«КоммерсантЪ» и Роман Гирш сообщают, что «УралАЗ останавливает производство»

17 апреля 2002 (10:35)

Вчера стало известно, что генеральный директор ОАО «Автомобильный завод „Урал"» (г. Миасс Челябинской области) Владимир Новик подписал приказ об остановке основного производства грузовиков с 1 по 20 мая. Большая часть трудового коллектива отправляется на это время в частично оплачиваемый отпуск.

Ъ Автомобильный завод «Урал» был пущен в эксплуатацию 30 ноября 1941 года. Завод с самого начала своего существования специализировался на сборке 2-, 3- и 4-осных полноприводных грузовиков повышенной проходимости. Проектная мощность завода составляла 34 тысячи грузовиков-вездеходов в год. Предприятие было приватизировано в 1992 году. Уставный капитал ОАО «УралАЗ» составил 696 млн. 203 тысячи неденоминированных рублей. В 1998 году арбитражный суд Челябинской области ввел на предприятии процедуру внешнего управления. На момент введения суммарная кредиторская задолженность завода превысила 3 млрд. рублей. В 2000 году «на базе эффективного бизнеса» завода было создано ОАО «Автомобильный завод „Урал"» с уставным капиталов 1 млрд. 228 млн. рублей (впоследствии было проведено несколько дополнительных эмиссий и окончательный размер уставного капитала предприятия на сегодняшний денъ составляет 2,5 млрд. рублей). В новую структуру постепенно было переведено все производство «старого» ОАО. Контрольный пакет акций автомобильного завода «Урал» принадлежит группе компаний, аффилированных холдингу «Руспромавто», являющемуся частью корпорации «Сибал».

Источники «Ъ» в руководстве предприятия рассказали, что основная причина остановки производства — снижение объемов сбыта готовой продукции. Сейчас на заводских площадках скопилось уже около 800 «Уралов» (больше, чем завод выпускает в месяц). В апреле было продано 530 машин (при плане в 750). При этом полностью остановлено только сборочное производство грузовиков. Изготовление запасных частей будет продолжено в полном объеме, а отдел сбыта будет работать в режиме повышенной активности.

УралАЗ — не первое южно-уральское предприятие, пострадавшее из-за изменения ситуации на мировом нефтяном рынке. Львиную долю потребителей мощных миасских грузовиков составляют российские предприятия нефтегазовой отрасли. В нынешнем году практически все нефтяники объявили о временном прекращении закупок тяжелой техники. По этой же причине уже несколько месяцев лихорадит другой южно-уральский промышленный гигант — ЧТЗ.

С начала марта на УралАЗе действует четырехдневная рабочая неделя. Прием на завод новых рабочих практически полностью прекращен. Если нынешняя тенденция сохранится, заводу не удастся выполнить намеченный план по производству в 2002 году 11 тысяч грузовиков. По мнению независимых экспертов, это может испортить планы завода по выходу из кризиса. Челябинский областной арбитражный суд в начале этого года удовлетворил ходатайство кредиторов о прекращении процедуры внешнего управления, действующей на предприятии с 1998 года, поставив условием, что до сентября завод должен полностью рассчитаться с кредиторами. Немалые финансовые надежды руководство «УралАЗа» возлагало на новое, свободное от долгов ОАО «Автомобильный завод „Урал"», которое должно было «заработать денег» на выплаты кредиторам. Если выплаты не будут произведены в срок, это автоматически приведет к продлению процедуры внешнего управления на «УралАЗе», возможно — на несколько лет.


Другие материалы по теме: