Торговля: тенденции, прогнозы

Российская торговля находится на пороге существенных изменений.

Не вызывает сомнений, что сфера торговли остается одной из ключевых в российской экономике. Хотя по сравнению с оборотом розничной торговли мировых компаний оборот российских торговцев достаточно небольшой, в 2001 г. он превысил отметку в 100 млрд долларов. При этом отрасль достаточно быстро растет: темп роста основного показателя для отрасли – оборота розничной торговли в 2001 г. по сравнению с 2000 составил 130%.

В течение последних двух лет темп роста отрасли торговли не отстает от темпа роста ВВП, а в 2001 г. он почти в два раза превысил темп роста ВВП. Отсюда можно сделать вывод, что торговля – одна из наиболее быстро развивающихся российских отраслей. Нетто-прибыль компаний, занятых в сфере торговли, составила в 2000 г. 14,3 млрд руб., или около 1,2% от всего финансового результата российской экономики.

Двигатель торговли – спрос на промышленные и потребительские товары стабильно сохраняется даже в периоды экономического кризиса, что обеспечивает предприятиям отрасли завидную живучесть.

Сегодня внутрироссийское производство не может обеспечить полностью потребности страны в товарах – в 2001 г. розничная торговля на 39% обеспечивалась за счет импорта. Доля импортных товаров в розничной торговле составлял в 2001 г. 40%, при этом доля импортных товаров постоянно растет в абсолютном выражении.

Россияне живут все лучше – реальные доходы населения выросли в 2001 г. на 5,9% сравнительно с 2000 г. На фоне роста доходов населения, в том числе и в реальном выражении, фактическое отсутствие национальных производителей качественных товаров народного потребления и нехватка торговых площадей с современным оборудованием приводят к тому, что российская торговля стала весьма привлекательным бизнесом для иностранных компаний. Иностранные инвесторы постоянно наращивают свое присутствие на рынке: в 2001 г. объем иностранных инвестиций, поступивших в торговлю и общественное питание, вырос в два раза по сравнению с предыдущим годом и составил 37% от всех иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику.

Уровень концентрации в отрасли торговли достаточно низок: оборот одной из крупнейших компаний на рынке – торгового дома «Перекресток» составил в 2001 г. около $200 млн, (оборот всей отрасли составил, как выше указывалось, более 100 млрд долларов. Наиболее развита торговля в федеральном центре: примерно 40% всего оборота розничной торговли приходится на Центральный федеральный округ. Но по прогнозам в 2002 г. темпы роста рынка в Москве и Центральном федеральном округе снизятся, а в регионах, наоборот, прогнозируется рост рынка. В числе регионов, где розничная торговля будет развиваться наиболее бурно, называются Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара и Ростов-на-Дону.

Что касается рыночной инфраструктуры, то сегодня подавляющее большинство торгового оборота проходит через оптовые рынки и мелкие торговые точки – не более 5% всего рынка принадлежит сетям магазинов. Однако процесс перераспределения торговли в пользу последних идет очень активно: оптово-розничная сеть «Перекресток» планирует открыть 10 магазинов в Москве и Московской области, «Седьмой континент» собирается открыть не менее 10 магазинов в этом году; сеть «Пятерочка» в ближайшие 2-3 года планирует открыть 130 магазинов в Санкт-Петербурге и 30 в Москве. Специалисты в области торговли уже делают прогнозы о том, что через 3-4 года формат оптового рынка будет полностью вытеснен магазинами и супермаркетами. Именно в секторе рынка, называемом «цивилизованной торговлей», то есть именно там, где действуют оптово-розничные торговые сети, и наблюдается наиболее острая конкуренция, причем тенденция такова, что конкуренция постоянно усиливается. В Москве и Санкт-Петербурге быстро развиваются сети «Пятерочка», «Бин» и «Дикси». Кроме того, активно развиваются и региональные оптово-розничные сети: «Пятачок» в Нижнем Новгороде, «Кировский» и «Купец» в Екатеринбурге.

Еще одна тенденция заключается в том, что нерезиденты, оценив перспективность отрасли, стремятся не только вложить в нее деньги, но и самостоятельно выйти на рынок. В конце 2001 г. немецкая компания Metro Cash&Carry открыла два магазина в Москве, а французская компания Auchan приобрела несколько земельных участков под магазины.

Пока что в России не существует торговых сетей национального масштаба. Наиболее крупные компании действуют на рынках Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, не слишком активно развиваясь за их пределами.

Выход на рынок иностранных компаний может послужить российским компаниям дополнительным стимулом для экспансии своего бизнеса, а также снижения издержек.

Издержки

По данным компании Deloitte & Touche, издержки на организацию цепочки поставок в России составляют 25% розничной цены товара. Если сравнить эту цифру со среднеевропейским показателем в 8-10%, то напрашиваются следующие выводы: во-первых, российские компании еще имеют достаточно большой резерв для снижения собственных издержек. Во-вторых, у российских компаний осталось не так много времени, чтобы осуществить это снижение: понятно, что западные компании, войдя на рынок с издержками в 8-10%, имеют все шансы за короткое время вытеснить российские оптово-розничные сети с рынка.

Будущее российского розничного бизнеса аналитики видят в создании супер- и гипермаркетов, особенно объединенных в сети. Именно такие форматы позволяют значительно экономить на издержках – по экспертным оценкам, розничная наценка в супермаркетах уменьшается в 1,2-1,5 раза.

Естественно, что чем больше розничных сетей, тем больше выбор у поставщика и тем более жесткие условия должны ставить для него оптово-розничные сети – условия для российских сетей должны быть по крайней мере не хуже, чем для западных, которые уже сегодня давят на поставщиков, обещая большие объемы закупок.

Уже сейчас торговые сети начинают отказываться от работы с поставщиками, которые необоснованно завышают цены. Так, в мае этого года сеть магазинов «Пятерочка» потребовала более чем у 20 поставщиков снизить цены на 10-30%. Один из поставщиков – Unilever отказался давать скидку, поэтому сеть в 6 раз сократила у себя число наименований этого производителя, пойдя даже на 3-5%-ное снижение объема продаж в течение ближайших нескольких месяцев.

Дистрибьюторы и производители относятся к давлению сетей по-разному. Одни считают, что если продукция качественная и пользуется спросом, то сети все равно будут ее покупать даже без скидок. Другое мнение заключается в том, что снижать цены все равно придется, потому что будущее розничной торговли – именно за оптово-розничными сетями.

Региональное развитие

Практически все крупные сети планируют открыть торговые точки за пределами своего основного региона деятельности. Компании, действующие на этом рынке, уже располагают достаточными финансовыми ресурсами для осуществления экспансии в регионы и создания национальных сетей. По мнению экспертов, создание одного или даже нескольких национальных торговых операторов – дело 1-2 лет.

Наиболее перспективными для экспансии московских и петербургских компаний являются региональные центры, где при наличии платежеспособного спроса почти полностью отсутствуют современные продуктовые магазины. В регионах основная торговля идет «через прилавок», то есть через рынки и небольшие магазины площадью 200-400 кв. м. Сетевые компании, действующие в регионах, как правило, объединяют 6-10 магазинов разного формата. Продуктовые сети существуют сейчас в большинстве российских городов с населением более 500 000 человек.

Тем не менее существуют исключения – в некоторых городах-миллионниках уже есть региональные торговые операторы, которые вполне могут конкурировать с московскими сетевыми магазинами. Например, в Нижнем Новгороде действует компания «Альянс», владеющая 42 дискаунтерами и тремя супермаркетами. В Екатеринбурге также работает несколько крупных розничных сетей, крупнейшие из которых – «Кировский» и «Купец».

Прогноз

В ближайшее время основной тенденцией в отрасли торговли останется вытеснение нецивилизованных форм торговли (таких как оптовые рынки) магазинами различного формата. Это означает и дальнейшее развитие бизнеса оптово-розничных торговых сетей, а следовательно, и рост привлекательности этого рынка для инвесторов. Более того, на рынке активизируются иностранные конкуренты, которые, имея более низкие издержки, имеют шансы серьезно потеснить российских торговых операторов. Следствием активного роста оптово-розничных сетей будет обострение конкуренции за поставщиков и за более выгодные условия поставок. Кроме того, вполне вероятно, что через 1-2 года на рынке появится один или даже несколько торговых операторов национального масштаба. Можно предположить, что борьба за региональные рынки, которая начнется в результате экспансии столичных торговых операторов, будет сопровождаться ценовыми войнами и демпингом. Можно предположить, что для завоевания существенной доли рынка в регионе вновь пришедшие компании будут предлагать свои товары на 10-15% дешевле, чем в Москве. Расширение и экспансия торговых сетей, которая несомненно будет происходить, скорее всего будет осуществляться в основном за счет поглощения крупными компаниями своих более слабых конкурентов. Также можно предположить, что многие региональные сети попытаются продать свой бизнес иностранным или столичным компаниям, собирающимся работать на региональном или даже общероссийском рынке, как, по некоторым данным, поступил один из совладельцев екатеринбургской сети «Купец» Олег Хан. Кроме того, соответствующие предложения были сделаны руководству «Кировского» со стороны ЕБРР, который входит в число акционеров центра оптовой торговли «Юнилэнд-Екатеринбург».

Обострится необходимость в инвестициях в отрасль, а потому вероятно, что многие торговые операторы будут готовы рассмотреть вопрос о той или иной форме участия в их собственном бизнесе банков и инвестиционных компаний.


Другие материалы по теме: