«Вечерний Екатеринбург» и Виктор Толстенко: «Стимул для рывка в отдельно взятом бизнесе»

27 ноября 2008 (09:02)

Не всякий день месяца удостаивается упоминания с высоких трибун — за исключением разве что «красных дней календаря». И трудно предположить, чтобы напоминание о дате уплаты налогов могло вызывать какие-либо положительные эмоции. Однако в пору экономических катаклизмов случиться может всякое, и тот факт, что фраза «28-е — это как раз день уплаты налога», произнесённая на прошлой неделе российским премьером Владимиром Путиным, вызвала бурную радость, явное тому доказательство.

Произошло это, напомню, на прошлой неделе на съезде «Единой России». Конечно же, продолжительными аплодисментами была отмечена не собственно фраза, а контекст речи: фактически с завтрашнего дня — вот вам и праздник! — государство идёт на беспрецедентное снижение налогов на бизнес. Премьер — он же председатель властной партии — попросил конституционное большинство Государственной Думы оперативно принять все необходимые поправки в Налоговый кодекс, и они приняты; вчера по этому поводу заседал уже Совет Федерации, и, надо полагать, сегодня мы увидим опубликованным соответствующий указ Президента Дмитрия Медведева. Сомневаться в том, что праздник фискального послабления состоится, думаю, не приходится; косвенными доказательствами, что государственная машина работала на решение задачи чётко и оперативно, могут служить результаты опроса автором этих строк ряда главных бухгалтеров предприятий: все набросали черновики налоговой отчётности уже в обещанной новой редакции…

Итак, корректировка налоговой политики пошла по следующим направлениям. Что касается непосредственно завтрашнего дня, налог на прибыль будет уплачиваться (как заметил премьер, решение это принято оперативно «с учётом особой ситуации, складывающейся с прибылью предприятий в четвёртом квартале») не с прибыли, существующей только «на бумаге», а на основе фактической прибыли, полученной с начала года.

А с 1 января 2009 года снижаются ставки налога на прибыль на 4 процента за счёт федеральной части этого налога (у регионов, кстати, есть право, в свою очередь, уменьшать этот налог также на 4 пункта); уменьшаются сроки возврата НДС налоговыми службами; увеличивается так называемая амортизационная премия (отнесение на расходы в текущем налоговом периоде части первоначальной стоимости основных средств) с нынешних 10 процентов до 30 процентов. Втрое уменьшится налог, который платит малый бизнес с разницы между доходами и расходами (до 5 процентов). Ещё одно новшество в налоговом пакете: отменяется повторное взимание НДС при продаже организациями подержанных машин, то есть перепродавцы будут уплачивать НДС только с разницы между продажной и покупной стоимостью автомобиля.

Есть мера, стимулирующая спрос на жильё, соответственно, влияющая на оживление рынка недвижимости. Вдвое — до 2 миллионов рублей — увеличена сумма имущественного налогового вычета для граждан, купивших жильё, — эта норма, к слову, обрела обратное действие, то есть те, кто купил квартиру в период с 1 января 2008 года, уже могут ею воспользоваться. Согласитесь, 260 тысяч рублей экономии семьёй на подоходном налоге вместо прежних 130 тысяч — это совсем даже неплохо.

Принимая пакет законов с налоговыми новациями, государство исходит из того, что необходимо ослабить пружину (а в некоторых случаях это, увы, было сродни удавке) «прессования» бизнеса. Упор делается на реальный сектор, на то, чтобы в экономике появились длинные деньги, инвестиционные проекты, шла модернизация производств, предприниматели нормально работали и могли создавать рабочие места. Принцип, на котором строятся налоговые новации, — стимулировать рост производства, дать больше свободы экономической деятельности, и тогда даже при сниженных ставках налогообложения фактическое наполнение бюджетов за счёт налогов не только не снизится, а возрастёт: за счёт увеличения базы для налогообложения.

В конечном счёте теперь, когда налоговый пресс уменьшается, многое — если не всё — будет зависеть от умения управлять конкретным бизнесом. От желания идти на технологическое его перевооружение, от кадровой политики на предприятиях, оптимизации всех производственных процессов etc, то есть государство, понижая налоговые требования, решило в трудную пору помочь бизнесу самоорганизоваться, доказать своё право на существование — в конкурентной борьбе.

Ещё некоторое время назад бизнес мог только мечтать об этом. Сегодня же реальность такова, что новый антикризисный налоговый пакет позволит бизнесу сэкономить — а значит, предполагает государство, потратить на развитие — более 0,5 триллиона (!) рублей. Оправдает ли российский бизнес столь щедрый подарок?


Другие материалы по теме: