«Ведомости»: Иностранцы помогут «Пятерочке» утроить оборот

30 января 2002 (12:05)

Сегодня компания «Пятерочка» объявит об амбициозной цели – стать через два года крупнейшей розничной сетью России по количеству магазинов. В этом ей поможет иностранный специалист и иностранный акционер – ЕБРР. Инвестиционный бюджет «Пятерочки» на этот год составляет $60 млн., и к концу следующего года компания намерена увеличить число магазинов в Москве и Санкт-Петербурге с 83 до 200, а оборот сети довести до $700 млн. (в 2001 г. он составил $200 млн.). Правда, коллеги по бизнесу пока очень осторожно относятся к этим цифрам. Пресс-секретарь «Перекрестка» Михаил Пановко сомневается, что оборот магазина-дискаунтера может составлять $3,5 млн. в год, чего собирается добиться «Пятерочка». «Но если они смогут задействовать технологии, позволяющие добиться этих результатов, мы с интересом с ними ознакомимся», – добавил он. Развитием и реорганизацией российской сети будет заниматься иностранный специалист. В наблюдательный совет «Пятерочки» вошел англичанин Дэвид Нобл, который имеет большой опыт в ритейле: он управлял компанией прямой доставки продуктов SupermarketDireсt и был директором по операциям британской розничной сети Somerfield с оборотом в $9 млрд. в год. Эта сеть специализируется на формате «соседских магазинов», в чем очень схожа с «Пятерочкой». Первый магазин «Пятерочки» был открыт в феврале 1999 г. в Санкт-Петербурге питерской компанией «Агроторг». Сеть начинала работу с магазинов площадью 400 кв. м, в ассортименте которых было 600 товаров. С середины 2001 г. сеть начала работать в Москве. Сейчас средняя площадь магазинов в Москве – 600 кв. м, ассортимент – 2.500 наименований. В сеть входит 83 магазина, из них 66 – в Санкт-Петербурге, а 17 – в Москве. Оборот по итогам 2001 г. составил $200 млн. По данным «Пятерочки», 90% ее ассортимента рассчитано на покупателей с доходом $300 на семью. Нобл считает, что через два года «Пятерочка» должна стать крупнейшей сетью страны по количеству магазинов. Поэтому сейчас главная задача компании – максимально быстрый рост. «Суммарный объем продовольственного рынка Москвы и Санкт-Петербурга оценивается в $16,3 млрд., и наш оборот пока капля в море», – говорит он. Предполагается, что 40% магазинов сети будут в собственности компании и 60% арендованы. Практика показывает, что продажи с 1 кв. м в магазине, построенном по собственному проекту «Пятерочки», на 40% выше, чем в других магазинах, говорит Нобл. Участники московского розничного рынка говорят, что «Пятерочка» и так ведет в столице достаточно агрессивную политику. В частности, открывает магазины рядом с магазинами других сетей. Кроме того, компания может поглотить более мелких конкурентов. По словам сотрудника сети универсамов «Продмак» (13 магазинов), в прошлом году представители «Пятерочки» делали руководству "Продмака" предложение о покупке этой компании. Амбициозные планы «Пятерочки» связаны и с появлением нового акционера – в конце прошлого года крупный пакет акций компании приобрел ЕБРР. Размер этого пакета и планы банка в отношении компании ЕБРР объявит сегодня. Однако представление о том, что привлекло банк в этом проекте, могут дать следующие цифры: по данным «Пятерочки», инвестиции компании приносят доход 47,8% годовых. А, например, в британской сети Тesco, по оценкам инвестиционного банка HSBC Securities, этот показатель равен 11%.


Другие материалы по теме: