Борьба рейтингов: современный миф

К такому выводу можно прийти при детальном сопоставлении результатов опросов общественного мнения, проделанных различными организациями.

До выборов главы Екатеринбурга еще больше года, однако уже сейчас некоторые политические силы начинают готовиться к будущей избирательной кампании. Одним из первых элементов такой подготовки становятся социологические опросы, проводимые среди жителей города. Кроме того, что они дают материал для планирования кампании, их результаты, а вернее их интерпретация, может стать одной из технологий, формирующих общественное мнение.

За последние несколько недель ряд результатов подобных опросов был практически одновременно опубликован в печатных и электронных СМИ Екатеринбурга. И, что вполне естественно, при сравнении рейтингов кандидатов в мэры Екатеринбурга, произведенных различными организациями, обнаружились некоторые несовпадения, которые политологи и эксперты поспешили объявить «войной рейтингов».

Однако, по мнению специалистов, такая оценка нынешней ситуации вокруг опросов общественного мнения чересчур эмоциональна и поспешна. Конечно, отрицать расхождения между данными различных опросов бессмысленно, однако и говорить о существовании полномасштабной войны рейтингов только на основании их наличия, по меньшей мере, преждевременно.

Прежде всего, стоит отметить, что расхождения достаточно невелики и вполне могут быть объяснены различиями в методиках проведения опросов, характером и формулировками задаваемых респондентам вопросов. Также на результаты опросов мог оказать влияние и характер выборки респондентов, которая в большинстве случаев крайне невелика и носит случайный характер. Логично предположить, что опросы, проводимые у дверей мэрии, могут дать результаты, значительно отличающиеся от результатов, полученных на проходной Уралмашзавода или в элитном спортивном клубе.

Кроме того, расхождения в рейтингах не только не велики, они еще и не критичны. Согласитесь, что имеет смысл спорить о нескольких процентах, когда они решают судьбу выборов, но совершенно бессмысленно фальсифицировать рейтинг, чтобы доказать, что один кандидат на пост мэра отстает от другого не в полтора, а в два раза. Тем более сейчас, за год до выборов. Кроме того, для специалистов вполне очевидно, что большая часть избирателей на данный момент не определилась с тем, как они будут голосовать на выборах. Многие просто не задумывались над этим вопросом, другие вполне могут изменить свое нынешнее мнение в ходе избирательной кампании.

Таким образом, говоря о существующих на данный момент рейтингах, мы должны понимать, что представленные в них цифры отражают не столько результаты будущих выборов (вполне возможно, что большая часть тех политиков, которые представлены в опросных листах социологов, вообще откажется от участия в предвыборной борьбе), сколько некоторые общие тенденции, существующие в электоральной среде. И если рассматривать результаты проводимых сегодня опросов в этом ключе, то можно с уверенностью утверждать, что никакой «войны рейтингов» просто не существует. Расхождения оказываются настолько несущественными за год до голосования, что можно утверждать: практически все опросы, как устроенные по заказу сторонников нынешней городской администрации, так и независимые от нее, отражают одну и ту же картину, отличаясь лишь в деталях. Если мы попытаемся проанализировать эту общую картину, то, по всей видимости, придем к следующим выводам.

Вывод первый

Все рейтинги сходятся в том, что на данный момент существуют всего два реальных кандидата на пост главы Екатеринбурга. Это нынешний глава городской администрации Аркадий Чернецкий и министр международных и внешнеэкономических связей областного правительства Юрий Осинцев. Их отрыв от остальных кандидатов представляется столь значительным, что позволяет говорить о том, что уже сейчас, более чем за год до выборов, сформировалась устойчивая пара лидеров, между которыми, по всей видимости, и развернется основная борьба.

Среди других участников рейтингов чаще всего фигурируют нынешний спикер городского Законодательного собрания Яков Силин, вице-мэры Екатеринбурга Владимир Тунгусов и Виктор Контеев. Но все они значительно отстают по популярности среди горожан от лидеров рейтингов – Чернецкого и Осинцева. Более того, по некоторым рейтингам, показатели доверия ко многим из них столь низки, что не превышают величины допустимой погрешности, которая для исследований с малой выборкой колеблется на уровне 3-4%. Иными словами, можно считать, что их нахождение в списке вероятных претендентов на должность главы Екатеринбурга достаточно случайно и обусловлено скорее желанием составителей опроса включить в него как можно больше политических фигур, нежели действительным распределением симпатий горожан.

Более того, опросы, направленные на выявление уровня известности политиков среди горожан, показывают, что значительная часть представленных в рейтингах претендентов на пост главы города вообще не известна большинству екатеринбуржцев. Из всех претендентов в мэры «второго эшелона» только Якова Силина и Виктора Контеева знает больше трети опрошенных, что, однако, никак не сказывается на их шансах занять пост главы города. Остальные претенденты знакомы только людям, специально интересующимся политикой, каких среди избирателей меньшинство.

Все это говорит о том, что все эти политики не смогут стать серьезными претендентами на должность главы города, и даже если они и примут участие в предвыборной борьбе, то лишь в качестве «дополнительных» кандидатов, призванных «дублировать» более крупные политические фигуры, прежде всего основных кандидатов на пост главы города – Юрия Осинцева и Аркадия Чернецкого.

Вывод второй

Вторым важным моментом, который не оспаривается ни одним из опросов, является значительный рост рейтинга Юрия Осинцева. За достаточно короткий срок ему удалось выделиться из общей безликой массы кандидатов и получить поддержку значительного числа екатеринбуржцев. Согласно результатам практически всех социологических исследований, Осинцев набирает в два-три раза больше голосов, чем его ближайшие преследователи из числа кандидатов «второго эшелона». Сейчас, по разным оценкам, от 10 до 16% горожан готовы отдать за него свои голоса на ближайших выборах главы города. Учитывая, что число неопределившихся избирателей составляет примерно 50% от опрошенных, эту цифру можно смело умножать на два.

Даже социологические опросы, составленные по заказу городской администрации, признают, что Юрий Осинцев является единственным реальным соперником нынешнего главы города. Несмотря на первоначальный значительный разрыв, существующий между мэром и главным претендентом на его место (по разным подсчетам, он колеблется в пределах от 7 до 20% голосов), нынешний устойчивый рост рейтинга Юрия Осинцева должен стать очень тревожным сигналом для Аркадия Чернецкого. Ведь высокий рейтинг Юрий Осинцев получил не ведя никакой избирательной кампании, не участвуя в громких политических мероприятиях, более того, даже не объявив официально о собственных планах на участие в будущих выборах. Иными словами, Юрий Осинцев стал главным претендентом на должность главы города, практически ничего для этого не сделав.

По мнению экспертов, для достижения столь высокого рейтинга ему было достаточно позиционировать себя в качестве реальной альтернативы нынешнему руководству города, чего не смогли сделать остальные претенденты, так или иначе связанные с нынешней городской администрацией. Не меньшее значение, по мнению наблюдателей, имела и поддержка кандидатуры Осинцева губернатором Свердловской области Эдуардом Росселем, что оказалось важным для многих горожан, уставших от постоянных конфликтов между городской и областной властью. При этом у экспертов практически нет сомнений в том, что нынешние голоса, отданные за Осинцева, являются только стартовой площадкой, первой ступенью роста его популярности.

Число сторонников Осинцева должно значительно увеличиться после того, как он официально вступит в предвыборную борьбу и начнет ведение масштабной избирательной кампании. Это, по всей видимости, уже в ближайшее время позволит Осинцеву значительно укрепить свой рейтинг и к моменту выборов стать фаворитом в борьбе за кресло главы города. Многие политологи считают, что в случае ведения достойной предвыборной кампании именно Юрий Осинцев имеет наилучшие шансы на то, чтобы занять пост мэра Екатеринбурга в декабре 2003 года.

Вывод третий

Третьим и, пожалуй, наиболее значимым моментом, выявленным практически всеми социологическими опросами, стало снижение рейтинга нынешнего главы Екатеринбурга. Если ранее популярность нынешнего главы города была больше, чем рейтинги всех его противников вместе взятые и значительно превышала 50%, то теперь она, по разным опросам, колеблется в промежутке от 31 до 18%. Даже если остановиться на среднем значении – 25%, то снижение более чем очевидно. Получается, что многие рейтинги сходятся в том, что за последние три года Аркадий Чернецкий утратил часть своих сторонников, причем часть значительную. Для нынешних городских властей это сигнал столь же тревожный, как и быстрое укрепление позиций Юрия Осинцева.

Социологические опросы позволяют также выявить и основные причины снижения популярности Аркадия Чернецкого среди жителей Екатеринбурга. Прежде всего, жителей беспокоят коммунальные проблемы: огромные задолженности городской администрации перед энергетиками обещают оставить Екатеринбург без тепла и горячей воды накануне наступающих холодов. Не меньшую обеспокоенность вызывает и рост коммунальных тарифов. Главной причиной всех городских проблем часть горожан считает чрезмерную политизированность городской администрации, которая мешает сосредоточиться на решении коммунальных вопросов.

Следует еще раз особо отметить, что эти выводы вытекают из всех имеющихся на данный момент рейтингов, вне зависимости от того, кем и по чьему заказу они делались. Разница, отделяющая различные рейтинги, не является столь фундаментальной, чтобы говорить о начале некой рейтинговой войны.


Другие материалы по теме: