«Факты недели» и Василий Петров: «Коррупция на костях»
10 октября 2008 (08:15)
Генеральная прокуратура РФ исследует закон, дающий «чиновникам от культуры» возможность облагать данью строительные компании.
Борьба с коррупцией во всех сферах — одна из основных задач, поставленных перед современной российской властью президентом Дмитрием Медведевым. «Коррупция — одна из наиболее острых проблем, которые существуют в нашем обществе. Для любого государства коррупция является угрозой, но самое главное — подрывает доверие граждан к власти и тем проблемам, которыми власть должна заниматься», — отметил президент после подписания одного из первых своих законов — «О мерах по противодействию коррупции».
Не секрет, что коррупцией поражены очень многие сферы власти — от высших ее эшелонов до рядовых ЖЭКов и собесов. Но, пожалуй, актуальнее всего эта проблема стоит в такой важнейшей сфере, как жилищное строительство. Сами застройщики говорят, что разного рода «отчисления» чиновникам и бюрократам могут составлять до четверти от стоимости строительства жилого дома. А это значит — на четверть дороже становятся квартиры, снижается их доступность. А тем, кто отказывается платить, чиновник всегда имеет возможность вставить палки в колеса— заморозить стройку, остановить работы, наложить штрафы.
Одна из главных причин этого — российское законодательство, дающее слишком большие полномочия чиновнику, развязывающее ему руки для получения разного рода «откатов» и поборов и дающее мощную дубину для того, чтобы заставить бизнесменов исправно платить эти «подати». А если закон дает чиновнику возможность — неужели же он ею не воспользуется для личного обогащения?
В результате свою долю в поборах с бизнеса стремятся урвать все, кто только может. И за примерами подобного рода далеко ходить не надо. Взять хотя бы Федеральный закон №73-Ф3 от 24.05,2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно статье 37 указанного закона, по решению органа государственной власти, осуществляющего надзор за сохранностью объектов культурного наследия, может быть приостановлено производство любых строительных работ. В результате данная статья закона может стать источником различного рода коррупционных схем, позволяющих чиновникам использовать приостановление строительных работ на неопределенный срок для оказания давления на строительные компании.
Взять, к примеру, тот же Екатеринбург. Городу уже почти 300 лет, практически каждый дом в его центральной части стоит не на «пустой земле, а на фундаментах двух-трех своих предшественников. Фактически на любой стройплощадке можно найти следы какого-нибудь здания ХУШ-Х1Х веков. Большой проблемой для строителей становятся и погребения. В городе в разное время существовало около ста кладбищ, а уж отдельных захоронений — и не сосчитать. Что тут говорить, если при прокладке электрического кабеля перед зданием Арбитражного суда — возле знаменитого фонтана «Каменный цветок» — и то были найдены человеческие останки. И что же теперь — прекратить из-за этого все строительство в центре города? Впрочем, итам, где никаких реальных памятников старины нет, пытливый ум чиновника-археолога всегда может отыскать что-нибудь, якобы представляющее ценность для истории. К примеру, всегда можно заявить, что найденные в ходе рытья котлована булыжники — не что иное, как остатки древнего вогульского капища.
А значит, практически любая стройка в Екатеринбурге может быть объявлена сотрудниками Министерства культуры «особой территорией», на которой находятся памятники культуры, требующие особой охраны. Это дает чиновникам право приостановить работы на ней на ничем не ограниченный срок. Выписать соответствующее предписание и просто запретить все работы на стройплощадке «до особого указания». И нигде в законе не сказано, что именно должен сделать бизнесмен для того, чтобы право на проведение строительных работ ему было возвращено. Строители могут пригласить на площадку археологов и за свой счет произвести все необходимые изыскания, перенести древнее захоронение на новое место, да хоть заново реконструировать утерянный памятник старины. Но если чиновник областного Минкульта не даст им бумагу со своей подписью и печатью, стройка не возобновится. Более того, если чиновники проявят непреклонность и принципиальность, то стройка может замереть и на год, и на десять лет. Ведь максимальный срок «простоя» законом не оговорен.
С другой стороны, если им каким-то «чудом» удастся заполучить заветный лист бумаги, то уже не следующий день они вновь бульдозерами могут сгребать в кучи старые кости и древние кирпичи, расчищая площадку под новое строительство. Именно так, как по мановению ока, в центре Екатеринбурга один за другим исчезают старинные особняки или «реконструируются» в высотные многоэтажки памятники деревянного зодчества.
В Свердловской области «охраной памятников», а фактически — реализацией схем, связанных с приостановкой строительства по «археологическим причинам», занимается специальная организация — Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры. Заместитель начальника археологического отдела этой организации Александр Погорелов известен как большой любитель «пиариться» на мнимых исторических ценностях, якобы обнаруженных на екатеринбургских стройплощадках. Именно он чаще всего стоит за «закрытием» той или иной стройплощадки. Роль других чиновников Минкульта в этих схемах менее понятна.
От чего же зависит милость или немилость чиновников? Официально — от итогов экспертизы. Но понятно, что на практике же критерии бюрократической лояльности совсем иные.
Что же делать в этой ситуации строителям? Либо покорно платить требуемые суммы в качестве платы за «экспертизу» или откровенных поборов «в конвертах». Либо доказывать свое право на строительные работы в суде. Впрочем, есть еще и третий путь — попытаться изменить закон, устранив из него «коррупциогенные» статьи. Тем более что именно сейчас Генеральная прокуратура по заданию Президента Дмитрия Медведева проводит изучение российского законодательства для того, чтобы исключить из него пункты, позволяющие чиновникам обогащаться за счет бизнеса и простых граждан.
Так, крупнейшие застройщики Екатеринбурга уже обратились к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с предложением внести изменения в статью 37 закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которые прописали бы простую и понятную процедуру отмены решения о приостановке строительства, установили ограничения на сроки такого решения. Вполне возможно, что уже в ближайшее время «коррупционеры от культуры» получат мощный укорот: Генеральная прокуратура не только рассмотрела заявление уральских строителей, но и обещала использовать его при исправлении законодательства.
Борьба с коррупцией во всех сферах — одна из основных задач, поставленных перед современной российской властью президентом Дмитрием Медведевым. «Коррупция — одна из наиболее острых проблем, которые существуют в нашем обществе. Для любого государства коррупция является угрозой, но самое главное — подрывает доверие граждан к власти и тем проблемам, которыми власть должна заниматься», — отметил президент после подписания одного из первых своих законов — «О мерах по противодействию коррупции».
Не секрет, что коррупцией поражены очень многие сферы власти — от высших ее эшелонов до рядовых ЖЭКов и собесов. Но, пожалуй, актуальнее всего эта проблема стоит в такой важнейшей сфере, как жилищное строительство. Сами застройщики говорят, что разного рода «отчисления» чиновникам и бюрократам могут составлять до четверти от стоимости строительства жилого дома. А это значит — на четверть дороже становятся квартиры, снижается их доступность. А тем, кто отказывается платить, чиновник всегда имеет возможность вставить палки в колеса— заморозить стройку, остановить работы, наложить штрафы.
Одна из главных причин этого — российское законодательство, дающее слишком большие полномочия чиновнику, развязывающее ему руки для получения разного рода «откатов» и поборов и дающее мощную дубину для того, чтобы заставить бизнесменов исправно платить эти «подати». А если закон дает чиновнику возможность — неужели же он ею не воспользуется для личного обогащения?
В результате свою долю в поборах с бизнеса стремятся урвать все, кто только может. И за примерами подобного рода далеко ходить не надо. Взять хотя бы Федеральный закон №73-Ф3 от 24.05,2002 г. «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно статье 37 указанного закона, по решению органа государственной власти, осуществляющего надзор за сохранностью объектов культурного наследия, может быть приостановлено производство любых строительных работ. В результате данная статья закона может стать источником различного рода коррупционных схем, позволяющих чиновникам использовать приостановление строительных работ на неопределенный срок для оказания давления на строительные компании.
Взять, к примеру, тот же Екатеринбург. Городу уже почти 300 лет, практически каждый дом в его центральной части стоит не на «пустой земле, а на фундаментах двух-трех своих предшественников. Фактически на любой стройплощадке можно найти следы какого-нибудь здания ХУШ-Х1Х веков. Большой проблемой для строителей становятся и погребения. В городе в разное время существовало около ста кладбищ, а уж отдельных захоронений — и не сосчитать. Что тут говорить, если при прокладке электрического кабеля перед зданием Арбитражного суда — возле знаменитого фонтана «Каменный цветок» — и то были найдены человеческие останки. И что же теперь — прекратить из-за этого все строительство в центре города? Впрочем, итам, где никаких реальных памятников старины нет, пытливый ум чиновника-археолога всегда может отыскать что-нибудь, якобы представляющее ценность для истории. К примеру, всегда можно заявить, что найденные в ходе рытья котлована булыжники — не что иное, как остатки древнего вогульского капища.
А значит, практически любая стройка в Екатеринбурге может быть объявлена сотрудниками Министерства культуры «особой территорией», на которой находятся памятники культуры, требующие особой охраны. Это дает чиновникам право приостановить работы на ней на ничем не ограниченный срок. Выписать соответствующее предписание и просто запретить все работы на стройплощадке «до особого указания». И нигде в законе не сказано, что именно должен сделать бизнесмен для того, чтобы право на проведение строительных работ ему было возвращено. Строители могут пригласить на площадку археологов и за свой счет произвести все необходимые изыскания, перенести древнее захоронение на новое место, да хоть заново реконструировать утерянный памятник старины. Но если чиновник областного Минкульта не даст им бумагу со своей подписью и печатью, стройка не возобновится. Более того, если чиновники проявят непреклонность и принципиальность, то стройка может замереть и на год, и на десять лет. Ведь максимальный срок «простоя» законом не оговорен.
С другой стороны, если им каким-то «чудом» удастся заполучить заветный лист бумаги, то уже не следующий день они вновь бульдозерами могут сгребать в кучи старые кости и древние кирпичи, расчищая площадку под новое строительство. Именно так, как по мановению ока, в центре Екатеринбурга один за другим исчезают старинные особняки или «реконструируются» в высотные многоэтажки памятники деревянного зодчества.
В Свердловской области «охраной памятников», а фактически — реализацией схем, связанных с приостановкой строительства по «археологическим причинам», занимается специальная организация — Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры. Заместитель начальника археологического отдела этой организации Александр Погорелов известен как большой любитель «пиариться» на мнимых исторических ценностях, якобы обнаруженных на екатеринбургских стройплощадках. Именно он чаще всего стоит за «закрытием» той или иной стройплощадки. Роль других чиновников Минкульта в этих схемах менее понятна.
От чего же зависит милость или немилость чиновников? Официально — от итогов экспертизы. Но понятно, что на практике же критерии бюрократической лояльности совсем иные.
Что же делать в этой ситуации строителям? Либо покорно платить требуемые суммы в качестве платы за «экспертизу» или откровенных поборов «в конвертах». Либо доказывать свое право на строительные работы в суде. Впрочем, есть еще и третий путь — попытаться изменить закон, устранив из него «коррупциогенные» статьи. Тем более что именно сейчас Генеральная прокуратура по заданию Президента Дмитрия Медведева проводит изучение российского законодательства для того, чтобы исключить из него пункты, позволяющие чиновникам обогащаться за счет бизнеса и простых граждан.
Так, крупнейшие застройщики Екатеринбурга уже обратились к Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с предложением внести изменения в статью 37 закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», которые прописали бы простую и понятную процедуру отмены решения о приостановке строительства, установили ограничения на сроки такого решения. Вполне возможно, что уже в ближайшее время «коррупционеры от культуры» получат мощный укорот: Генеральная прокуратура не только рассмотрела заявление уральских строителей, но и обещала использовать его при исправлении законодательства.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- «Факты недели» и Василий Петров: «Коррупция на костях»
- «Комсомольская правда» и Василий Петров: «Коррупционеры от культуры»
- Замечания строительных компаний Екатеринбурга к ФЗ «Об объектах культурного ...
- Отменено постановление правительства Свердловской области «Об исключении от ...
- Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории ...