«Уральский рабочий» и Виктор Тимашев: «Бизнес и Кремль обсудили новые правила игры»

28 ноября 2008 (09:44)

Среди представителей крупного бизнеса, с которыми президент Дмитрий Медведев поужинал у себя в резиденции, оказались и хорошо известные в Свердловской области Виктор Вексельберг и Дмитрий Пумпянский.

Неофициальный характер встречи, как мы полагаем, выбран был с целью максимально облегчить обмен мнениями, что особенно актуально в силу ускорения динамики происходящих процессов.

Когда лучше говорить

В экономических обзорах уже банальностью стала фраза «еще в октябре никто бы не поверил, что…». Ноябрь изменил очень многое. Как в общем, так и в частности.

К примеру, несколько по-иному выглядит сейчас роль госкорпораций. Обладание полномочиями государственных органов и свободой частных предпринимателей было дано им при создании с целью обеспечения технологического прорыва, решения важнейших государственных задач. Но, к примеру, у Ростехнологий на балансе оказались предприятия с долгами, оцениваемыми в 120 млрд рублей. Причем, если раньше предполагалось, что эта госкорпорация будет сама зарабатывать деньги на свое развитие за счет девелоперского бизнеса, деятельности авиакомпаний и продаж с «АвтоВАЗа», то сейчас это, по понятным причинам, будет затруднено.

И наоборот — другая госкорпорация «Банк развития» вообще не должна была зарабатывать прибыль, а служить проводником государственных инвестиций. Но вместо того, чтобы стать инвестбанком, эта госкорпорация вытаскивает сейчас из долгов россий­ские бизнес-структуры, стабилизирует фондовый рынок и рефинансирует иностранные займы.

То есть ряд госкорпораций превратились в часть механизма, через который осуществляется господдержка конкурентоспособности национальной экономики. А государство в целом — через кредиты или инвестиции — становится крупнейшим собственником активов. И бизнес не может не волновать, пойдет ли все это дальше по белорусскому пути, когда государство «самый большой капиталист», или будет распродажа санированных предприятий.

Бизнес очень вдохновило обещание ослабить налоговую нагрузку. Что дает, в частности в 2009 году, дополнительно 550 млрд рублей на развитие — где-то в 1 процент ВВП. И это бесценная помощь в условиях нехватки кредитных ресурсов.

Но, как говорит председатель некоммерческого партнерства «Бизнес-солидарность» Яна Яковлева, «государство понижает налоги на 1% от ВВП — бизнес отдает 13% на коррупцию. Снижение уровня коррупции хотя бы на 20% даст гораздо больший эффект, чем снижение налогов. Коррупция для бизнеса — это не только деньги, это еще и страх преследуемого. В таком состоянии нет ресурса для развития, созидания и инноваций. Борьба с коррупцией — это мощный потенциал выживания России… Для бизнеса это будет означать значительное снижение издержек, рисков, отсутствие необходимости в уходе от налогов для добывания черного нала на взятки».

Что, впрочем, хорошо понимается в верхах. Как вы помните, президент Д. Медведев объявил борьбу с коррупцией национальным приоритетом и последовательно действует в этом направлении. Особенно впечатляют в этом плане две последние инициативы: подключение прокуратуры к защите бизнеса от необоснованных проверок и уголовное преследование тех, кто препятствует конкуренции.

Напомним, что в своем послании президент призвал «не кошмарить бизнес». Для практического осуществления этого в соответствующие законы вносятся поправки, вводящие прокурорский надзор за проверками. Будет как в Казахстане, где каждый контролер перед началом проверки выставляет на сайт прокуратуры информацию о том, куда и зачем идет, и получает регистрационный номер. И если такой регистрации нет, то проверка считается недействительной, а сами контролеры штрафуются.

Еще более жестко будут поступать с чиновниками, предоставляющими незаконные преимущества «близким» компаниям, — их могут посадить в тюрьму. Сейчас же их могут всего лишь оштрафовать либо лишить на какой-то срок права работать в органах госвласти.

Правда, увы, стоит помнить, что отечественная бюрократия виртуозно умеет бороться с невыгодными ей новациями. На сегодняшний день, к примеру, произносимые «наверху» 100-процентно правильные речи о борьбе с коррупцией на местах привели к натуральной «охоте на ведьм», в ходе которой попраны оказались элементарные нормы законности. Не исключено, что под этим флагом «оборотни» в правоохранительных органах в интересах криминальных и бизнес-структур берут в свои руки контроль над органами власти: любой чиновник понимает, в чьих руках его честь и свобода.

Еще более важный повод для разговора власти с бизнесом за­ключался в том, что руководство страны в условиях финансовой турбулентности не намерено отказываться от осуществления Стратегии развития до 2020 года, которая должна способствовать вхождению России в пятерку самых развитых экономик мира. И бизнесу в осуществлении данной программы отводится важная роль.

Не забыли о главном

С необходимостью не забывать о перспективе, кстати, согласен и бизнес. «Для строительства долгосрочных планов не бывает плохих моментов», — говорит главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. По его мнению, нынешняя ситуация «дает возможность трезво переосмыслить экономические перспективы».

И при анализе выясняется, как считает управляющий партнер и президент фонда Icon Private Еquity Кирилл Дмитриев, что Россия имеет преимущества перед другими. Вот как видит их эксперт: «изначально заложенная модель активной роли государства и возможность быстрой мобилизации ресурсов, благоприятное соотношение резервов и уровня внешнего долга, гибкость российского менталитета, натренированного многочисленными кризисами и потрясениями».

Как образно выразился К. Дмитриев, «суверенная демократия» может оказаться более живучей моделью, чем другие, и симбиоз государства и бизнеса может быть так же необходим, как былые ноу-хау Госплана и социализма с человеческим лицом».

Напомним, что суть Стратегии в переходе от сырьевой экономики к инновационной. Причем в нынешней финальной версии главным ресурсом этого перехода называется «человеческий капитал».

Как считают эксперты, темпы роста мировой экономики восстановятся в 2010 году. Российская экономика воспрянет еще раньше — в 2009 году. В результате Россия будет представлять собой страну с 30 тыс. долларов ВВП на душу населения, средний класс составит половину всех граждан. А уже в ближайшие два года личные доходы в реальном выражении возрастут на 10%,

И все это возможно лишь в том случае, если между государством и бизнесом будет доверие и они будут слаженно работать. Шагом в этом направлении и должна была послужить встреча президента с бизнесменами.

Пробил час единства и борьбы

О готовности диалога бизнеса с властью высказался глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин: «Мы полностью разделяем позицию, которую вы­сказал помощник президента Аркадий Дворкович, что «избыточное ощущение всесильности государства не может заменить частный сектор, рынок, активность людей».

И Шохин призвал бизнес впрягаться. «Нужны реализм и желание работать, а не желание бросить все и на полгодика уехать на Барбадос, подождать, «пока все рассосется» само собой. Не рассосется. Чтобы было куда вернуться, нужно работать. Это касается и владельцев компаний, и менеджеров, и сотрудников», — заметил он.

Вот это — повышение требовательности к себе и друг к другу — и было итогом разговора президента страны с представителями российского бизнеса.


Другие материалы по теме: