«КоммерсантЪ-Урал» и Роман Гирш цитируют: «Такие люди нам импонируют»

30 июля 2003 (10:52)

Олег Дерипаска понравился Петру Сумину

Вчера в Челябинске побывала делегация представителей компаний «Базовый элемент» и «Руспромавто» во главе с Олегом Дерипаской. Официальной причиной для визита стало обсуждение с губернатором Челябинской области Петром Суминым деятельности ОАО «Автомобильный завод «Урал». В результате господин Дерипаска сумел очаровать господина Сумина.

Автомобильный завод «Урал» был пущен в эксплуатацию 30 ноября 1941 года. Завод с самого начала своего существования специализировался на сборке 2-, 3- и 4-осных полноприводных грузовиков повышенной проходимости. Проектная мощность завода составляла 34 тысячи грузовиков-вездеходов в год. Предприятие было приватизировано в 1992 году. Уставный капитал ОАО «УралАЗ» составил 696 млн 203 тысячи неденоминированных рублей. В 1998 году арбитражный суд Челябинской области ввел на предприятии процедуру внешнего управления. На момент введения суммарная кредиторская задолженность завода превысила 3 млрд рублей. В 2000 году «на базе эффективного бизнеса» завода было создано ОАО «Автомобильный завод «Урал» с уставным капиталом 1 млрд 228 млн рублей (впоследствии было проведено несколько дополнительных эмиссий и окончательный размер уставного капитала предприятия на сегодняшний день составляет 3, 8 млрд рублей). В новую структуру постепенно было переведено все производство «старого» ОАО. Контрольный пакет акций «Автомобильного завода «Урал» принадлежит группе компаний, аффилированных холдингу «Руспромавто», являющемуся частью корпорации «Базовый элемент». За первые шесть месяцев 2003 года завод произвел 3530 грузовиков повышенной проходимости, большая часть которых предназначена для Министерства обороны.

Холдинг «Базовый элемент» (тогда он назывался «Сибирским алюминием») пришел в Челябинскую область в 2001 году в лице ОАО «Руспромавто», приобретшем часть активов Миасского автомобильного завода «Урал» и ОАО «Челябинские строительнодорожные машины». Осенью 2001 года между «Сибалом» и правительством Челябинской области было подписано соглашение о социально-экономическом партнерстве, которое предусматривало максимально благоприятные для «Сибала» условия инвестиций в предприятия Челябинской области при условии сохранения профиля инвестируемых предприятий, персонала и социальной сферы. С тех пор компания планомерно инвестирует в производство значительные суммы. В 2001_2002 гг. в техническое переоборудование производства АЗ «Урал» было вложено 470 млн рублей. В 2003 году «Руспромавто» вложило в автозавод около 170 млн рублей.

После окончания встречи, которая вместо запланированного часа продолжалась два с половиной часа, ее участники встретились с журналистами. Нынешнюю встречу губернатор Сумин, взявший слово первым, назвал плановой. В прошлый раз челябинские власти встречались с руководством «Базового элемента» в апреле нынешнего года. В этот раз основными вопросами для обсуждения стали деятельность ОАО «АЗ «Урал» в первом полугодии 2003 года (автозавод несколько раз останавливал на короткое время главный конвейер из-за неблагоприятной ситуации на рынке) и выполнение «Базовым элементом» взятых на себя два года назад обязательств. По словам губернатора Сумина, выглядевшего очень довольным, «Базовый элемент» выполнил все обязательства. «Сразу видно, эти ребята пришли сюда надолго, даже, можно сказать, навсегда», — заявил челябинский губернатор. Особенно господина Сумина очаровал красивый жест Олега Дерипаски, о котором губернатор с восторгом рассказал журналистам.

Когда в процессе обсуждения выяснилось, что на одном из предприятий «Руспромавто» — ЧСДМ — существует долг по заработной плате в 17, 5 млн рублей, глава «Базового элемента» сказал, что «у нас тут не крепостное право», и приказал деньги на зарплату найти, даже если для этого понадобится взять коммерческий кредит.

«Такие люди нам импонируют», — улыбаясь, подытожил губернатор. В ходе пресс-конференции, когда речь зашла об увеличении заказа Минобороны на миасские грузовики, господин Сумин пообещал составить компанию Дерипаске, если тот пойдет к министру обороны.

Олег Дерипаска, говоривший после губернатора, признался, что ситуация на его предприятиях не блестяща. В частности, бизнес-план АЗ «Урал» первого полугодия недовыполнен на 30%. Однако глава «Базового элемента» отверг все слухи о том, что ответственным за сложившееся «назначен» гендиректор предприятия Владимир Новик, который будет уволен в ближайшем будущем. Господин Дерипаска заявил, что никаких увольнений не будет, хотя текущие вопросы есть почти ко всему руководству: «Слухам не верьте. Мы неплохо начали. Были, конечно, и ошибки, машиностроение — это сложный бизнес, но мы наверстаем».

На вопрос журналиста о возможном уходе из машиностроительного бизнеса господин Дерипаска ответил: «Мы создали пре_

красную компанию и намерены ее развивать. Наша цель — развитие долгосрочных проектов на существующих производствах. Никаких существенных изменений, диверсификации или перегруппировки производства не планируется».

Генеральный директор ООО «Управляющая компания «Большегрузные автомобили» (эта компания осуществляет стратегическое управление несколькими машиностроительными предприятиями, входящими в «Руспромавто») Павел Яковлев, отвечая на вопрос журналиста, заявил, что «Руспромавто» намерено участвовать в аукционе по продаже акций АЗ «Урал», находящихся сейчас в распоряжении ОАО «УралАЗ». Напомню, до недавнего проведения дополнительной эмиссии на 1 млрд 271 млн рублей «УралАЗ» владел 49% Автомобильного завода «Урал». Кроме того, автозавод помощью «Руспромавто» планирует выделить в отдельное юрлицо собственные энергопроизводящие мощности. Этот проект получил предварительно название «УралАЗ-энерго». Господин Яковлев рассказал, что «УралАЗ_энерго» будет использовать мощности существующей заводской электростанции, которые будут увеличены. На эти цели до конца года АЗ «Урал» и «Руспромавто» выделят около 100 млн рублей. Господин Яковлев также подтвердил слова Дерипаски о том, что нынешний год для автозавода складывается далеко не лучшим образом. Первоначальный бизнес-план предусматривал производство 9500 грузовиков, «а мы, хорошо, если 8000 сделаем».


Другие материалы по теме: