«Уральский Рабочий» и Дмитрий Стародубцев: «Спасайся кто может. Только куда?»

4 сентября 2002 (10:48)

«Ядерная война — пройденный человечеством этап, — на днях услышал от знакомой. — Никто теперь не будет запускать атомные ракеты. Просто выпустят над городом без цвета и запаха газ. Население уничтожено, а разрушений нет».

Слива Богу, Россия не находится на грани мировой войны, и бояться такой перспективы пока не стоит. И все же, хотя мы живем в мирное время, жизнь наша — порой как война. Угроза терактов, устаревшее оборудование на предприятиях, использующих в производстве отравляющие вещества, нарушение правил перевозки химикатов... Не это ли опасность номер один? На прошедшем недавно заседании областного правительства и.о. министра природных ресурсов Галина Пахальчак сообщила, что в 2001 году в Свердловской области было зарегистрировано 37 чрезвычайных ситуаций, повлекших серьезный урон для окружающей среды. Из них 33 носили техногенный характер. На 23 процента по сравнению с 2000 годом увеличилось количество аварий на промышленных объектах. «Учитывая высокий моральный и физический износ оборудования большинства уральских заводов, можно прогнозировать, что эта тенденция будет только нарастать», — отметила и.о. министра. Со школьной скамьи мы знаем, если произойдет взрыв или выброс, например, на Белоярской атомной станции, надо бежать в ближайшее бомбоубежище. Вот только где оно находится? Как нам рассказали в главном управлении по делам ГО и ЧС Свердловской области, об этом население узнает только в «час икс». До этого момента любая информация, касающаяся убежищ, считается секретной. То же самое нам сказали в управлении ГО и ЧС Екатеринбурга. Правда, обрадовали, что в областном центре около тысячи укрытий.

Известно, что есть два типа бомбоубежищ: на объектах экономического значения (проще — на предприятиях) и в жилом секторе. Если первые всегда в полной «боевой» готовности, то со вторыми дела обстоят гораздо хуже. Основная масса «гражданских» убежищ построена под трех-, четырех- и пятиэтажными домами 50-—60-х годов. Здания от старости разваливаются, их никто не ремонтирует. Тем более никто не занимается укрытиями. Новые же бомбоубежища не строятся. Оказывается, правилами гражданской обороны предписано, что укрытия могут быть построены только в том случае, если здание не выше пяти этажей. — Зачем делать братские могилы? — пояснил ведущий специалист ГО и ЧС Екатеринбурга Андрей Вебер, отметив при этом, что наши строители сегодня практически не возводят пятиэтажек. Представьте ситуацию: жители укрылись в убежище пятнадцатиэтажного дома. Здание в результате прямого попадания снаряда разрушено, входы и выходы убежища завалены. Когда еще спасатели докопаются до уцелевших? В городах-миллионниках выполнять роль бомбоубежищ по идее должен метрополитен. Но видимо, в Екатеринбурге еще долго не будет достойного укрытия. Из-за недофинансирования областными и федеральными властями строительства метро сегодня в заложниках находятся сотни тысяч екатеринбуржцев. Года два-три назад, когда по Москве прокатилась волна терактов, столичные власти столкнулись с очень серьезной проблемой. Почти 80 процентов укрытий были сданы в аренду под склады. — У нас тоже есть такие проблемы, — рассказал Андрей Вебер. — В Екатеринбурге взято в аренду примерно 15 процентов бомбоубежищ.

В основном укрытия коммерсантам сдают в центре города. Оно и понятно: кому нужен склад на Химмаше или Елизавете. Любой, кто в областном центре серьезно увлекается рейвмузыкой, может с легкостью привести пример «неправильного» использования укрытия. Недалеко от железнодорожного вокзала по проспекту Космонавтов стоит бункер, который когда-то был бомбоубежищем. Сегодня здесь знаменитый на весь Урал клуб «Автобан», где по выходным собираются толпы молодежи, чтобы послушать музыку и потанцевать. Использовать бомбоубежище в коммерческих целях удобно, ведь практически все они оборудованы вентиляцией, автономными электростанциями. В областном ГО и ЧС заявили, что, даже несмотря на сдачу в аренду, убежища смогут «заработать» через 12 часов после оповещения об опасности. Именно за это время должны завезти продукты, воду и освободить помещение от коммерсантов. Но что бы ни произошло, первый и основной удар на себя примут силы ГО и ЧС. Наша безопасность зависит от того, насколько они подготовлены. В связи с этим в Екатеринбурге начался месячник гражданской обороны. Во время его проведения основное внимание будет уделяться вопросам повышения готовности органов управления, сил и средств ГО и ЧС.


Другие материалы по теме: