«Уральский рабочий» и Елена Мационг: «На русско-японском «фронте»

1 ноября 2008 (08:12)

Законодатели снова «наезжают» на праворульные автомобили

Надо сказать, что эти атаки предпринимались уже не раз, но в большей степени в эмоциональном плане, на уровне устных деклараций. На этот раз намерения законодателей куда серьезней, хотя и до реального их воплощения может пройти не так мало времени.

На днях в Госдуму внесен законопроект, который в перспективе может привести к запрету на ввоз в Россию транспортных средств, которые по своим техниче­ским особенностям могут представлять опасность на дорогах нашей страны. И в данном случае подразумеваются, конечно, прежде всего машины с правым рулем. Именно против них ведется «холодная война» с тех самых пор, как только их поток в начале девяностых годов прошлого века хлынул на просторы России. В послед­нее время борьба особенно обострилась, причем не столько потому, что праворульные «японки» создают опасность движению, сколько в силу того, что они составляют конкуренцию продуктам отечественного автопрома. Как известно, подержанные машины из Японии находятся примерно в одной ценовой категории с изделиями российской автомобильной промышленности. При этом японский секонд-хенд даже десятилетней давности, как правило, на порядок превышает по качеству, комфорту и личной безопасности водителей и пассажиров творения наших автозаводов. А потому новый законопроект, скорее всего, вызовет неоднозначную реакцию у водителей, породит немало споров, а возможно и акций протеста. Так, к примеру, известно, что на Дальнем Востоке до 80—90 процентов всех автомобилей на дорогах именно японского производства. В Свердловской области их число значительно меньше. По данным комитета по защите прав автомобилистов, «японок» на ураль­ских дорогах не больше десяти-пятнадцати процентов, при том, что эта пропорция в последние годы постепенно сокращается. Что в общем-то, не может исключить социальных потрясений, в случае запрета на эксплуатацию машин с правым рулем.

— Я думаю, поставить жирный крест на использование «праворуких» автомобилей давно было пора, они действительно создают опасность движению на дорогах, — отмечает заместитель руководителя комитета по защите прав автомобилистов Свердловской области Владимир Селянин, — но сделать это нужно не разом, а начать с запрета на ввоз такого рода машин. При этом предоставить возможность водителям эксплуатировать те, что были завезены на территорию нашей страны ранее. Таким образом, их общее число на дорогах постепенно будет сведено к нулю.

Владимир Селянин не исключает того, что принятие нового законопроекта кем-то лоббируется и возможно и вправду кому-то на руку, но, по его мнению, главное не в политических или коммерческих мотивах, а в том, что новый закон поможет снять угрозу от движения «японок» по нашим дорогам.

— Автомобили с правым рулем создают немалую опасность при обгоне, поскольку затруднена видимость, практически у всех из них фары настроены таким образом, что освещают левую обочину и тем самым они мешают другим участникам движения, — отмечает Владимир Селянин. — К тому же ни в одной стране мира не разрешат эксплуатацию автомобиля в том случае, если он не соответствует техническому регламенту этого государства. Если у нас, в России, существует правостороннее движение, почему по нашим дорогам до сих пор разрешают ездить автомобилям с правым рулем? Попробовали бы, к примеру, в Великобритании зарегистрировать машину с левым рулем. Никто бы этого не позволил. И только в нашей стране мы до сих пор «толерантны» к «неправильным» автомобилям.

К слову, о «техническом регламенте». В России документ под красноречивым названием — «О безопасности колесных транспортных средств» до сих пор не принят. И потому аналитики отмечают, что даже в случае подписания нового проекта закона на деле он заработает еще не скоро, поскольку на сегодня не определены сами критерии и методика определения технической безопасности автомобилей. И по сути пока любой желающий может ввозить в Россию и регистрировать автомобильную технику, не соответствующую требованиям. По крайней мере, при выдаче паспорта транспортного средства на таможне сейчас не запрашивают каких либо документов на соответствие этим требованиям. Предъявлять нужно только документ о соответствии машины экологиче­ским стандартам Евро-3.

Зная о том, с какой скоростью принимаются в нашей стране документы, можно только догадываться, когда будет подписан технический регламент, на основе которого должен будет заработать новый закон в случае его принятия. Словом, до того времени, когда перед праворукими автомобилями поставят мощный шлагбаум, может пройти и год, и два, и три. А это значит, что пока их владельцы могут спать вполне спокойно. А там, глядишь, и настанет время сменить «железного друга».

Не верят в скорую перспективу запрета правого руля и члены областного комитета по защите прав автомобилистов. Как признается Владимир Селянин, сложно представить, когда и как будет действовать на деле технология отбора «правильных» автомобилей.

К слову, исходя из концепции законопроекта, наряду с праворукими машинами под запрет попадут и другие технически вредные изделия автопрома — излишне шумные машины, с нестандартным кузовом и электрооборудованием и т.д.

Против:

Михаил, водитель «Тойоты-Короллы» с правым рулем, стаж 15 лет:

— На мой взгляд, что по-настоящему мешает движению и составляет угрозу, так это отечественные машины, особенно те, которые были выпущены лет десять назад. Посмотрите, сколько сегодня старья на дорогах. На Западе такие машины давно бы уже пошли под пресс, а у нас на них вовсю ездят. И никто почему-то не вспоминает о технических требованиях, которые нужно предъявлять к ним. То, что «японцы» вредны и опасны — это миф, который просто выгодно развивать, чтобы покупали наши машины. Но любой, кто хоть раз проехал на иномарке, за руль «жигуленка» не сядет.

За:

Геннадий, водитель «Тойоты-RAV-4», стаж десять лет:

— Россия сегодня, наверное, как ни одна из стран мира используется в качестве «свалки» для разного автохлама. К нам завозят все, что отживает свой срок, и то, что вступает в противоречие с нашими техническими требованиями. Мне кажется, давно пора навести в этом деле порядок. Преимущество «японцев» в том, что они дешевле. Но почему от этой экономии должны страдать другие водители, для которых они создают реальную угрозу.


Другие материалы по теме: