«Областная газета» и Андрей Парфенов прощаются: «Гуд бай, Америка!»

16 июля 2002 (10:32)

Не так давно, в мае, основатель империи «Объединенные машиностроительные заводы» (ОМЗ) Каха Бендукидзе «всего» за 15 миллионов долларов купил одну из самых перспективных в мире инжиниринговых компаний, специализирующихся на морских буровых, - американскую фирму Friede Goldman LTD (FGL). А два года назад, в июле, на «заводе заводов» с огромным успехом прошла презентация новой уралмашевской «вышки» - буровой установки БУ 3900/225 ЭК-БМ, соответствующей самым жестким мировым стандартам и не имеющей аналогов в России.

К июлю 2000 года ОМЗ производили около 70 процентов всего российского бурового оборудования, 80 процентов - металлургического, свыше 90 процентов - горнодобывающего, 60 процентов специальных сталей. Продукцию с уралмашевской маркой брали тогда и охотно покупают сейчас Сирия и Пакистан, Индия и Германия, Австрия и Монголия, другие страны.

В том же году, напомним, Роспатент признал и зарегистрировал товарный знак завода по основным пунктам классификатора товаров и услуг. Что означало: никто, кроме ОАО «Уралмаш», не имеет права использовать доброе имя УЗТМ в каких-либо целях, дискредитировать эту марку.

Морские платформы - очень сложные и дорогие изделия. Стоимость одной такой «игрушки» достигает 600 миллионов долларов, но спрос на них неуклонно растет. И это понятно: добыча нефти в мире начинает медленно, но верно перемещаться с континента на прибрежный шельф и даже в глубоководную часть морей (самый наглядный пример - Норвегия). Конечно, российские предприятия участвуют в строительстве морских буровых платформ, но, увы, делают лишь стальные каркасы – самую дешевую и неквалифицированную часть машиностроительных работ.

За державу, конечно, было обидно. Возможно, и К.Бендукидэе тоже. Зато теперь на его руках все козыри. Он здорово утер нос американцам: из 420 действующих в мире буровых платформ 60 были спроектированы нынешней «дочкой» уральского олигарха — FGL, ей же принадлежат патентные права и ноу-хау на самые важные узлы этого сооружения. То есть, по мнению специалистов, FGL будет теперь заниматься концептуальным дизайном проекта, делать основные расчеты устойчивости и плавучести платформ. Недавно приобретенное на Украине ЦКБ «Коралл» возглавит детальный инжиниринг. А непосредственное производство, выпуск изделий обязанность «Красного Сормова» и «Нижегородского теплохода», которые, к счастью, стоят на Волге, что, сами понимаете, значительно упрощает и удешевляет транспортировку, а также последующий монтаж буровых установок, к примеру, на Каспии. Ведь только в российском секторе этого моря ОМЗ планируют построить 12 плавучих платформ и заработать на заказах 2,2 - 2,5 миллиарда долларов.

Не останется в стороне, понятно, и Уралмашзавод, чей портфель заказов сейчас составляет две полноценные годовые программы. Подобную политику УЗТМ проводит как в рамках соглашения о сотрудничестве с Турбомоторным заводом, Уралэлектротяжмашем, так и в системе корпорации «ОМЗ».


Другие материалы по теме: