Некоммерческие партнерства предприятий ОПК – холдинги по-русски
В последнее время много говорится о создании холдингов на базе предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Свердловской области.
В конце прошлого года Эдуард Россель заявил о том, что в Свердловской области созданы металлургические холдинги, однако не ведется работа по формированию холдингов, обслуживающих оборонную промышленность; говорилось также о создании холдинга по производству танков – НП «Бронетанковый холдинг».
Тогда же было озвучено, какие именно предприятия должны его составить, – к ним, в частности, относится ГУП ПО «Уралвагонзавод» как головное предприятие холдинга, Челябинский тракторный завод-«УралТрак», ОАО «Завод резиновых технических изделий», а также ряд других предприятий региона. Речь даже шла о возможном пересмотре форм собственности некоторых предприятий для полноценного функционирования в составе этого холдинга. В скором времени после заявления губернатора министр промышленности Свердловской области Семен Барков сообщил, что планируется создание Ассоциации «Ракетное оружие Урала», а также ставится вопрос о создании территориального холдинга по производству боеприпасов. Названы были предприятия, на которые можно возложить эту задачу. Таким образом, в Свердловской области создается три некоммерческих партнерства. В чем же причина объединения предприятий (среди которых большинство государственных) в холдинги, действующие по принципу некоммерческого партнерства?
История вопроса
С распадом СССР были нарушены экономические связи, в рамках которых функционировали предприятия союзных республик, в том числе и оборонные. Острее всех последствия разрыва этих связей почувствовали предприятия оборонно-промышленного комплекса. Основной причиной этого стало отсутствие альтернативы системе госзаказа Министерства обороны. Еще один серьезный аргумент – секретность военного производства, не позволяющая предприятиям ОПК выходить на российский и международный рынок со своей продукцией. Необходимость в мощном военном запасе у государства не исчезла, вариант появления на рынке свободных производителей оружия или его составляющих означал бы возникновение конкуренции и рост цен, а Российская армия, как выяснилось, не готова приобретать новую технику по рыночным ценам, поэтому об акционировании предприятий ОПК речи не шло. Теоретически выходом для предприятий оборонной промышленности могла бы стать конверсия, переход на «гражданское» производство. Однако этот процесс происходил и происходит достаточно медленно по причинам чрезмерной бюрократизации российских министерств обороны и промышленности, а также изначально не слишком высокой готовности управляющих оборонными предприятиями к новым для них рыночным условиям.
Кроме того, на хоть сколько-нибудь существенное обновление производственных мощностей нужны были значительные средства, которыми оборонная промышленность не располагала. Такое «подвешенное» положение постепенно привело к снижению объемов производства оборонных предприятий, потере прибыли и оттоку кадров. И в конце прошлого века в России серьезно обозначилась проблема кризиса оборонной промышленности.
После президентских выборов 2000 г. новая политика государства проявилась и в отношении оборонно-промышленного комплекса страны. Практически сразу после своего утверждения в должности Президент РФ Владимир Путин дал поручение вице-премьеру Игорю Клебанову разработать концепцию реформы оборонно-промышленного комплекса.
В октябре прошлого года в Кремле состоялось заседание президиума Госсовета и Совета безопасности, на котором было заявлено, что реформа ОПК предусматривает создание 40-50 ключевых оборонных холдингов, налогооблагаемая база которых будет оставаться в регионе, на территории которого расположено оборонное предприятие. На том же заседании стало известно, что федеральные власти намерены в кратчайшие сроки погасить долги предприятиям комплекса и решить вопросы, связанные с передачей или продажей имущества и недвижимости, обременяющих армию.
Чиновники решили начать реформу с инвентаризации оборонных предприятий и перехода на государственные заказы с полным финансированием. Кроме того, была поставлена задача принять меры для создания хорошего инвестиционного климата в этой отрасли, чтобы была возможность обновлять основные фонды промышленности, а оборонный комплекс мог выпускать высокотехнологичную продукцию.
Привязка к местности
ОПК Свердловской области включает в себя более 50 предприятий и организаций. На сегодняшний день он является одним из самых крупных в России. Предприятия уральского ОПК представляют отрасли, определяющие научно-технический уровень отечественной промышленности: авиа- и ракетостроение, металлургию и спецхимию, радиоэлектронику и транспортное машиностроение, атомную энергетику. По оценкам экспертов, свердловская оборонная промышленность смогла сохранить практически все свои мощности даже в крайне неблагоприятных условиях значительного сокращения объемов государственного оборонного заказа и непогашенных задолженностей федерального бюджета за выполненные работы. Более половины местных предприятий сохранили и начали постепенно наращивать объемы производства на рынке гражданской продукции. В основном это предприятия машиностроения (производство вагонов, технологического оборудования для АПК и ТЭК, медицинской и бытовой техники) и металлургии. Урала, как и всей России, коснулась конверсия, проходившая в середине 90-х гг. под эгидой правительства Свердловской области. В частности, достаточно успешно были реализованы «Комплексная программа конверсии оборонных предприятий Свердловской области на 1995-1997гг.», и «Областная комплексная программа реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области на 1998-2000 годы». Эти проекты стали продолжением стратегии областного правительства по концентрации военного производства в ядре ОПК, перепрофилированию высвобождаемого в результате конверсии производственного потенциала на выпуск продукции гражданского назначения. За 2000 год крупнейший в мире производитель танков – УВЗ – выпустил товарной продукции на рекордную сумму – свыше 4 млрд руб. Темпы роста составили 27%. Однако рост этот достигался благодаря тому, что предприятие производило только гражданскую продукцию, дорожно-строительную технику и железнодорожные полувагоны. Подобное положение дел сложилось по той причине, что государство в лице Министерства обороны было попросту не в состоянии погасить долги перед предприятиями за оборонный заказ. Долг государства в 2000 г. перед предприятиями ОПК за выполненный заказ вырос на 288,4 млн руб., общий размер долга на начало 2001 г. составил 1 млрд. 320 млн руб. Кроме этой задолженности проблема состояла в том, что, по существу, госзаказ заключался в модернизации и ремонте уже эксплуатируемой техники. На сегодняшний день политика Министерства обороны не изменилась – востребован лишь ремонт и модернизация. На 1 февраля этого года долг государства перед оборонными предприятиями Свердловской области составил 1 млрд 268 млн руб.
Выход
В создавшейся ситуации укрупнение оборонных предприятий, а также процесс «сброса» малоэффективных активов ОПК выглядит весьма привлекательным путем развития этой отрасли. С другой стороны, процесс акционирования предприятий ОПК, с тем чтобы оценить их рыночную стоимость, весьма затруднен, так как значительную долю в собственности оборонных предприятий составляют уникальные научные и конструкторские разработки, то есть интеллектуальная собственность. Более того, вряд ли государство пожелает при каких бы то ни было обстоятельствах утратить контроль хотя бы над одним из предприятий этой стратегической отрасли. Вследствие того что акционирования предприятий ОПК скорее всего не произойдет, а следовательно, и не будут осуществляться частные инвестиции в эту отрасль, государство должно было выбрать какую-то иную форму осуществления поддержки. Именно поэтому появилось решение о создании «оружейных холдингов». Для дальнейшей консолидации предприятий ОПК была выбрана форма объединения их в некоммерческие партнерства. Предприятия такого партнерство будут объединены общей технологической цепочкой и все вместе будут производить уже готовую продукцию.
Если рассмотреть в качестве примера некоммерческого партнерства создаваемое в Уральском федеральном округе НП «Бронетанковый холдинг», то такое объединение вполне будет иметь шансы на успех. ГУП ПО «Уравагонзавод» является достаточно сильным в экономическом плане предприятием, которое могло бы выступить в качестве локомотива и тем самым повысить финансовые возможности своих партнеров – «УралТрака» и завода РТИ. Тем не менее не стоит ожидать и того, что Уралвагонзавод станет легко расставаться со своими средствами в пользу партнеров. Для урегулирования этого процесса необходимы длительные переговоры, что дает возможность предположить, что процесс консолидации предприятий отрасли ОПК может затянуться на долгие годы. Надо заметить, что НП «Бронетанковый холдинг» является сравнительно успешным проектом – кроме участия Уралвагонзавода некоммерческое партнерство будет обладать еще одним преимуществом. Как известно, под Нижним Тагилом уже несколько лет проводится выставка военной техники «Ural Expo Arms», так что и рынок сбыта продукция бронетанкового холдинга найти сможет.
Однако те предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые не сумели найти выход на мировой рынок, находятся сегодня в весьма плачевном состоянии, и возникают сомнения по поводу того, что из таких предприятий возможно построить хоть сколько-нибудь эффективное объединение. Надо заметить, что в этом виновато прежде всего само государство, чьи неплатежи по оборонным заказам и малая активность в отношении инвестиций в оборонную отрасль в значительной степени предопределили сегодняшнюю сложную ситуацию.
Итог
Таким образом, можно сказать, что государство, хоть медленно и неуверенно, но берет курс на восстановление или хотя бы сохранение мощи оборонно-промышленного комплекса. Сложности с акционированием оборонных предприятий и управлением ими, скорее всего, приведут к тому, что предприятия будут объединяться на основе некоммерческих партнерств, образованных по принципу технологических цепочек. Пока что неясно, каким образом будет происходить кооперация и распределение ресурсов внутри этих партнерств. Тем не менее такие объединения могут стать гораздо более эффективными экономическими субъектами, чем сегодняшние оборонные заводы, которые не располагают достаточными собственными ресурсами для дальнейшего развития.
В конце прошлого года Эдуард Россель заявил о том, что в Свердловской области созданы металлургические холдинги, однако не ведется работа по формированию холдингов, обслуживающих оборонную промышленность; говорилось также о создании холдинга по производству танков – НП «Бронетанковый холдинг».
Тогда же было озвучено, какие именно предприятия должны его составить, – к ним, в частности, относится ГУП ПО «Уралвагонзавод» как головное предприятие холдинга, Челябинский тракторный завод-«УралТрак», ОАО «Завод резиновых технических изделий», а также ряд других предприятий региона. Речь даже шла о возможном пересмотре форм собственности некоторых предприятий для полноценного функционирования в составе этого холдинга. В скором времени после заявления губернатора министр промышленности Свердловской области Семен Барков сообщил, что планируется создание Ассоциации «Ракетное оружие Урала», а также ставится вопрос о создании территориального холдинга по производству боеприпасов. Названы были предприятия, на которые можно возложить эту задачу. Таким образом, в Свердловской области создается три некоммерческих партнерства. В чем же причина объединения предприятий (среди которых большинство государственных) в холдинги, действующие по принципу некоммерческого партнерства?
История вопроса
С распадом СССР были нарушены экономические связи, в рамках которых функционировали предприятия союзных республик, в том числе и оборонные. Острее всех последствия разрыва этих связей почувствовали предприятия оборонно-промышленного комплекса. Основной причиной этого стало отсутствие альтернативы системе госзаказа Министерства обороны. Еще один серьезный аргумент – секретность военного производства, не позволяющая предприятиям ОПК выходить на российский и международный рынок со своей продукцией. Необходимость в мощном военном запасе у государства не исчезла, вариант появления на рынке свободных производителей оружия или его составляющих означал бы возникновение конкуренции и рост цен, а Российская армия, как выяснилось, не готова приобретать новую технику по рыночным ценам, поэтому об акционировании предприятий ОПК речи не шло. Теоретически выходом для предприятий оборонной промышленности могла бы стать конверсия, переход на «гражданское» производство. Однако этот процесс происходил и происходит достаточно медленно по причинам чрезмерной бюрократизации российских министерств обороны и промышленности, а также изначально не слишком высокой готовности управляющих оборонными предприятиями к новым для них рыночным условиям.
Кроме того, на хоть сколько-нибудь существенное обновление производственных мощностей нужны были значительные средства, которыми оборонная промышленность не располагала. Такое «подвешенное» положение постепенно привело к снижению объемов производства оборонных предприятий, потере прибыли и оттоку кадров. И в конце прошлого века в России серьезно обозначилась проблема кризиса оборонной промышленности.
После президентских выборов 2000 г. новая политика государства проявилась и в отношении оборонно-промышленного комплекса страны. Практически сразу после своего утверждения в должности Президент РФ Владимир Путин дал поручение вице-премьеру Игорю Клебанову разработать концепцию реформы оборонно-промышленного комплекса.
В октябре прошлого года в Кремле состоялось заседание президиума Госсовета и Совета безопасности, на котором было заявлено, что реформа ОПК предусматривает создание 40-50 ключевых оборонных холдингов, налогооблагаемая база которых будет оставаться в регионе, на территории которого расположено оборонное предприятие. На том же заседании стало известно, что федеральные власти намерены в кратчайшие сроки погасить долги предприятиям комплекса и решить вопросы, связанные с передачей или продажей имущества и недвижимости, обременяющих армию.
Чиновники решили начать реформу с инвентаризации оборонных предприятий и перехода на государственные заказы с полным финансированием. Кроме того, была поставлена задача принять меры для создания хорошего инвестиционного климата в этой отрасли, чтобы была возможность обновлять основные фонды промышленности, а оборонный комплекс мог выпускать высокотехнологичную продукцию.
Привязка к местности
ОПК Свердловской области включает в себя более 50 предприятий и организаций. На сегодняшний день он является одним из самых крупных в России. Предприятия уральского ОПК представляют отрасли, определяющие научно-технический уровень отечественной промышленности: авиа- и ракетостроение, металлургию и спецхимию, радиоэлектронику и транспортное машиностроение, атомную энергетику. По оценкам экспертов, свердловская оборонная промышленность смогла сохранить практически все свои мощности даже в крайне неблагоприятных условиях значительного сокращения объемов государственного оборонного заказа и непогашенных задолженностей федерального бюджета за выполненные работы. Более половины местных предприятий сохранили и начали постепенно наращивать объемы производства на рынке гражданской продукции. В основном это предприятия машиностроения (производство вагонов, технологического оборудования для АПК и ТЭК, медицинской и бытовой техники) и металлургии. Урала, как и всей России, коснулась конверсия, проходившая в середине 90-х гг. под эгидой правительства Свердловской области. В частности, достаточно успешно были реализованы «Комплексная программа конверсии оборонных предприятий Свердловской области на 1995-1997гг.», и «Областная комплексная программа реструктуризации и конверсии предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области на 1998-2000 годы». Эти проекты стали продолжением стратегии областного правительства по концентрации военного производства в ядре ОПК, перепрофилированию высвобождаемого в результате конверсии производственного потенциала на выпуск продукции гражданского назначения. За 2000 год крупнейший в мире производитель танков – УВЗ – выпустил товарной продукции на рекордную сумму – свыше 4 млрд руб. Темпы роста составили 27%. Однако рост этот достигался благодаря тому, что предприятие производило только гражданскую продукцию, дорожно-строительную технику и железнодорожные полувагоны. Подобное положение дел сложилось по той причине, что государство в лице Министерства обороны было попросту не в состоянии погасить долги перед предприятиями за оборонный заказ. Долг государства в 2000 г. перед предприятиями ОПК за выполненный заказ вырос на 288,4 млн руб., общий размер долга на начало 2001 г. составил 1 млрд. 320 млн руб. Кроме этой задолженности проблема состояла в том, что, по существу, госзаказ заключался в модернизации и ремонте уже эксплуатируемой техники. На сегодняшний день политика Министерства обороны не изменилась – востребован лишь ремонт и модернизация. На 1 февраля этого года долг государства перед оборонными предприятиями Свердловской области составил 1 млрд 268 млн руб.
Выход
В создавшейся ситуации укрупнение оборонных предприятий, а также процесс «сброса» малоэффективных активов ОПК выглядит весьма привлекательным путем развития этой отрасли. С другой стороны, процесс акционирования предприятий ОПК, с тем чтобы оценить их рыночную стоимость, весьма затруднен, так как значительную долю в собственности оборонных предприятий составляют уникальные научные и конструкторские разработки, то есть интеллектуальная собственность. Более того, вряд ли государство пожелает при каких бы то ни было обстоятельствах утратить контроль хотя бы над одним из предприятий этой стратегической отрасли. Вследствие того что акционирования предприятий ОПК скорее всего не произойдет, а следовательно, и не будут осуществляться частные инвестиции в эту отрасль, государство должно было выбрать какую-то иную форму осуществления поддержки. Именно поэтому появилось решение о создании «оружейных холдингов». Для дальнейшей консолидации предприятий ОПК была выбрана форма объединения их в некоммерческие партнерства. Предприятия такого партнерство будут объединены общей технологической цепочкой и все вместе будут производить уже готовую продукцию.
Если рассмотреть в качестве примера некоммерческого партнерства создаваемое в Уральском федеральном округе НП «Бронетанковый холдинг», то такое объединение вполне будет иметь шансы на успех. ГУП ПО «Уравагонзавод» является достаточно сильным в экономическом плане предприятием, которое могло бы выступить в качестве локомотива и тем самым повысить финансовые возможности своих партнеров – «УралТрака» и завода РТИ. Тем не менее не стоит ожидать и того, что Уралвагонзавод станет легко расставаться со своими средствами в пользу партнеров. Для урегулирования этого процесса необходимы длительные переговоры, что дает возможность предположить, что процесс консолидации предприятий отрасли ОПК может затянуться на долгие годы. Надо заметить, что НП «Бронетанковый холдинг» является сравнительно успешным проектом – кроме участия Уралвагонзавода некоммерческое партнерство будет обладать еще одним преимуществом. Как известно, под Нижним Тагилом уже несколько лет проводится выставка военной техники «Ural Expo Arms», так что и рынок сбыта продукция бронетанкового холдинга найти сможет.
Однако те предприятия оборонно-промышленного комплекса, которые не сумели найти выход на мировой рынок, находятся сегодня в весьма плачевном состоянии, и возникают сомнения по поводу того, что из таких предприятий возможно построить хоть сколько-нибудь эффективное объединение. Надо заметить, что в этом виновато прежде всего само государство, чьи неплатежи по оборонным заказам и малая активность в отношении инвестиций в оборонную отрасль в значительной степени предопределили сегодняшнюю сложную ситуацию.
Итог
Таким образом, можно сказать, что государство, хоть медленно и неуверенно, но берет курс на восстановление или хотя бы сохранение мощи оборонно-промышленного комплекса. Сложности с акционированием оборонных предприятий и управлением ими, скорее всего, приведут к тому, что предприятия будут объединяться на основе некоммерческих партнерств, образованных по принципу технологических цепочек. Пока что неясно, каким образом будет происходить кооперация и распределение ресурсов внутри этих партнерств. Тем не менее такие объединения могут стать гораздо более эффективными экономическими субъектами, чем сегодняшние оборонные заводы, которые не располагают достаточными собственными ресурсами для дальнейшего развития.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Президиум Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской ...
- Союз предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области: По ...
- В 2002 году рост объемов промышленного производства предприятий ОПК Свердло ...
- Бизнес и оборонные предприятия
- В текущем году в Свердловской области будет акционировано два предприятия о ...