«РБК daily» и Юлия Карулина: «Иномарки сбавили ход»

12 ноября 2008 (07:29)

В октябре продажи автомобилей упали на 6% по сравнению с сентябрем

Экономический кризис докатился до автомобильного рынка. В октябре было продано 169,1 тыс. автомобилей иностранных брендов, это на 10,3 тыс. меньше, чем в сентябре. Если тенденция сохранится, продажи по итогам года составят не более 2 млн иномарок. Между тем финансовый кризис заставляет покупателей рассчитывать на более долгий срок использования автомобиля. В этих условиях в выигрыше оказываются японские Toyota и Honda, а также немецкий Volkswagen.

Вчера Ассоциация европейского бизнеса опубликовала результаты продаж автомобилей иностранных брендов за десять месяцев этого года. В октябре статистика АЕБ отразила наступление кризиса. Рост продаж за месяц составил всего лишь 9% (по отношению к октябрю 2007 года), за месяц было продано 169 тыс. автомобилей иностранных брендов. Это почти на 6% меньше, чем в сентябре этого года. С января по октябрь в России было продано 1,781 млн иномарок. Темпы роста продаж снизились до 36% (по итогам девяти месяцев он составлял 40%). Если за ноябрь и декабрь будет продано столько же автомобилей, сколько в октябре, по итогам года продажи иномарок составят немногим больше 2 млн штук.

По сравнению с октябрем прошлого года в октябре этого года продажи упали у половины брендов. Из первой десятки минусовые значения у пяти марок: Hyundai (-27%), Ford (-18%), Nissan (-24%), Daewoo (-2%) и Kia (-24%). Кризис ударил и по производителям премиум-сегмента: на 20% снизились продажи Volvo (1241), на 4% Audi (1203), на 64% сократились продажи Porsche (90).

Несмотря на кризис, есть и производители с хорошими результатами. Так, у Toyota продажи в октябре выросли на 56%, сам бренд стал по объему продаж за месяц вторым после Chevrolet. А Toyota Corolla вошла в пятерку самых продаваемых иностранных моделей, потеснив Mitsubishi Lancer. С начала года рост продаж модели составил 59% (53 771), а в октябре и вовсе 289% (6511). По итогам октября Corolla даже вышла на третье место.

Второй прорыв октября, да и этого года в целом — Honda. За месяц марка продала 9,5 тыс. Это больше, чем у Renault, Nissan, Daewoo и Opel. Рост продаж по сравнению с октябрем прошлого года составил 101%, а по итогам десяти месяцев — 145%. Кроме того, неплохие результаты в октябре и у других двух японцев: Suzuki (3221, 31%) и Subaru (2110, 52%). А также у немецких брендов Opel (7516, 27%), Volkswagen (5130, 49%) и входящей в немецкий концерн Skoda (4570, 63%). Хорошие результаты на фоне общего падения у Mercedes (рост продаж на 26%, 1615) и BMW (38%, 1654).

У каждого бренда есть отдельные причины для успеха. Как говорят в Toyota, продажи Corolla так сильно выросли за счет эффекта низкой базы в прошлом году. Кроме того, на руку производителю сыграло начало работы собственного банка — в то время как независимые банки сильно сократили свои программы. Уже не первый месяц есть чем похвастаться и Peugeot: рост продаж в октябре составил 102%, а с начала года 94% (4998 и 39 864 автомобилей соответственно). На фоне падения продаж в условиях кризиса Citroen, долгое время страдавшая от перехода на генеральный импорт, начала показывать рост продаж. В октябре они выросли уже на 12%.

По мнению руководителя автомобильной практики Ernst & Young Ивана Бончева, при отсутствии очередей и большей доступности автомобилей покупатели стали более разборчивыми. Кроме того, они рассчитывают на более долгий срок эксплуатации автомобиля, и поэтому спрос перемещается в сторону японских и немецких брендов, повторяя структуру рынка подержанных автомобилей трех-, четырехлетней давности. Как считает г-н Бончев, по итогам года продажи легковых автомобилей (не считая легкие коммерческие) составят около 2 млн штук. «В ноябре обычно бывает провал продаж, а в декабре, наоборот, рост. Одно скомпенсирует другое», — считает он.

«Ситуация лучше, чем мы ожидали, — говорит член правления дилерского холдинга «Автомир» Игорь Кроливец. — В Москве продажи идут все еще довольно бодро, и, скорее всего, этот тренд сохранится и до конца года». По словам Кроливца, большинство автопроизводителей объявили о скидках и спецакциях, и это подстегивает продажи. Кроме того, он ожидает всплеска продаж в преддверии повышения пошлин на новые автомобили — с 25 до 30%. «Автомобили, которые сегодня на складах, закуплены еще по старым долларовым ценам. Те, которые появятся в салонах после Нового года, будут куплены уже по новому курсу и растаможены по новым ставкам», — говорит он. По его словам, повышение цен уже началось: первыми стали Mazda и Suzuki.


Другие материалы по теме: