Не навреди!

19 ноября 2008 (16:05)

Эта древняя заповедь всех врачей мира давно стала символом ответственного отношения человека к своему делу. Но подчас мы все забываем, что принципом «не навреди» должны руководствоваться не только «люди в белых халатах», но и работники других сфер деятельности, и что произнесенное слово нередко может нести большую опасность, чем ошибка хирурга во время сложной операции.

Сегодня Россия переживает непростое время. Финансовый кризис, зародившийся в Америке, затронул не только отечественную финансовую систему, но и сектор реальной экономики. Предприятия снижают объемы производства, замаячила угроза сокращения рабочих мест. Проблемы есть, и говорить о них нужно прямо. Однако и раздувание истерии вокруг этих проблем, распространение слухов и всевозможных «страшилок», нагнетающих и без того непростую ситуацию, является не менее безответственным, чем замалчивание серьезных вопросов.

Социологи пишут об определенном «апокалипсическом дискурсе», тяге человека к деструктивности в мыслях и поступках. Похоже, именно это мы и наблюдаем в последнее время. Заголовки газет и сообщений на лентах информационных агентств пестрят реальными и мнимыми угрозами для экономики и населения. Журналисты методично и скрупулезно перечисляют все возможные негативные последствия кризиса для нашей страны, не преминув завершить каждый такой «анализ» особо катастрофичным прогнозом. «К Новому году рубль обвалится», «России грозит продовольственный кризис», «Минфин не знает чем заполнить бюджет» — это лишь самые безобидные «ужасы», подстерегающие читателей на страницах многих изданий. А ведь специалистам прекрасно известно, что рост страхов и распространение катастрофического мышления способствует увеличению политического экстремизма и насилия, побуждает людей к совершению безответственных действий на всех уровнях общества. Особенно в кризисных ситуациях. Понимают это и в руководстве государства – президент страны Дмитрий Медведев уже дал поручение правоохранительным органам пресекать все попытки нажиться на кризисе, в частности, теми, кто распускает недостоверные слухи.

Совсем вопиющий, на мой взгляд, случай произошел на днях в Магнитогорске. Местный журналист Павел Верстов, редактор Магнитогорского информационного агентства, разместил на своем сайте сообщение о массовых суицидах на градообразующем предприятии – металлургическом комбинате. Якобы работники ММК, совершают самоубийства из-за невозможности расплатиться по кредитам. Позднее эта информация не подтвердилась, более того, была опровергнута компетентными специалистами. «Утка», конечно, была снята с ресурса. Но вопросы остались. Что заставило журналиста, если это определение уместно в данном случае, разместить непроверенную информацию? Только ли элементарная небрежность и непрофессионализм? Скорее всего, главную роль сыграло желание заработать очки на кризисной ситуации, поднять свой рейтинг на дутой «сенсации».

Вопрос даже не в том, что неверная информация была обнародована. Последствия этой несостоявшейся сенсации могут быть гораздо серьезнее, чем это может показаться на первый взгляд. Кто может сказать, сколько людей, познакомившихся с подобными сообщениями, испытает страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне, и, в конце концов, не попытается решить какие-то жизненные проблемы путем сведения счетов с жизнью? Человек, манипулирующий словом, публичным словом, обращается напрямую к разуму и чувствам читателя, зрителя. И ответственность в этом случае за возможные последствия является ничуть не меньшей, чем у практикующего врача.


Другие материалы по теме: