Президент и губернаторы: мнимые сложности в общении?

Став Президентом РФ, Владимир Путин прежде всего оценил и проанализировал обстановку. Шла ли речь о военной реформе или экономической политике, он давал своим помощникам спорить друг с другом, не выражая собственного мнения. По-настоящему формулировать свои идеи и реализовывать их глава государства начал позже.

Первый этап

Первой идеей нового президента стало формирование вертикали власти. Разделение страны на семь федеральных округов и создание аппарата полномочных представителей Президента РФ позволило Путину добиться того, что управленческие решения, принимаемые в Москве, становились обязательными к исполнению для всех субъектов Федерации. Одним из таких решений стало приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным. Именно контроль за этим процессом со стороны ставленников Путина сделал возможным и позволил довести до конца процедуру ликвидации противоречий между областными и федеральными законами и положениями.

Естественно, что такой контроль и провозглашение «диктатуры закона» породили множество споров и дискуссий. Многие политологи, историки и бывшие государственные чиновники высказывали мнения о возврате к тоталитарной системе, журналисты пугали обывателя призраками военного коммунизма, и в какой-то момент у всей страны возникли серьезные опасения за судьбу демократии. Между тем начавшийся процесс формирования вертикали власти продолжился, система управления государством была упорядочена – и необходимость ее существования стала очевидной.

Поначалу существовало некоторое напряжение между главами областей, муниципалитетов, региональных министерств и ведомств и полномочными представителями Президента РФ. Однако в результате действий федеральных властей и конструктивного диалога с главами субъектов федерации сформировалась система федеральных округов и представительств Президента РФ как недостающее звено между региональной властью и Центром. Немаловажную роль в этом процессе сыграл тот факт, что руководить полпредствами стали так или иначе лояльные президенту люди. Достаточно оперативно представительства интегрировались в структуру власти Российской Федерации и нашли свое место в вертикали управления, осуществляя координацию действий федеральной власти и губернаторов регионов, а также занимаясь вопросами экономического развития округов. Таким образом не только была налажена система двустороннего общения и работы властных структур, но и создан президентский пул федеральных чиновников.

Второй этап

Второй этап становления «новой демократии России» – приобретение достаточного виляния на средства массовой информации. Хотя в большинстве случаев получение влияния на СМИ не стало публичным процессом, некоторые из них все же были преданы широкой огласке, в частности история с НТВ и «Газпром-Медиа». Однако для эффективного проведения политики централизации некоторый контроль был необходим. До того, как этот процесс начался, фактически большинство федеральных средств массовой информации было подконтрольно олигархам, то есть людям, в большинстве своем от государственности весьма далеким. С помощью подконтрольных СМИ, вещавших на всю страну, эти люди решали какие-то свои частные задачи. Тем не менее олигархические средства массовой информации могли серьезно препятствовать проведению государственной политики. В частности, многие СМИ в середине 90-х гг., и прежде всего НТВ, освещая первую чеченскую кампанию, фактически встали на сторону боевиков, то есть заняли антигосударственную позицию. Конечно же, никто не станет спорить с тем, что свобода слова необходима. Но при этом не менее необходимо соблюдение государственных интересов, и пока СМИ не были ориентированы на государство, интересы последнего не соблюдались вовсе.

В процессе получения контроля над СМИ несколько одиозных фигур, таких как Владимир Гусинский и Борис Березовский, оказались фактически не у дел – у них были отобраны медиа-каналы. Можно предположить, что большинство из них и в будущем не сможет влиять на информационное поле внутри страны через подконтрольные средства массовой информации, так как государство не собирается и близко подпускать их к каким бы то ни было СМИ. В этом плане достаточно показательна история с Евгением Киселевым и каналом ТВ-6, который был лишен лицензии на частоту вещания скорее всего не без активного участия государственных чиновников. Сегодня вызывает большие сомнения то, что Евгений Киселев и его команда, ранее представлявшая интересы олигархов, сможет вернуться на ТВ-6 без неких гарантий лояльности к государству. При этом можно сколько угодно критиковать методы, которыми была достигнута поставленная цель, но тем не менее на сегодняшний момент нет таких СМИ, которые ставили бы себя, образно выражаясь, выше закона.

Третий этап

В то время, когда президентом был Борис Ельцин, олигархи играли весьма значительную роль в стране. Практически любой олигарх, который тем или иным образом контролировал одну из отраслей промышленности, мог диктовать свои условия правительству. Именно вследствие подобного диктата правительством принимались различного рода таможенные и налоговые льготы в интересах весьма ограниченного круга лиц, заключались контракты с иностранными партнерами, гарантом которых выступало государство, однако при этом интересы государства соблюдались далеко не всегда. Отстранением олигархов от участия в управлении экономикой страны президент фактически поменял государство и олигархов ролями: теперь сами олигархи вынуждены учитывать интересы государства, а сейчас и интересы регионов, в которых расположены управляемые ими предприятия, а также так или иначе поддерживать на должном уровне социальную сферу в регионах.

К примеру, несмотря на определенные трудности в металлургической отрасли, многие предприятия не пытаются снизить свои издержки и себестоимость продукции, избавляясь от содержания объектов социальной сферы. Руководство компаний, активно сотрудничающее с губернатором Свердловской области, по всей видимости осознает свою социальную ответственность перед собственными работниками и не пытается избавиться от содержания объектов социальной сферы.

Что дальше ?

Как можно предположить, после завершения реконструкции государственной системы на федеральном уровне перед президентом рано или поздно встанет проблема следующих выборов. Несмотря на то что его рейтинги достаточно высоки, успешное для президента завершение выборов смогут обеспечить люди, которые имеют возможность непосредственно влиять на электорат. И наиболее вероятными кандидатами на эту роль становятся именно главы субъектов федерации, то есть президенты республик и губернаторы.

Именно они имеют в своем распоряжении рычаги влияния на электорат, и это неудивительно, так как именно они несут ответственность за социальное обеспечение населения. Ситуация, когда губернаторы не занимаются социальной сферой и оставляют «социалку» на откуп муниципалитетам и местным подразделениям естественных монополистов, оборачивается существенным ухудшением социальной обстановки.

Ярким примером в этой области является проблема жилищно-коммунального хозяйства. Если взять любой более или менее крупный город, где губернатор не выступает посредником в диалоге между муниципалитетами и подразделениями местных «АО-энерго», там ситуация складывается везде примерно одинаковая. Жители городских районов исправно платят за электроэнергию и тепло, однако деньги весьма редко доходят до энергетиков. Муниципалитет из соображений, например, финансирования дефицита своего бюджета предпочитает пролонгировать платежи на как можно более долгий срок, а то и вообще попросту не платить по счетам. В итоге энергетики и муниципалитет находятся в состоянии постоянной войны, причем от действий представителей муниципальных властей и подразделений РАО ЕЭС страдают исключительно жители тех кварталов, где энергетики отключили тепло или свет. Естественно, проблемы такого уровня не могут входить в компетенцию федеральных властей, однако, как показывает практика, муниципальные власти далеко не всегда могут взять на себя содержание социальной инфраструктуры. Именно поэтому решение большинства подобных вопросов берет на себя руководитель области, республики или края, и именно этот руководитель фактически отвечает перед населением за социальное обеспечение. Естественно, что такая ответственность в большинстве случаев автоматически дает руководителю региона большое влияние на население, то есть практически все губернаторы обладают мощным политическим потенциалом. И не приходится сомневаться, что этот политический потенциал будет использован Владимиром Путиным на предстоящих президентских выборах.

Конечно, можно возразить, что президент в грядущей выборной кампании может опереться в основном на недавно избранных губернаторов. Действительно, те активно демонстрируют лояльность президенту и готовность сотрудничать с федеральными властями в любых вопросах. Тем не менее губернаторы «новой волны» могут похвалиться только завидной политической активностью – в плане экономики их регионы выглядят далеко не блестяще на фоне областей, возглавляемых «старыми» губернаторами.

С одной стороны, губернаторы, избранные еще при Ельцине, зачастую подвергаются критике, более или менее обоснованной. С другой – именно они руководят наиболее успешными в экономическом плане субъектами федерации. И судя по всему, Президент России в будущей предвыборной гонке сделает ставку именно на таких политических тяжеловесов. Об этом свидетельствует и ряд встреч, проведенных в последнее время президентом с губернаторами, примеры тому прошедшая в феврале рабочая встреча с губернатором Кемеровской области Аманом Тулеевым и совсем недавняя встреча с губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем. Хотя последняя встреча неоднократно откладывалась, что породило множество слухов самого различного толка, тем не менее встреча Путина и Росселя состоялась, причем она прошла в достаточно конструктивном русле. К примеру, правительство по распоряжению президента пересмотрит существующий порядок межбюджетных отношений между федеральным центром и субъектами РФ, ущемляющий интересы регионов-доноров. И несмотря на то что некоторая напряженность в отношениях федерального центра и губернаторов так или иначе остается, оба уровня власти идут на конструктивный диалог. Президенту нужны не бессловесные исполнители, а люди, которые могут предложить альтернативные варианты решения проблемы, исходя из своего опыта.

В связи с грядущими президентскими выборами стоит также вспомнить, что в свое время губернаторы немало поспособствовали избранию Путина Президентом России. К примеру, именно губернаторы (или руководители правительств) возглавляли в свое время предвыборные штабы Путина в регионах.

Итог

Исходя из вышесказанного можно предположить, что пока что рано сбрасывать со счетов таких политических тяжеловесов, как губернаторы «старой волны». Они и сегодня представляют собой серьезную силу на политической арене России, а в том случае, если президент на будущих выборах станет опираться на губернаторов, их влияние только возрастет.


Другие материалы по теме: