«Уральский рабочий» и Станислав Бессонов: «Недоваренность» всему виной»

18 июня 2008 (09:28)

Озвучена официальная причина падения стрел двух башенных кранов

Когда месяц назад на двух стройплощадках Екатеринбурга рухнули строительные краны, специалисты сразу озвучили основную версию аварий — неисправность и явные дефекты в самой высотной технике.

И были совершенно правы, поскольку на днях специально созданная комиссия Рос-технадзора по УрФО точно установила, что оба крана еще до эксплуатации следовало забраковать. Поверхности стрел, по которым перемещается грузовая тележка, изначально во многих местах не имели сварных швов, которые в быту иногда называют «папа-мама». И только каким-то чудом передвижной блок с крюком не утянул «нос» кранов к земле еще в первые дни строительства. Кстати, и тот, и другой были изготовлены на Ржевском крановом заводе, поэтому под подозрение сотрудников ведомства автоматически попали другие тринадцать оашен-ных кранов этой марки (всего же на учете в Ростехнадзоре стоит почти четырнадцать тысяч единиц подобной техники), которые в настоящее время используются на стройках в Свердловской области. В ходе масштабной проверки у каждого из них были обнаружены недопустимые неисправности.

Сейчас примерно половина «недоваренных» кранов прошла доработку на заводе-изготовителе, руководство которого даже после официальных заключений комиссий в контры встречает выдвинутые обвинения.

По их словам, вину стоит возлагать вовсе не на неисправность выпускаемой техники, а на недобросовестных строителей. В доказательство поставщики высотного оборудования привели тот факт, что, по статистике, в девяноста процентах случаев аварии на строительных площадках происходят как раз из-за несоблюдения техники безопасности или при нарушении правил эксплуатации оборудования.

— Аргумент, конечно, весомый, и с его достоверностью вряд ли поспоришь, — оппонирует Анатолий Соловьев. — Но в данном случае крановщики точно ни при чем. Руководство завода можно понять, ведь сейчас оно всеми силами пытается сохранить авторитет своей компании. Когда мы проводили совместное техническое совещание, поставщики твердо стояли на своем и продолжали, гнуть линию, что строители не учитывали реальную грузоподъемность техники.

Несмотря на стойкую позицию производителей кранов, специалисты Ростех-надзора продолжают обивать пороги завода, направляют туда рекомендательные письма. Пока в их силах лишь вести диалог на уровне пожеланий по установке более качественного диагностического оборудования, которое бы позволило с помощью лучевого контроля выявлять брак. Разумеется, дружеские наставления приходятся не по вкусу поставщикам, но зато в нашей области, по крайней мере на время, прекращена работа опасных кранов. Все ждут вердикта столичного ведомства, ведь именно в Москву были направлены собранные по «стрелочному» делу материалы.

Не стоит думать, что столь частое падение кранов — это удел только Свердловской области.

— Недавно мне позвонил коллега из Челябинска, — рассказывает Анатолий Соловьев. — У них тоже совсем недавно произошли три аварии на стройке. В результате расследования выяснилось, что в двух случаях краны рухнули по причине хрупкости стрел. Тре: тье падение — на совести крановщиков. Хотя в целом по России аварии чаще всего случаются из-за нарушения правил эксплуатации. Это только если учитывать те машины, которые зарегистрированы в Ростехнадзо-ре и за которыми ведется постоянный контроль.


Другие материалы по теме: