«Капитал» и Максим Сусоев наблюдают «Передел рынка железнодорожных колес»

12 июля 2002 (10:43)

МПС назначила главным поставщиком колёс Объединённую металлургическую компанию. Но и НТМК не намерен сдавать позиции.

10 июля министр путей сообщения Геннадий Фадеев и председатель совета директоров ОМК Анатолий Седых подписали беспрецедентное восьмилетнее соглашение, согласно которому объединенная металлургическая компания становится основным поставщиком железнодорожных колес для единственного российского потребителя этой продукции - МПС. Стоимость контракта оценивается в $800 млн.

До сих пор колесный последний был примерно поровну поделён между двумя крупнейшими производителями – входящим в ОМК Выскунским металлургическим заводом и Нижнетагильским металлургическим комбинатом. Каждый из них поставлял МПС примерно 30 тыс. колес в месяц. Теперь же, согласно подписанной договоренности, ОМК до конца 2003 года должен будет увеличить поставки до 40 тыс. в месяц. На этом фоне пугающим для НТМК выглядит заявление помощника министра путей сообщения Валерия Зудина, об отсутствии принципиальной необходимости подписания подобных соглашений с другими поставщиками.

Подобное соглашение ставит в крайне невыгодное положение НТМК. Причем дело не только в возможности потерять часть достаточно выгодного рынка. Под угрозой заморозки может оказаться и проект реконструкции прокатного передела стоимостью в $75 млн, рассчитанный на производство 630 тыс. железнодорожных колес в год (более 52 тыс. колес в месяц). В свете последних событий актуальность такого увеличения производства кажется более чем сомнительной.

Впрочем, руководство НТМК оптимистично смотрит в будущее. По словам пресс-секретаря главы НТМК Александра Базияна, договор с МПС с Выскунским металлургическим заводом практически никак не затрагивает интересы уральского металлургического гиганта. Спрос на железнодорожные колеса различных типов остается стабильным, более того, НТМК надеется на его постоянный рост в ближайшие годы.

Также представителями НТМК было отмечено, что выбор предпочтение, отдаваемое МПС продукции ОМК никоим образом не скажется на экономических отношениях МПС и НТМК, которые остаются стратегическим партнерами. Кроме собственно колес, МПС является практически монопольным потребителем железнодорожных бандажей, рельс и многой другой специфически железнодорожной продукции комбината. По мнению аналитиков, ни одна сторона не пойдет на дестабилизацию обоюдовыгодных деловых отношений из-за колесного вопроса.


Другие материалы по теме: