Борьба с незаконными доходами

Судорожные усилия по борьбе с «грязными деньгами», предпринимавшиеся российским правительством последние полгода, потерпели крах.

1 февраля 2002 г. вступил в силу федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», принятый в августе прошлого года. Согласно закону все сделки на сумму свыше 600 тыс. руб. подлежат обязательной проверке компетентными органами. С этого момента все российские банки обязаны предоставлять информацию о подозрительных сделках своих клиентов в ЦБ РФ в электронном виде до 16 часов следующего рабочего дня. Полученные данные ЦБ РФ будет передавать в Комитет по финансовому мониторингу, являющийся в данном случае уполномоченным органом.

Предыстория

Общеизвестно, что основным стимулом для начала массовой борьбы с отмывкой денег стало присутствие России в «черном списке» FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering, Международная комиссия по борьбе с «отмыванием» преступных доходов при Организации экономического сотрудничества и развития), наряду с Науру и Филиппинами. Помимо того что такая компания является, мягко говоря, дурным тоном, этот факт создает ряд серьезных препятствий для привлечения инвестиций в экономику страны. Именно поэтому война с грязными доходами, объявленная российскими парламентариями прошлой весной, началась весьма активно и беспорядочно. Настолько, что, приняв закон, обязывающий сообщать обо всех подозрительных деяниях в финансовой сфере уполномоченному органу, борцы забыли решить, какой собственно орган будет этим заниматься. Банкиры, которых принятие законопроекта, противоречащего самой идее банковской тайны, ввело в ступор, несколько расслабились, полагая, что все начнется не так скоро. Однако не тут-то было: 31 октября Владимир Путин подписал Указ о создании Комитета по финансовому мониторингу, который будет иметь право на получение информации, составляющей банковскую тайну. Начать функционировать он должен был одновременно с вступлением в силу описываемого закона – 1 февраля.

Гром грянул днем раньше. 31 января FATF на пленарном заседании в Гонконге приняла решение оставить Россию в «черном списке» стран и территорий, не предпринимающих целенаправленных мер по предотвращению «отмывания» денег. Российские законодатели вновь потерпели фиаско. Напомним, что Россия была включена в «черный список» FATF в июне 2000 г. 24 июня 2001 г. эта организация приняла решение оставить Россию в списке, а также указала на возможность введения экономических санкций в случае, если до 30 сентября в РФ не будет принят закон о противодействии отмыванию денег. На следующем пленарном заседании 7 сентября комиссия вновь решила не исключать Россию из «черного списка», однако санкции к РФ не применять, так как к тому времени Владимир Путин уже подписал закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем».

Первой страной из «черного списка», против которой были введены санкции FATF, в декабре прошлого года стала Науру. Для кредитной организации, зарегистрированной в стране, против которой введены санкции FATF, существенно затрудняется процедура открытия филиала в государствах ОЭСР. Кроме того, все транзакции с участием банков из такой страны подвергаются жесткому контролю, а нефинансовым организациям ОЭСР рекомендуется проявлять «повышенную осторожность» при работе с партнерами из страны, на которую наложены санкции. В настоящее время в «черный список» входят 19 стран и территорий»:
о-ва Кука, Доминика, Египет, Гватемала, Гренада, Венгрия, Индонезия, Израиль, Ливан, Маршалловы о-ва, Мьянма, Ниуэ, Науру, Филиппины, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Винсент и Гренадины, Нигерия и Украина.

FATF на пленарном заседании 19-21 июня 2002 г. рассмотрит ситуацию в государствах, входящих в «черный список» «некооперативных» стран и территорий, которые не предпринимают целенаправленных мер по предотвращению «отмывания» денег. Как отмечено в сообщении, только две страны сделали «многое, если не все», для того чтобы «устранить недостатки в законодательстве» и удовлетворить требования FATF, – Венгрия и Сент-Китс и Невис. Остальные 17 фигурантов «черного списка», в числе которых и Россия, «внесли изменения в законодательство или предпринимают шаги для реализации уже принятых законов».

На деле

Основной массив информации Комитет РФ по финансовому мониторингу (КФМ), целью которого является противодействие легализации преступных доходов, будет получать от коммерческих банков, которым предстоит отслеживать все сделки размером 600 тыс. руб. и выше. Об этом сообщил председатель КФМ РФ Виктор Зубков в интервью «Российской газете». По его словам, уже состоялись две его встречи с председателем ЦБ РФ Виктором Геращенко, с которым у КФМ «достигнуто полное взаимопонимание». Готов текст соглашения между КФМ и ЦБ РФ, в котором оговорены схемы взаимодействия и механизм предоставления банковской информации. «Теперь банкам придется создавать службы внутреннего контроля, чтобы они справлялись с новыми задачами», – подчеркнул В. Зубков. В. Зубков отметил, что в схемах «отмывания» преступных доходов могут использоваться не только банки, но и страховые, финансовые, инвестиционные и даже лизинговые компании».

Какие же шаги для реализации вновь принятого закона предпринимаются в данный момент? Как будет выглядеть процесс сбора и передачи информации, интересующий Комитет по финансовому мониторингу? Эти вопросы терзают не только банкиров и прочих руководителей кредитных организаций, которым непосредственно адресован данный закон, но их клиентов, часть которых имеет все шансы пасть жертвами финансовой разведки, в ряде случаев – невинными.

«На данный момент у банков больше вопросов, чем ответов, по исполнению этого закона», – сказал в интервью заместитель председателя Уральского банковского союза Евгений Болотин, комментируя сложившуюся ситуацию. «А именно объективно коммерческие банки не могут нести на себе государственные функции по надзору, поскольку это связано с дополнительной нагрузкой и затратами, то есть возникает вопрос, за счет каких средств кредитные организации будут отслеживать информацию, – сказал Е. Болотин. – Данное нововведение продиктовано требованиями мирового сообщества. Однако лучше было бы укрепить правоохранительные органы на государственном уровне, а не перекладывать отслеживание подозрительных сделок на банки».

«Соответствующие меры по исполнению закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» нашим банком уже предприняты, – говорит начальник управления развития и организации расчетов ОАО «Уралтрансбанк» Андрей Спицин. – По применению отдельных положений данного закона и нормативных актов Центрального банка, принятых во исполнение закона, существует много вопросов, по которым в настоящее время еще не даны разъяснения. В целом же организация данной работы – это довольно затратный процесс для банка, имеющего разветвленную филиальную сеть. Банковский бизнес объективно далек от источников недобросовестных доходов, и, наверное, лучше было бы оптимизировать деятельность правоохранительных органов, чем перекладывать функции по надзору за подозрительными сделками на кредитные учреждения».

«Пока к нам не обратятся представители Комитета финансового мониторинга, никаких сведений о заключенных сделках мы предоставлять не будем», – заявил главный бухгалтер ломбарда «Драгоценности Урала» Михаил Сидякин. Также М. Сидякин заявил, что добровольно информацию о проводимых сделка в Комитет финансового мониторинга ломбард предоставлять не будет. Кроме того, он отметил, что в настоящий момент никаких инструкций по исполнению закона к ним не поступало. По словам председателя Комитета РФ по финансовому мониторингу Виктора Зубкова, данный закон в перспективе будет применяться ко всем финансовым структурам, в частности ломбардам.

Как заявил начальник управления «СКБ-банка» Илья Чепкин, сейчас в банке идет работа по созданию специализированного подразделения для выполнения указаний ЦБ РФ в связи с принятием закона №115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Между тем
И. Чепкин отметил, что «осуществление контроля за подозрительными банковскими операциями в соответствии с законом может негативно отразиться на клиентской базе».

«Поскольку речь идет о федеральном законе, вступление его в силу касается всех банков без исключения, – заявили в Екатеринбургском филиале «Альфа-банка». – Что касается схемы предоставления информации о клиентах банка уполномоченному органу, которым является Комитет по финансовому мониторингу, необходимая информация, собранная Екатеринбургским филиалом, будет отправляться в головной офис в Москву, поскольку именно там банк зарегистрирован как юридическое лицо. Далее московские специалисты, имеющие соответствующие полномочия, передадут информацию в компетентные органы».

Как говорит директор Екатеринбургского филиала СК «Интеррос-Согласие» Людмила Улицкая, «при заключении сделки можно сразу определить намерения клиента: либо он настроен заключать реальную сделку, либо «отмывать» деньги». «В последнем случае страховая компания сама должна решать, вступать в сговор с клиентом или нет. А если речь идет о реальной сделке, то ни страховым компаниям, ни второй стороне опасаться нового закона не стоит», – считает Л. Улицкая. Новый закон предполагает распространить также контроль на сделки по имущественному страхованию. Но, поскольку выплаты по данному виду страховки зачастую превышают 600 тыс. руб., страховщики уверены, что в ближайшее время выйдет постановление, которое избавит страховые компании от необходимости сообщать о таких сделках в Комитет финансового мониторинга, также сообщила Л. Улицкая

Самый интересный комментарий дали в областном министерстве финансов. «Все права по надзору за подозрительными сделками во исполнение закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» принадлежат налоговым органам. Хотя Комитет по финансовому мониторингу создан при Минфине РФ, они не сделали переуступку прав для органов на местном уровне. Нам не поступало никаких поручений по исполнению данного закона», – сказала заместитель министра финансов Свердловской области Ираида Пилик.

Итог

Иначе говоря, на данный момент постановления правительства о создании в Свердловской области регионального отделения Комитета финансового мониторинга для исполнения Закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем» не существует. В то же время большинство руководителей кредитных организаций уже сделали все от них зависящее и ждут инициативы от государственных органов. Соответственно, как закон будет исполняться в Свердловской области, совершенно непонятно. Налицо очередной факт халатности и несогласованности действий уполномоченных структур.

Как пойдет борьба с отмыванием денег в России дальше? Не исключено, что после фиаско в FATF процесс будет пущен на самотек и не принесет реальных результатов еще очень длительное время. Возможно, осознав ошибки, правительство активизирует усилия, дабы инцидент не повторился на заседании FATF в июне. Время покажет. Сам же глава Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ России) Виктор Зубков полагает, что все каналы легализации «грязных» денег КФМ не перекроет. Но он уверен, что его структура сумеет сделать подобные услуги рискованными, сложными и очень дорогими.


Другие материалы по теме: