественных экономических интересах работников СУБРа, как «гапоновскую» провокацию, направленную на спасение авторитета своей малочисленной организации.

«Организаторы забастовки, прикрываясь бесспорными лозунгами повышения заработной платы, прекращения работы в выходные дни и продолжения строительства новых шахт, разрушают укрепившийся в последнее время социальный диалог, срывают совместные усилия других первичных организаций профсоюзов в решении комплекса социально-трудовых проблем горняков Северного Урала, в том числе и в тех вопросах, о решении которых в качестве своей цели заявляют и организаторы забастовки», — говорится в заявлении исполкома ЦС ГМПР.

«Нынешние действия В. Золотарева — это прежде всего попытки дискредитировать другие профсоюзы и увеличить численность своей организации через провокации, через очернительство тех, кто своей деятельностью не раз доказывал и будет доказывать верность интересам наемных работников, принципиальность в их отстаивании. Это недостойные действия, которые всегда осуждаются мировым профсоюзным сообществом», — отмечается в заявлении ЦС ГМПР.

«Своими действиями группа Валерия Золотарева сделала заложниками своих амбиций не только рядовых участников конфликта, находящихся под землей, но и поставила под угрозу будущее всего рудника», — говорится в заявлении Независимого профсоюза горняков России, подписанном председателем НПГ России А. Сергеевым.

Напомним также о том, что еще ранее три профсоюзные организации СУБРа — первичная профсоюзная организация Горно-металлургического профсоюза России, региональное объединение Независимого профсоюза горнозаводского Урала и территориальное объединение Профсоюза горняков Урала Североуральского городского округа — выразили свое несогласие с незаконными действиями членов профсоюза объединенной первичной организации Независимого профсоюза горняков России СУБРа.

Позиции

Свою позицию уже определили и региональные власти.

Так, на традиционной пресс-конференции губернатор Свердловской области Эдуард Россель отметил, что незаконный трудовой конфликт должен был перейти в рамки федерального законодательства.

«Сначала должно было пройти собрание, на котором должны были быть выбраны делегаты. Потом нужно было собрать конференцию, пригласить на нее работодателей, выдвинуть требования. Затем в диалоговом режиме принимать решение. Там же как-то все спонтанно произошло», — заявил губернатор.

Как ранее заявлял представитель ОК «РУСАЛ» по информационной работе в Уральском регионе Роман Лукичев, двухлетний коллективный договор компанией полностью выполняется.

В 2006 году рост заработной платы составил 18,4 %, в 2007 году — 14,5 %. В частности, заработная плата горнорабочего очистного забоя выросла на 16,5 и 13 % соответственно и составляет в среднем 29 040 рублей, а проходчика — 31 436 рублей.

Как отметил Р. Лукичев, коллективный договор гарантирует выполнение обязательств администрации СУБРа перед работниками. На основании договора строится бюджет социальных расходов предприятия. Бюджет (расходы и доходы) предприятия планируется на год, поэтому зачастую невозможно добавить новые пункты без исключения тех, которые уже исполняются.

В ОК «РУСАЛ» отмечают, что по коллективному договору на 2007—2008 годы можно рассчитывать на организацию горячего питания в шахтах и цехах, дотации на питание в расчете 48,7 рубля ежедневно каждому работнику, на премию к 50-летнему юбилею в размере среднемесячного заработка, на доставку к месту работы. Также на оплату медицинских услуг, включая стоматологию и вакцинацию, на материальную помощь неработающим пенсионерам в размере 170 рублей в месяц (3 900 пенсионеров), на доплату от предприятия за разницу в районном коэффициенте для непромышленных подразделений (10 %). Более того, на лечение в санатории-профилактории «Серебряный меридиан» не менее двух тысяч работников (среди пенсионеров бесплатно распределяется не менее 10 % путевок).

Стоит отметить, что работы на СУБРе пока не возобновлены.

Перспективы

Как отмечают эксперты, шахты СУБРа и алюминиевые заводы строились в свое время по самым простым и дешевым технологиям. Частным собственникам достались предприятия с устаревшими технологиями и изношенным оборудованием. Когда потребление алюминия в стране снизилось в разы, производство переориентировалось на экспорт и существенно выросли транспортные расходы, связанные с расположением предприятий вдали от внешних потребителей. Себестоимость продукции на СУБРе очень высока также в связи с высокими энерготарифами и низкой производительностью труда.

Более того, требуется проведение срочного технического перевооружения, замена изношенного оборудования, модернизация и расширение производства. Предприятия принадлежат частному бизнесу, основная цель которого — получение прибыли, поэтому в ситуации, когда себестоимость продукции становится слишком высокой, производство невыгодно и убыточно, и владельцы предприятий, по мнению экспертов, вправе закрывать их.

Согласно данным ОК «РУСАЛ», на СУБРе основной объем добычи бокситов производится подземным способом в крайне сложных горнотехнических и гидрогеологических условиях, что требует значительных ежегодных инвестиций на поддержание действующих мощностей. Также в связи с истощением запасов руды происходит снижение объемов ее добычи и возникает необходимость строительства новых шахт. Производительность труда на СУБРе составляет порядка 480 тонн на человека при добыче бокситов (в Гвинее это 3 522 тонны на человека, в Гайане — 3 810 тонн на человека, в Бокситах Тимана — 3 019 тонн на человека). Эксперты уверяют, что для компании экономически более выгодно было бы построить новые производства с современными технологиями, обеспеченные собственными энергомощностями в других регионах, чем «развивать социально взрывоопасный Уральский регион».

Стоит напомнить также, что 7 апреля на Уральский алюминиевый завод (УАЗ) ОК «РУСАЛ» поступила 7-миллионная тонна боксита со Средне-Тиманского бокситового месторождения (Республика Коми). УАЗ работает в плановом режиме, при этом Тиман готов увеличить ежемесячные поставки руды на УАЗ в текущем году уже в 2 раза. А это может косвенно подтверждать мнение экспертов о том, что тактика шантажа со стороны трудового коллектива может привести к закрытию СУБРа без особых экономических последствий для самого РУСАЛа.

Впрочем, как отмечает Р. Лукичев, работа все же будет возобновлена после внедрения эффективных механизмов, гарантирующих недопущение проведения подобных незаконных акций.

Если шахты СУБРа будут закрыты, а именно он является крупнейшим работодателем в Североуральске, 6 тысяч горняков останутся без работы. Заработная плата работников СУБРа выше, чем в среднем по городу. Закрытие СУБРа также повлечет потерю 1,8 млрд рублей налогов.


Другие материалы по теме: