Директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер: В обозримом будущем на финансовом рынке будет еще немало примеров кредитного брокерства различных оттенков, отличных от белого

19 августа 2008 (13:32)

УрБК, Екатеринбург, 19.08.2008. Напомним, что в Екатеринбурге началась рекламная кампания Кредитной службы «Результат», проводимая преимущественно путем расклейки объявлений в спальных районах города.

В данном объявлении гражданам предлагается содействие в получении кредита на сумму от 50 до 300 тысяч рублей без справок, залогов и необходимости привлечения поручителей. При этом в объявлении содержится информация о том, что денежные средства предоставляются заемщику под минимальный процент.

Кроме того, Кредитная служба «Результат» выражает готовность помочь в получении кредита даже в случае ранее вынесенного отказа банка.

«Насколько можно судить из имеющейся информации, компания «Кредитная служба «Результат» осуществляет деятельность в качестве кредитного брокера. Сама по себе данная деятельность является вполне рыночной. Это означает, что с точки зрения функционирования кредитного рынка могут формироваться вполне нормальные условия, когда его участникам целесообразно пользоваться услугами данного рода посредников и оплачивать их экономическую роль по складывающимся рыночным ценам», — заявил УрБК директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания» Александр Мецгер.

«Величина вознаграждения брокера зависит от вполне понятных рыночных условий: уровня спроса на данную информацию или величины альтернативных затрат на ее самостоятельный поиск и обработку, конкуренции на рынке данных услуг и ряда других, вполне понятных факторов. Если на западных более-менее устоявшихся рынках стоимость соответствующих услуг может составлять всего лишь доли процента от суммы кредита, то в российских условиях речь может идти об уровнях уже в 5—6 % (при ипотечном кредитовании) или даже в 10—12 % (при потребительском кредитовании)», — сообщил эксперт.

«Следует, однако, отметить, что всё сказанное выше справедливо только при одном непременном условии — информация должна быть достоверной. В этом случае речь идет о так называемых «белых» брокерах, которые, продавая свою услугу, дают в итоге больший выигрыш для ее покупателя (например, заемщика), но не нарушают интересы другой стороны (например, банка). Таким образом, речь идет об игре «с ненулевым результатом», в которой нет проигравших», — добавил Александр Мецгер.

«Если же информация сознательно искажается, то выигрыш одной стороны (получение кредита под ложную информацию о заемщике) будет сопровождаться соответствующими потерями банка через увеличение вероятности невозврата кредита. В последнем случае речь может идти о «черных» или «серых» брокерах, для которых услугой становится уже не сбор, обработка и предоставление информации, а ее сознательное искажение в ущерб интересам одной из сторон. Самым простым примером может быть фальсификация документов заемщика. Как правило, реклама подобных услуг сопровождается заверениями о возможности получения желаемого кредита в любой ситуации. Разумеется, подобного рода заверения позволяют найти соответствующих «клиентов», — продолжил директор по инвестициям ЗАО «Управляющая компания».

«В первую очередь подобными клиентами могут быть заведомые «невозвращенцы», которым получение кредита даже с самыми дикими комиссионными будет заведомо выгодным. Однако в числе клиентов могут оказаться и вполне благонамеренные граждане, которые в силу своей слабой финансовой и правовой квалификации думают, что «добрым людям» можно даже переплатить за их «добрую услугу». Для последних следует отметить, что они, без всякого преувеличения, становятся соучастниками преступления, поскольку именно они несут ответственность за предоставляемую о себе информацию», — добавил эксперт.

«Видимо, в обозримом будущем на финансовом рынке будет еще немало примеров кредитного брокерства различных оттенков, отличных от белого. В отсутствие жесткого законодательного регулирования подобного рода компании можно определить по ряду косвенных признаков: вознаграждению, завышенному по отношению к рыночному уровню, агрессивной рекламе о получении кредита «в любом случае», отсутствию документов, подтверждающих договорные отношения с банками, отсутствию сайта, наконец», — заключил А. Мецгер.


Другие материалы по теме: