Экспорт стали под угрозой

Значительный рост в последние годы поставок российской стали на американский рынок стал предметом сильнейшего беспокойства «стального» лобби США, поскольку российский металл предлагается дешевле американского. В отношении отечественных экспортеров было инициировано не одно расследование, цель которого – доказать, что продажа российскими компаниями на американском рынке более дешевого металла является демпингом, то есть примером недобросовестной конкуренции. Это косвенное доказательство того, что экономика США начинает пробуксовывать.

При этом ни российская, ни американская стороны не скрывают, что недовольны существующей ситуацией на рынке сталепроката. Для России из-за низкого спроса на сталь на внутреннем рынке ограничения со стороны США означают возможность спада производства на и без того недозагруженных металлургических предприятиях. Американцы же, вложившие в последние годы многочисленные миллиарды долларов в собственную металлургическую отрасль, намерены как можно больше ограничить поставки российских производителей, которые, как утверждают в Вашингтоне, продают «второсортную сталь по шокирующе низким ценам». С 1992 года продажи российской стали в США выросли в 60 раз с $23,5 до 1491,7 млн.

США не единственная страна, где российской стали оказывают недружественный прием. Так, в 1997 году российские представители заключили соглашение с Евросоюзом о торговле некоторыми изделиями из стали, которое предотвратило введение квот на продукцию российской металлургии. Дискриминационное отношение к российской стали начало проявляться и на других рынках. По данным Минторга России, против российских производителей в 1999 году действовало 99 антидемпинговых процедур, в том числе 55 – по вопросам экспорта металлургической продукции. Антидемпинговые и дискриминационные меры, предпринимаемые в разных странах, наносят российской экономике ущебр порядка $1,5-2 млрд, считают в Министерстве торговли РФ.

В свое время заявки на антидемпинговое расследование подавали даже Польша и Словакия. По мнению правительственных чиновников, эти шаги вызваны скорее политическими причинами, чем экономическими. Так, по словам Роальда Пископпеля, доля российской горячекатаной стали на польском рынке за последнее время сократилась с 12 до 9%. Главная причина волны дискриминационных мер – быстрый рост российского экспорта. Сегодня по объему экспортных поставок Россия оставила позади бывший СССР и вышла на первое место в мире. В последнее время наш стальной экспорт обгонял аналогичные мировые процессы. Если вся мировая торговля сталью с 1992 года выросла с 150 до 205 млн т, то экспорт стальных изделий из нашей страны возрос с 12 до 23 млн т. Только поставки стального проката с 1992 по 1998 год увеличились с 8 до 21,8 млн т.

Конфликт

Некоторые российские наблюдатели считают, что за стремлением властей США ограничить присутствие российской стали на американском рынке стоят политические соображения. По словам Владимира Печика из российского Союза производителей и экспортеров металлопродукции, даже некоторые американские эксперты признают склонность властей не всегда обоснованно прибегать к антидемпинговым процедурам. С этим не согласны специалисты Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ). По словам ведущего научного сотрудника этого института Виталия Лобырева, по американским законам антидемпинговое расследование инициирует не правительство, а сами производители, если они могут доказать, что импорт привел к ухудшению их экономических показателей. К тому же импорт стали в США начал расти после того, как сократилось ее потребление в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и лидером по росту поставок на американский рынок является далеко не Россия, а Япония и Корея. Размер антидемпинговой пошлины, который желают установить США, делает российскую сталь непродаваемой. А на переговорах американской стороне придется ориентироваться на цены собственного рынка, считает Виталий Лобырев.

Тем не менее российским производителям стали не следует надеяться на улучшение ситуации. По заключению экспертов, потребление стали в Азии не увеличивается, а в ближайшей перспективе темпы роста мирового рынка замедлятся. К 2005 году спрос на продукцию черной металлургии вырастет только на 10%, а его абсолютная величина составит 760 млн т. К тому же ожидается появление новых сталелитейных мощностей, в частности в Азиатском регионе. Поэтому конкуренция будет только ужесто- чаться.

Недавно замминистра экономического развития и торговли Максим Медведков, возглавлявший российскую делегацию на переговорах с Минторгом США, заявил, что уменьшение квот на поставку российской стальной продукции в США не нанесет ущерба местным производителям. При этом Медведков подчеркнул, что после вступления России в ВТО (очередной раунд переговоров по этому поводу должен пройти в декабре) правительство РФ сможет выйти из соглашения, квотирующего поставки российской стали на рынок США.

Напомним, инициатором отмены соглашения является Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК). Зафиксированные в соглашении цены на горячекатаный прокат сделали невыгодными поставки слябов с НЛМК на американские предприятия, принадлежащие партнеру комбината – итальянской Duferco. Американские цены упали, и сейчас выгоднее продавать металл с антидемпинговой пошлиной (89%), чем пытаться сбыть его по зафиксированной в соглашении цене.

По мнению местных экспертов в области сбыта сталепрокатной продукции, в этой ситуации проигрывают только американские производители конечной продукции, при изготовлении которой используется сталепрокат. Дело в том, что даже еcли торговые барьеры будут установлены, то эти компании все равно будут покупать российскую сталь из-за ее высокого качества. То, что они не могут повлиять на этот конфликт, говорит о слабости их лобби. Если российские компании будут вытеснены с американского рынка, это не станет концом света. Переориентировать сбытовые потоки на другие страны достаточно просто и вполне возможно. Что касается антидемпингового законодательства, то его преодоление – лишь вопрос времени. В мире существует такая практика, как продажа «антидемпинговых» товаров через официальных торговых представителей в стране, проводящей протекционистскую политику. В этом случае, например сталь, продукт реализуется отечественной компанией по ценам, которые выходят из демпингового коридора, соответственно, разница в ценах будет выплачиваться не США в виде пошлин, а, например, делиться между торговой компанией и производителем. Штаты просто не знают, чего хотят: либо погубить свою машиностроительную промышленность, повышая цены на сырье, в частности на сталепрокат, либо не допустить дальнейшего роста цен из-за перегрева экономики.

В 1999 году Россия и США уже достигали договоренности о сокращении поставок российской стали на американский рынок почти на 70% (по информации министерства торговли США). Тогда был введен 6-месячный мораторий на экспорт Россией горячекатаной стали, а также установлены годовые квоты на ее поставки и минимальные цены на эту продукцию. В обмен США прекратили расследование по обвинениям в демпинге российской стали, что означало бы введение компенсационных пошлин на эту продукцию.

В самой Америке опасаются, что Россия в очередной раз «пойдет на попятную» в переговорах по стали, что может спровоцировать ответные действия американской администрации по введению высоких пошлин, которые блокируют экспорт российской стали в США. В департаменте торговли США отметили, что до тех пор, пока Россия не согласится добровольно снизить свой экспорт в США, правительство США не откажется от возможности ввести штрафные пошлины на российскую сталь. Возможность изменения конструктивной позиции РФ в ходе переговоров связывают в США с российским правительственным кризисом.

Еще 13 июля 1999 года делегации Минторга РФ и США подписали соглашение о торговле сталью между двумя странами. Об этом сообщал министр торговли РФ Михаил Фрадков. Соглашение предусматривало приостановление антидемпингового расследования в отношении поставок российской горячекатаной стали и устанавливало квоты на ее поставку в США до 2003 года.

Обострение этого конфликта вызвано тем, что недавно четыре крупнейших компании США подали петицию в Государственный департамент США по торговле с требованием ввести запретительные пошлины на ввоз холоднокатаной стали из 20 стран, включая Россию.

Поставки петиционеров (компании United States Steel, Bethlhem Steel, LTV Steel, National Steel) на рынке стали США занимают 69%, остальную часть образует импорт. Десятая часть импорта – из России. Доля «Северстали» в импорте холоднокатаной продукции составляет 46 %. Комментируя ситуацию, директор компании по сбыту Дмитрий Горошков сказал: «Петиция положит начало антидемпинговому разбирательству. В лучшем случае оно закончится подписанием соглашения, ограничивающего как объемы экспорта в США, так и уровень минимальной цены. В худшем – полностью закроет для российских металлоэкспортеров американский рынок. Оба исхода ущербны для российских товаропроизводителей. Американский рынок остается для нас самым привлекательным, т.к. цены на сталь в США на 20% выше, чем в других странах. Если наша холоднокатаная сталь будет облагаться 150%-ной пошлиной, мы будем вынуждены уйти с американского рынка. При этом прямые потери «Северстали» могут составить до $10 млн в год. Однако есть и обратная сторона медали, которую американцы почему-то оставляют за кадром. Ведь помимо производителей-металлургов в США есть и потребители металла. И их сегодня вполне устраивает соотношение цены и качества российской стали».

Большинство российских металлургов полагает, что, если холоднокатаная сталь будет облагаться 150%-ной пошлиной, отечественные компании будут попросту выдавлены с американского рынка. Эту точку зрения разделяют и в правительстве. «В прошлый раз мы добровольно ограничили свой экспорт в Штаты квотами, – говорит высокопоставленный чиновник, курирующий вопросы торговых ограничений, – но этого им показалось мало, они еще и антидемпингом нам угрожают».

«Потеря одного рынка вызывает эффект домино, мы с этим уже сталкивались», – говорит Андрей Петросьян, заместитель гендиректора НЛМК, второго по размерам российского производителя и экспортера холоднокатаной стали. – Сначала антидемпинговое расследование начинает одна страна, потом вторая, третья и так далее, поэтому допускать введение антидемпинга было бы стратегически неверно». Собственно, уже сейчас российским сталеварам было бы нелегко переориентировать экспорт на другие рынки. В Европе, например, действуют квоты на поставки стали из России. Да и вообще мировой рынок стали перенасыщен.

По словам Кахи Кикнавелидзе, аналитика инвестиционной компании «Тройка Диалог», избыток сталелитейных мощностей в мире достигает 15%. Именно этот переизбыток и делает американских производителей стали все менее конкурентоспособными у себя в стране: себестоимость у них выше, чем у иностранных компаний. Поэтому – впервые в истории – четыре стальных гиганта хотят фактически прекратить импорт сразу из 20 стран. «Мы – отрасль, которая инвестировала огромные собственные средства в создание современного, конкурентоспособного внутреннего производства, – заявил глава Bethlehem Steel Роберт Миллер. – Но американские компании и рабочие не могут соревноваться с иностранными компаниями, чей бизнес, похоже, основан на государственных субсидиях и защищенности их собственных рынков». Сильнее всех раздражают американских сталеваров, кстати, не россияне, а компании Аргентины, Бразилии, Франции и Южной Кореи: импорт стали в США из этих стран с 2000 году вырос на 38% и, как утверждают инициаторы расследования, именно благодаря субсидиям. Для названных стран американские металлурги требуют не только установления 150% -ной пошлины, но и 40%-ного «компенсационного сбора», чтобы нейтрализовать господдержку.

Однако проблемы со сбытом продукции за рубежом – детские игры по сравнению с внутренними проблемами металлургических комбинатов; за период с 1990 по 1997 год суммарный объем спроса на внутреннем рынке уменьшился с 45 до 15 млн т, то есть в три раза. Такое снижение внутреннего спроса обусловлено падением производства ВПК, который обеспечивал до трети заказов на метпредприятиях, снижением производства в машиностроении, где по важнейшим видам продукции производство сократилось в 4-5 раз. Произошло также свертывание промышленного и жилищного строительства.

Кроме того, во взаиморасчетах предприятий исчезли так называемые живые деньги. Широко используются безналичные схемы, особенно с энергетиками и железнодорожниками. А они продают полученный металл по сверхнизким ценам, создавая конкуренцию отделам сбыта металлургических комбинатов, которые не могут продать продукцию даже по минимальной заводской цене. Итак, российские стальные гиганты оказались задавленными со всех сторон: на внутреннем рынке так много металла не нужно, на внешнем – коллеги-металлурги, которым не хочется снижать издержки и уровень прибыли, а сверху сидят чиновники и считают твои «лишние» деньги.

Выводы

Где же выход? На что надеется Минэкономики РФ, которое считает, что объем производства черных металлов в России к 2005 году не сократится, а даже несколько вырастет? На что надеются западные инвесторы, такие как Европейский банк реконструкции и развития, который ведет с металлургическими комбинатами, с Магниткой например, переговоры о дальнейшем кредитовании? На что рассчитывают сами металлурги, которые понимают, что сокращения экспорта не избежать? Видели ли вы новый железнодорожный состав? А опору электропередачи? Трубы у вас меняли? Вряд ли. Специалисты считают, что физическая потребность в металлопродукции на внутреннем рынке значительна. Изношенность коммуникаций, железных дорог, подвижного состава и т.д. в настоящее время достигает критического уровня. Для замены и реконструкции срочно требуется металлопрокат.

Таким образом, российский металлоэкспорт оказался «заложником» дискриминационной торговой политики США. На словах поддерживая вступление России в ВТО, американская администрация не торопится предоставить нам режим наибольшего благоприятствования – даже простое обсуждение этого вопроса состоится не раньше марта. Есть, похоже, и другая цель: вынудить российские металлургические предприятия поодиночке просить американский Минторг о квотах и щадящих пошлинах, сбивая тем самым экспортные цены на товары нашей черной металлургии.

Что касается Свердловской области, то возможное обложение стали 150%-ной пошлиной на ввоз в США, никак не коснется большей части металопроизводящих компаний. Например, как сообщили в пресс-службе Синарского трубного завода, возможное обложение стали 150%-ной пошлиной на ввоз в США никак не отразится на заводе, т.к. предприятие в данный момент экспортирует свою продукцию только в Европу, Азию и Африку.

Следует отметить, что США потребовали отменить пошлины на ввоз стали в Россию, чего по уставу ВТО наша страна не обязана делать. Позиция Соединенных Штатов выглядит довольно лицемерно, так как эта страна за последние три года прославилась своими антидемпинговыми расследованиями против всех крупных поставщиков стали на американский рынок. США ограничивают поставки не только российской, но и японской и европейской стали. Даже членство этих стран в ВТО не защитило их от американского стального лобби, которое и инициировало расследования.

Все это показывает, что процесс присоединения России к ВТО остальные станы стремятся использовать прежде всего для облегчения собственного доступа на российский рынок, но вовсе не намерены открывать свои. Нетерпеливое стремление в кратчайшие сроки пробиться в члены этой организации может плачевно закончиться для некоторых секторов российской экономики. Поэтому наиболее оптимальный способ вхождения в ВТО, по мнению президента ТПП, – это защита тарифами и квотами тех отраслей, которые имеют шанс на выживание в условиях глобальной экономики, до тех пор пока они не достигнут уровня конкурентоспособности.


Другие материалы по теме: