«Уральский рабочий» и Андрей Морозов: «Кому флаг в руки»

5 ноября 2008 (10:25)

На рынке появится много новых лидеров

Если верить сообщениям с фондовых бирж, то может сложиться впечатление, что акции компаний только дешевеют. И они поголовно отказываются от новых проектов и сворачивают инвестиционные программы. Но это не так.

На автомобильной тяге

Подтверждением может служить взлет котировок автопроизводителя УЫкзшадеп. Стоимость его акций в октябре поднялась чуть не на 95 процентов. А с момента, когда начались проблемы на биржах, капитализация этой немецкой компании увеличилась в шесть раз.И сейчас немецкий автопроизводитель оценивается в 367 млрд долларов. Тогда как прежний лидер — американская нефтяная компания Еххоп МоЫ1 — стоит лишь 343 млрд. То есть "УЫкзмгадеп сейчас самая дорогая компания в мире.

Известна и причина, почему стоимость этих акций идет вверх. О своих планах стать полным владельцем «Фольксвагена» заявила компания Рогзспе. Сейчас ей принадлежит 35,14 процента немецкого производителя автомобилей, 31,5 процента контролируются через опционы. А 20,1 процента акций принадлежит правительству земли Нижняя Саксония. И вот благодаря слухам, что Рогзспе намерен довести свою долю в «Фольксвагене» до 75 процентов, акции последнего и поползли вверх.

Для опытных инвесторов сейчас самое время зарабатывать, считает гендиректор инвестиционного холдинга «Финам» Виктор Ремша. И происходящее, по его мнению, в целом полезно для оздоровления рынка.

— Будут скинуты шоры, поменяются ценности, — поясняет В.Ремша. — Раньше очень многое держалось на «фантиках», которые на самом деле ничего не стоят. Это касается ценных бумаг, компаний, которые придумывали рейтинги надежности, людей, получавших сертификаты, степени. А суть под этим сгнила. Люди перестанут верить «фантикам» — научатся копать вглубь. И смотреть, допустим, не на корочки, которые есть у человека, а на то, что он на самом деле из себя представляет. Нормальным людям станет легче проявить себя.

Это касается и компаний. Те из них, что и раньше работали на перспективу, продолжают это делать сейчас. Например, в ноябре Сепега1 Могогз открывает свой завод в Шушарах, в который вложила 300 млн долларов. Ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Сергей Афонцев убежден, что «бросать начатое строительство никто не будет, это лишние затраты». Более того, он уверен, что прямые иностранные инвестиции будут приходить в Россию несмотря ни на что, — говорит он.

Оказывается, и ряд российских компаний, в том числе связанных со Свердловской областью, например «Русал», в нынешних условиях затевают новые проекты в производственной сфере.

И вновь продолжается жизнь

Так, «Русал» будет строить во Вьетнаме боксито-глиноземный комплекс стоимостью 1,5 млрд долларов. Меморандум об этом был подписан на днях в присутствии президентов России и ВьетнамаДмитрия Медведева и Нгуен Минь Чиета. И уже в 2009 году начнутся геологоразведка и подготовка технико-экономического обоснования. Строительство же намечается на 2012 год.

Глинозема «Русалу» действительно не хватает, и ему приходится его закупать, говорит аналитик ипсгесШ: А1оп Марат Габитов. А развитая портовая инфраструктура Вьетнама позволит с приемлемыми затратами доставлять глинозем на сибирские алюминиевые заводы.

В планах и строительство завода по производству алюминия прямо на вьетнамском бокситовом месторождении. И это правильно, потому что, как бы ни дешевели металлы, они все равно будут востребованы — ведь прирост населения не прекратится и потребление будет расти. А азиатский рынок в этом плане особенно перспективен.

Нет никаких оснований и для сворачивания проекта по выпуску отечественного регионального самолета ЗирефМОО. В мае текущего года он уже производил пробные полеты, а с 2011 года начнется его серийное производство. И из цехов в сутки будет выходить не менее пяти готовых лайнеров.

Явно не случайное совпадение, что недавно УГМК объявила о создании компании «Уктусские авиаперевозки». Сперва будут использоваться чешские самолеты — потом, по всей вероятности, и Зиреце! вместимостью 60 пассажиров.

Группа «Ист», ей принадлежит компания «Золото Северного Урала» в Свердловской области, приступает к строительству вагонного завода. Он будет пущен в 2010 году с объемом выпуска 10 тысяч вагонов и 70 тысяч тонн стального литья. По экспертной оценке, к 2010—2011 годам РДЖ потребуется ежегодно не менее 30 тысяч вагонов. При этом 30 процентов из них приходятся на долю импорта, тогда как обновление подвижного состава входит в число приоритетных задач железнодорожников.

Более того, сегодняшняя ситуация заставляет взглянуть по-другому на сферы, которые ранее казались неинтересными для бизнеса. Показательный пример в этом плане жилищно-коммунальное хозяйство.

Напомним, что расходы казны на коммуналку — ежегодно в тет чение трех-четырех последних лет 200 млрд рублей — значительно улучшили ситуацию в этой отрасли. К тому же львиная доля предприятий ЖКХ осталась в ведении муниципалитетов. И для их поддержания в надлежащем порядке тратились в основном средства бюджетов различных уровней. То есть кредитное обременение здесь не носит критического характера.

О стабилизации в этой сфере свидетельствует и степень подготовки ее к нынешнему отопительному сезону — она лучше, чем в прошлом году. Так, на 1 октября предприятия ЖКХ обеспечены углем полностью, на 96 процентов жидким топливом. К работе в зимних условиях готово 99 процентов тепловых сетей и 98 процентов жилья, аналогичная ситуация и по другим позициям.

Сократятся убытки в этом секторе экономики и за счет повышения в 2009 году средних тарифов: на водоснабжение — на 20 процентов, на вывоз отходов — на 13,5 процента. В то же время из-за падения цен на нефть возможно даже снижение тарифов для потребителей, что поднимет платежную дисциплину. Да и сами жильцы, надо полагать, предпочтут в своей массе заплатить за тепло, газ и воду, чем откладывать деньги на покупку автомобилей и дорогой бытовой техники.

И бизнес сюда потянется ввиду стабильности доходов в этой сфере. А государству останется только разработать программу, дабы очистить данную сферу от неэффективных игроков.

За победителями присмотрят

Кстати, о том, что на российском рынке ожидается появление новых лидеров, свидетельствует и поведение Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Антимо-нополыцики предполагают, что победители непременно попытаются занять доминирующие позиции на рынке, чему будет способствовать и ослабление ряда компаний. Как показывает мировой опыт, когда наступает стабилизация, то монополизм усиливается. И потому в ФАСе готовится целый блок законов, ужесточающих борьбу с этим явлением.

Антимонополыцикам уже сейчас не нравится, что всего три компании делают погоду на рынке молока. И они хотят снизить планку доминирования, выше которой начинается антимонопольное расследование, до 20 процентов.

Но больше всего главу ФАС Игоря Артемьева беспокоит, что набравшие силу компании все чаще будут прибегать к картельным сговорам, за что всегда и везде жестко наказывали.

— Кстати, у меня на столе лежит выписка из Свода законов Российской империи, — говорит И. Артемьев. — Так вот, в 1845 году было введено наказание и тюремное заключение за картельный сговор. Напомню, американцы свой аналогичный закон — так называемый акт Шермана — приняли только в 1890 году.

И сейчас за картельный сговор нужно возбуждать уголовные дела, убежден главный антимонополыцик.

То есть контуры стабильного рынка уже просматриваются, и его участников сразу хотят заставить играть по правилам.


Другие материалы по теме: