Создание финансовой разведки

На прошлой неделе Владимир Путин подписал Указ о создании нового государственного органа – Комитета по финансовому мониторингу, задолго до своего появления окрещенного журналистами «финансовой разведкой». Новая организация должна вплотную заняться борьбой с отмыванием «грязных» денег.

Создание специального ведомства, получившего в российской прессе название «финансовая разведка», было предусмотрено принятым парламентом РФ в ходе весенней сессии законом о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Напомним, что закон обязывает коммерческие банки, страховые компании и нотариальные конторы предоставлять информацию обо всех крупных суммах, которые проходят через них. Речь идет о сделках, связанных с наличным оборотом денег на сумму свыше 600 тысяч рублей. Помимо этого банки и другие финансовые учреждения должны собирать информацию вообще обо всех подозрительных, по их мнению, финансовых операциях (например, слишком запутанных или несоответствующих уставной деятельности клиента) и предоставлять эту информацию «специально уполномоченному органу, определяемому президентом РФ». В целом суть законопроекта такова: банкиры сообщают «уполномоченному органу» обо всех без исключения крупных операциях (во всех подробностях, включая фамилию не только клиента, но и собственного сотрудника, оформившего операцию). А «уполномоченный орган» должен проверить сделку и решить, присутствует ли в ней факт отмывания «грязных» денег. В случае подтверждения недобросовестности действий одной из сторон информация передается в правоохранительные органы, которые займутся нарушителем уже на свой манер. Кстати, документ предусматривает ответственность за недонесение данной информации.

Однако никто не предполагал, что массовая борьба с отмывкой денег в стране начнется так скоро. Во-первых, закон, наделавший столько шуму еще в период обсуждения, вступает в силу только с 1 февраля 2002 года. Кроме того, финансовое сообщество предполагало, что «уполномоченный орган», без которого никакой борьбы не получится, будет формироваться как минимум два года. Собственно, на этом-то и споткнулись борцы с преступными доходами прошлой весной. Закон был уже принят, а пресловутый уполномоченный орган не определен. Однако на этот раз государство проявило неожиданную расторопность. Дело в том, что согласно стандартам Организации по противодействию отмыванию капиталов (FATF), финансовая разведка должна быть в каждом государстве, которое принимает участие в этой «священной войне». Своего рода хороший тон. Если же такой разведки нет, это по меньшей мере странно. В случае с Россией подозрение у экспертов FATF вызвало отсутствие не только финансовой разведки, но и закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. Собственно, за это Россия и была включена в черный список FATF, наряду с Науру и Филиппинами. И еще один немаловажный момент: по информации НИС, за последние 10 лет из России было вывезено $130-140 млрд. Причем какая их часть имеет криминальное происхождение, а какая – вывезена экспортерами в рамках оптимизации налогообложения, не известно.

Обсуждались возможности расширения полномочий налоговой полиции, вплоть до осуществления контроля всех финансовых потоков на территории страны, а также полная трансформация налоговой полиции в финансовую. Однако один из главных идеологов финансовой разведки экс-директор ФСНП Вячеслав Солтаганов высказался категорически против создания финансовой разведки в рамках правоохранительных органов, в частности федеральных органов налоговой полиции, поскольку «завтра все будут кричать, что создается полицейское государство, что люди в погонах хотят за всеми следить в замочную скважину». По мнению Солтаганова, в финансовой разведке «должны работать независимые гражданские люди, которые не будут иметь права кого-то вызывать для дачи объяснений». В конечном итоге было решено, что новая структура будет создана при российском Минфине. Работать в ней будут исключительно гражданские лица.

В конечном итоге 31 октября Владимир Путин подписал Указ о создании Комитета по финансовому мониторингу, который будет иметь право на получение информации, составляющей банковскую тайну. Комитет получает статус отдельного органа при Министерстве финансов и начнет работу в начале февраля 2002 года. Штат комитета будет сформирован за счет перераспределения сотрудников министерства, в том числе контрольно-ревизионного управления и департамента по контролю и аудиту. Численность сотрудников комитета составит около 300 человек, еще 100 человек будут работать в федеральных округах.

Комментарии

«Создание Комитета финансового мониторинга по сути хорошее дело, если речь идет об аналитической работе, – заявил заместитель директора Уральского банковского союза Евгений Болотин. – На сегодняшний день, когда наблюдается улучшение экономической ситуации, ряд банков планирует расширять внешнеэкономическую деятельность, а иностранные финансовые организации в свою очередь опасаются работать с Россией, поскольку в мире бытует мнение, что все средства, идущие из российских банков, нажиты преступным путем. На фоне такой дискриминации на внешнем рынке PR-деятельность Комитета по опубликованию аналитических материалов о деятельности банков будет способствовать исправлению отношения мировых банковских кругов к финансовым операциям с российскими банками».

«Пока не совсем понятно, какой областью будет ограничиваться деятельность Комитета финансового мониторинга, как его деятельность будет пересекаться с работой других контролирующих госорганов, – заявил в интервью УрБК аналитик Екатеринбургского филиала ИК «Тройка Диалог» Константин Селянин, комментируя создание Комитета финансового мониторинга. – С точки зрения преодоления негативного отношения к деньгам России со стороны мировых финансовых кругов, аналитическая деятельность Комитета может исправить данное положение, публикуя материалы о нынешнем состоянии банков. Насторожить же может неумелое использование достаточно широких неограниченных полномочий, а также предоставление новому госоргану информации обо всех крупных суммах, проходящих через банки. Далеко не все банки будут довольны таким положением дел, поскольку, с одной стороны, это может быть нарушением банковской тайны, что в результате приведет к уменьшению финансового потока в банки. Кроме того, предоставление информации означает увеличение объема «бумажной» работы. Также возникает вопрос, каким образом новый Комитет будет соединять в себе фискальное и экономическое направление деятельности, поскольку некоторые банковские операции можно рассматривать с обеих сторон. С точки зрения правоохранительных органов, некоторые банковские операции могут быть расценены как легализация преступных доходов, а с точки зрения экономики - это совершенно нормальная сделка», – заметил К. Селянин. В заключение К. Селянин добавил, что пока рано судить о деятельности Комитета, не дождавшись никаких результатов его работы.

Выводы

Предполагается, что данные, полученные «разведчиками», будут использоваться исключительно для того, чтобы отсечь «грязные» деньги от «чистых». Кроме того, это даст возможность контролировать денежные потоки, которые используются для поддержки террористов или торговли наркотиками. Однако возникают сомнения в том, что новый орган сумеет четко определить критерии различия между «чистыми» и «грязными» деньгами. Более того, сотрудники «финансовой разведки» по долгу службы будут обладать информацией, которая будет стоить очень больших денег. Сможет ли государство платить «разведчикам» столько, чтобы те избегали соблазна продавать информацию «на сторону»?


Другие материалы по теме: