«Областная газета» и Рудольф Грашин: «Не всё то молоко, что им называют»

26 мая 2008 (08:48)

В России скоро появятся новые стандарты качества для молока и молочных продуктов. Государственная Дума одобрила технический регламент на эту группу товаров. Документ чётко разграничивает продукцию, произведённую из сырого молока, и ту, что получена из восстановленного сухого молока и прочих компонентов. Это важно как для потребителя, так и для производителя качественной молочной продукции.

Регламент устанавливает правила, по которым «молоком» производитель сможет назвать только сырое молоко, подвергнутое термической обработке, цельное или нормализованное по жирности. Коснётся это и таких продуктов, как сливочное масло, сыр, сливки, творог, сметана. Их тоже обязаны будут производить только из сырого молока. «А как же иначе?» - удивятся многие. Но в том-то и дело, что в последние годы при изготовлении молочных продуктов у нас стали широко использовать совсем иные составляющие - сырьё растительного происхождения и сухое молоко.

Зачастую мы потребляем уже не молочные продукты, а их суррогаты. И производитель скрывает это от нас. На этикетках молоко восстановленное и полученное из сырого сырья называются одинаково. Хотя по структуре и наличию полезных веществ они весьма отличаются. А в случае со сгущённым молоком и сливочным маслом происходит и вовсе подлог: молочный жир в этих товарах зачастую замещают более дешёвым растительным. Дошло до того, что специалисты, отслеживающие качество товаров на продовольственном рынке, назвали сливочное масло самым фальцифицируемым продуктом в России. По сути, настоящего масла в продаже практически нет.

Технический регламент на молоко призван всё расставить по своим местам. Определены три категории молочных продуктов: натуральные, составные молочные и молокосодержащие. Истинная суть товара должна быть отражена на этикетке. Продукцию, произведённую из того же сухого молока, переработчики в скором времени обязаны будут именовать «молочным напитком», но никак не «молоком».

Заработает техрегламент не завтра. Специалисты считают, что пройдёт не менее полугода, прежде чем документ обретёт законную силу. Но то, что такое важное дело, за которое давно ратовали аграрии страны, в том числе и наш областной Союз животноводов Урала, сдвинулось с мёртвой точки, уже обнадёживает. Интересы селян, производящих молоко, и потребителей в этом вопросе полностью совпадают.

У этого документа непростая судьба. Первое чтение законопроекта прошло ещё в июне прошлого года. И почти год он пролежал без движения. Такую медлительность законодателей некоторые склонны объяснять тем, что у идеи чёткого разграничения молочных продуктов по сырьевому принципу оказалось немало противников. Ведь нынешняя ситуация, когда разная по качеству и даже составу продукция идёт на рынке под одним названием, вполне устраивает крупные молочные компании.

За последнее десятилетие наша отрасль переработки молока здорово «подсела» на порошковое сырьё и растительные добавки. Так выходило дешевле. Представители крупных компаний такое увлечение порошковым молоком оправдывали тем, что в стране недостаток молочного сырья. Это так. Но откуда мог взяться его избыток, если долгие годы импорт порошкового суррогата буквально душил отечественное молочное производство? Из-за этого закупочные цены на сырое молоко оставались низкими, а летом хозяйствам вообще было трудно реализовать свою продукцию. Доходило до того, что в иных хозяйствах весь удой выливали телятам. Помню, в июне прошлого года на совещании, проходившем в Алапаевске, директор одного из сельских 000 так и заявил; молзавод отказывается принимать молоко, выпаиваем его телятам.

А через пару месяцев на мировых рынках разразился продовольственный кризис, и мы ощутили истинный масштаб зависимости страны от поставок порошкового молока. Цены на молочные товары стали расти, как на дрожжах. В оправдание нам говорили, что поделать ничего нельзя: подорожало сухое молоко, импортируемое из-за рубежа. Сейчас, наоборот, закупочные цены на молоко стали снижаться, и всё опять же из-за колебания стоимости этого порошка.

Работают с сухим молоком и предприятия нашей области. Кстати, справедливости ради надо отметить, что уральские переработчики сухим сырьём увлекаются меньше других. Нашему потребителю повезло в том отношении, что в области есть много перерабатывающих предприятий и нет засилья монополистов. Это рождает конкуренцию. Борясь за покупателя, многие предприятия специально делают акцент на натуральности своей продукции. Но и у нас молзаводы зачастую используют сухое молоко. На некоторых из них, по неофициальным данным, оно составляет до 30 процентов всего сырья.

Скептики утверждают: принятие молочной отраслью на вооружение технического регламента приведёт к подорожанию качественной продукции и к снижению общего спроса на эти виды товаров. Кому захочется покупать какой-то «молочный напиток»? Ведьлюди привыкли к молоку, и если натуральный продукт станет дорогим, многие, дескать, вовсе откажутся от молочного. Но всё это домыслы. Прежде всего потребитель должен знать, из чего сделан продукт, который он покупает. И может быть наоборот, разделение продуктов, имеющих в основе натуральное сырьё, и так называемых составных подстегнёт потребительский спрос, Ведь часто не высокая цена, как принято считать, а страх купить суррогат или некачественный продукт заставляет многих ограничивать потребление не только молочных продуктов, но и кондитерских изделий, колбас, мясных полуфабрикатов. Люди просто опасаются за своё здоровье. Покупатели, выбирая товар в магазине, порой заняты разгадыванием непростой задачки: а из чего это сделано? Надо освободить их от такого труда.

Словом, специальный технический регламент «О молоке, продуктах его переработки, их производстве и обороте» — документ для всех нас важный. Но вот что беспокоит: будет ли он работать? Ещё наши предки заметили, что суровость российских законов всегда смягчается необязательностью их исполнения. Свежий пример всё с того же потребительского рынка: в январе этого года вступила в силу поправка к закону »0 защите прав потребителей», регламентирующая правила продажи продуктов, имеющих в своем составе генетически модифицированные организмы (ГМО). Производитель отныне обязан маркировать товары, где доля ГМО превышает 0,9 процента. Вы видели в магазинах товары с такой маркировкой? Я - нет. Но это не значит, что товаров с ГМО на прилавках нет вовсе. Не выйдет ли такой же казус и с молоком?


Другие материалы по теме: