Уралтел: Темная лошадка

На рынке сотовой связи Екатеринбурга началась подготовка к приходу еще как минимум одной компании, работающей в стандарте GSM-900.

В связи с грядущим приходом на рынок сотовой связи Свердловской области нового оператора, работающего в стандарте GSM, центром внимания стала единственная компания, работающая в этом стандарте, – «Уралтел». При этом нынешняя маркетинговая политика компании способствует возникновению большого числа предположений о ее судьбе.

О ближайшем начале работы неоднократно заявляли сразу две компании – это «Уральский GSM» (дочерняя компания питерского оператора «Телекоминвест» под торговой маркой «Мегафон») и местный оператор сотовой связи в стандарте DAMPS («Екатеринбургская сотовая связь»). Таким образом, в ближайшее время должны произойти существенные изменения в этом сегменте. Естественно, все компании знают об этом, соответственно, они начали активную подготовку к предстоящей конкурентной борьбе за рынок. Практически единогласно все компании заняли выжидательную позицию, надеясь, что кто-нибудь все равно начнет активные действия по своему продвижению на рынке. Именно поэтому эту ситуацию интереснее всего рассматривать с позиции уже существующей на рынке компании, о которой хотя и немного, но кое-что известно. Все предположения можно сгруппировать в два основных варианта развития компании – это позитивный и, соответственно, негативный.

Благоприятный вариант

Этот вариант целесообразно рассматривать в нескольких плоскостях: в плане позиции на рынке, т.е. количества абонентов, подключенных и потенциальных, и в отношении технической базы. Что касается позиции на рынке, то в случае благоприятного исхода конкурентной борьбы у «Уралтела» не сократится доля рынка, или, по крайней мере, сократится незначительно. В пользу этого варианта развития говорит тот факт, что компания достаточно давно работает на рынке, следовательно, у постоянных клиентов компании уже сформировалась определенная «приверженность к торговой марке». Эта приверженность будет существенно препятствовать переходу абонентов из одной компании в другую, даже если компания-конкурент сможет предложить более выгодные условия обслуживания.

С технической стороны, опираясь на категоричное неразглашение технических подробностей процессов, происходящих внутри компании, наблюдатели считают, что компания просто пытается скрыть накопленные за долгий период повышенных тарифов резервы, которые могут стать козырем в конкурентной борьбе. Об этом можно судить по тому, что компания после долгого периода запретительных тарифов отважилась на такой шаг, как снижение тарифов до $20. «Уралтел» непредсказуемо резко снизил тарифы на подключение, при этом не было проведено никакой рекламной кампании по поводу столь ожидаемого события в мире услуг сотовой связи. Потенциальные клиенты не смогли увидеть даже элементарной «растяжки» по поводу новых тарифов.

Первоначально главный маркетолог компании Марк Соскин отказался комментировать как причины понижения стоимости подключения, так и сроки данной акции. «Мы просто решили на некоторое время снизить цены на подключение», – заявил Соскин. Но затем на сайте компании появилась информация, о том, что «компания «Уралтел» начинает новый этап в своем развитии. «Уралтел» планирует вложить в развитие своих услуг в течение года более $15 млн, расширить зону действия сети по Свердловской области вдоль основных магистралей и в целом ряде населенных пунктов области».

Следует отметить особенно интересный момент этого пресс-релиза: «Мы рассчитываем утроить емкость сети к концу 2002 г. В ближайшее время будут завершены работы по вводу в эксплуатацию новой очереди оборудования, создающего дополнительные возможности для «Уралтел» по целому ряду направлений. Предстоящее увеличение емкости сети позволяет компании «Уралтел» отказаться от вынужденной политики ограничения привлечения новых абонентов. Уже в ближайшем будущем «Уралтел» предложит своим абонентам новые услуги и сервисы, дополнительные удобства и приемлемые цены», – сказано в пресс-релизе.

Характерно, что, комментируя перспективу появления конкурента на местном рынке сотовой связи, главный маркетолог компании «Уралтел» Марк Соскин заявил, что компания к этому готова. «На данный момент разрабатывается система мер по обеспечению конкурентоспособности нашей компании», – сообщил Соскин. Однако сообщить конкретные направления будущей политики компании «Уралтел» он отказался, сославшись на коммерческую тайну. Опираясь на эти факты, можно предположить, что существует вероятность благоприятного развития событий.

Неблагоприятный вариант

Тем не менее есть факты, которые говорят не в пользу компании в случае обострения конкурентной борьбы. Так, трудности, которые испытывает «Уралтел» в последнее время, все более заметны. Это касается и качества связи, и перегрузки сети, и, естественно, проблемы ограниченного количества номеров. Так, возможных комбинаций всего 89.999 номеров. При этом сейчас в салонах связи компании «Уралтел» и салонах их дилеров предлагаются номера «79-й серии», которая, правда, скоро закончится. К сожалению, вероятно, понимая всю сложность проблемы, представители компании комментируют эту ситуацию, стандартно отвечая следующее: «В случае, когда закончатся номера, мы обратимся в «Гипросвязь» с заявкой на выделение нам дополнительных номеров». Тем не менее компания до сих пор этого не сделала.

Таким образом, если принять во внимание то, что компания только собирается вкладывать деньги в построение сети и собирается получать дополнительные номера не ранее, чем закончатся имеющиеся, тогда с учетом количества потенциальных клиентов, которые готовы подключиться при цене в $20, становится очевидным, что «Уралтел» может попасть в неловкую ситуацию. Единственное возможное предположение – компания уже накопила достаточный объем денежных средств, чтобы в течение двух месяцев существенно расширить свои технические возможности.

Именно столько, по мнению экспертов, может продолжаться подобное развитие компании, которая, не имея сети, способной выдержать наплыв клиентов, сама начинает стимулировать приход новых клиентов. Более того, такие запретительные тарифы, которые существавали до недавнего времени, способствовали потере положительного имиджа компании. Запретительные тарифы вполне логичны при временных трудностях, но не тогда, когда эти трудности постоянны.

Кризис

Следует отметить и обстоятельства последнего времени. Неожиданным для абонентов, но очевидным «сюрпризом» стал сбой в системе компании «Уралтел», в результате которого около 70 тыс. абонентов остались без связи. Техническая служба компании заявляла, что сбой в функционировании сети произошел в результате неполадок оборудования. Достижением компании можно считать, что всего в течение нескольких часов неполадки были устранены.

По странному стечению обстоятельств сбой произошел после того, как компания снизила стоимость подключения с «запретительных» $100 до вполне приемлемых $20. «Скорее всего, сбой в функционировании сети компании «Уралтел» произошел в связи с ее перегрузкой», – заявил руководитель службы маркетинга компании «Екатеринбургская сотовая связь» Константин Брызгалов. Кроме того, Брызгалов отметил, что качество связи должно быть главным приоритетом компаний связи.

Конкуренты

Потенциальный объем рынка сотовой связи составляет примерно 300 – 350 тыс. абонентов. Важно понимать, что конкуренты у компании отнюдь не слабые. И имеют как минимум одно, но самое значительное преимущество. Так, работая на обособленном сегменте рынка сотовой связи (ЕСС работает в DAMPS, а Телекоминвест работает в нескольких регионах страны), компания будет бороться за дополнительный рынок своих услуг, а следовательно, может открыто демпинговать. «Уралтел» же будет бороться за единственный рынок сбыта, а следовательно, проигрывать она не может.

Так, оператор мобильной связи Телекоминвест через отдел регионального развития сети телекоммуникационного холдинга, инициировавшего создание общероссийского оператора мобильной связи «Мегафон» заявил: «Безусловно, мы выйдем на уральский рынок с гораздо менее высокими ценами, чем ныне существующие. Пока в Екатеринбурге действует единственный оператор, работающий в стандарте GSM, который является монополистом на этом рынке. Соответственно, он удерживает достаточно высокие цены. Что касается качества связи, наши бизнес-планы разработаны с учетом большого потока клиентов. Перегрузок сети, наподобие тех, что влияют на качество связи «Уралтела», у нас не будет».

Выводы

Можно с уверенностью сказать, что на рынке сотовой связи происходит подготовка к своеобразному переделу рынка, в результате которого может произойти серьезное перераспределение рыночных долей. В результате этого, в зависимости от того, какая позиция преобладает, потребители услуг мобильной связи получат либо монопольные, либо конкурентные тарифы.


Другие материалы по теме: