Свердловская область: ротация элит

Разные уровни власти и ассоциированные с ними финансово-промышленные группы (федеральный, уровень субъектов Федерации, муниципальных образований), представляющие соответствующие уровни элит, имеют различный жизненный цикл, который характеризуется прежде всего периодичностью ротации кадров. Этот процесс объективен и характерен для любой элиты – военной, политической, экономической или научной.

Смена высшего руководства России и приход во власть обновленной команды стали началом для глобального процесса обновления. Главное, что необходимо учитывать, рассуждая на эту тему, так это не собственно возраст, а именно ментальную принадлежность человека к тому или иному поколению. Истории известны случаи, когда представители старшего поколения оказывались гораздо современнее молодых коллег. Таким образом, оценивая процесс ротации элит на разных уровнях, мы будем исходить именно из этих соображений.

Если состав региональной элиты в Свердловской области уже сложился и достаточно долгое время находится в стабильном состоянии и сейчас ничто не предвещает резких изменений, то этого нельзя сказать об администрации Екатеринбурга, перемены в которой только начинаются.

Как уже было отмечено выше, тон переменам задал Владимир Путин. Затем волна перестановок прокатилась и по регионам. Так, в феврале-марте этого года в целях повышения эффективности труда и экономии расходов в правительстве Свердловской области было проведено сокращение штата. О результатах мероприятия судить пока рано, особенно если учесть, что оно было проведено практически перед самым началом отпускного сезона, но о некоторых положительных сдвигах можно сказать уже сейчас. «Сокращение – это всегда вынужденная мера, призванная скомпенсировать естественное и постоянное расширение аппарата. В нашем случае сокращение достигло своей заявленной цели и привело к реальному снижению расходов на содержание аппарата», – заявил депутат Свердловской областной Думы Александр Долинин.

Тем не менее тенденция налицо: областные власти активно поддержали путинскую политику по сокращению чиновничьего аппарата. Если говорить об администрации Свердловской области, то кадровые перемены там происходили минувшей весной и завершились повышением министра металлургии Владимира Молчанова до поста первого заместителя председателя правительства Свердловской области. Соответственно произошло и перераспределение управленческих функций. Совершенно очевидно, что начинает формироваться еще один центр влияния вокруг министра внешнеэкономических связей Юрия Осинцева.

Эти перемены «омолодили» кадровый состав: руководители пенсионного и предпенсионного возраста уступили дорогу молодым и амбициозным специалистам. Предполагается, что в ближайший год до выборов серьезных кадровых перестановок в областном правительстве не произойдет либо они будут связаны с формализацией статуса того же Юрия Осинцева. В целом, во властных элитах отмечается та же тенденция, что и в элитах финансово-промышленных – обновление, но не «рокировочки».

Если рассматривать данный процесс в преемственности по вертикали власти, было бы логичным ожидать, что эстафету подхватят и далее – на муниципальном уровне. Тем не менее процесс ротации элит областного центра пока не приобрел явных очертаний и, скорее, пока является мало прогнозируемым.

Затишье перед бурей

В администрации Екатеринбурга кадровые перестановки еще не произошли, но некоторые признаки их приближения очевидны уже сегодня. По мнению ряда экспертов, озвученному в СМИ федерального округа, главным мотивом грядущих перемен станет формирование лояльного мэру аппарата и прекращение интриг между руководителями городского масштаба, которое пройдет как раз под вывеской «омоложения» кадров. Повод для начала перестановок есть: пенсионный возраст руководителей многих крупных муниципальных предприятий и ряда высших чинов администрации. Проблема неизбежно встанет еще острее, когда дело подойдет к реализации проекта стратегического развития Екатеринбурга.

С другой стороны, все чаще аналитиками обсуждается информация о том, что Аркадий Чернецкий может отказаться от всевозможных проектов и реформ, поскольку не исключена возможность продолжения его карьеры за пределами Свердловской области – в столице.

С другой стороны, достаточно широкий ряд наблюдателей, особенно тяготеющих к администрации города, считают это маловероятным. В настоящее время кадровый ресурс в «Сером доме» еще не окончательно исчерпан. Тем не менее начавшаяся ротация, как уже отмечалось, пока вызывает много вопросов, нежели позволяет по назначенным и снятым персоналиям смоделировать будущую политику администрации.

«Переквалификация» Анатолия Клименко с должности главы Железнодорожного района в депутаты городской Думы Екатеринбурга и недавний уход Владимира Гмызина с поста главы Кировского района породили в политической среде Екатеринбурга слухи о начавшейся в городском руководстве существенной кадровой реформе. В качестве главного мотива все чаще фигурирует подготовка к предстоящим выборам мэра Екатеринбурга. Наблюдатели считают, что увольнения начнутся именно с руководителей, достигших предпенсионного и пенсионного возраста, поскольку их смена имеет законодательную базу и может не зависеть от кулуарных решений.

В этом смысле поле для маневра у городского руководства, несомненно, есть. Список руководителей, который можно вывести из команды под лозунгом «омоложения», состоит из таких крупных фигур, как начальник Управления образования Тамара Непомнящая (57 лет), директор МОАП Виктор Коленов (66 лет), директор ЕТТУ Геннадий Сергеев (64 года) и два вице-мэра Виктор Попов и Виталий Смирнов. Этот список далеко еще не полон и, более того, ежегодно пополняется в силу известных причин.

Обстоятельства могут осложниться еще и ростом аппарата – естественным свойством любой бюрократической системы, вместе с которым увеличиваются и расходы на содержание чиновников. Если учесть постоянно растущие долги города и сложности с проведением бюджета через Думу, то в совокупности эти два момента могут стать объектом острой критики со стороны политических оппонентов главы Екатеринбурга.

Постоянное расширение бюрократического аппарата, фактически управляемого пенсионерами «старой закалки», вызывает серьезные сомнения относительно его экономической эффективности и адекватности поставленным задачам. По мнению некоторых депутатов Екатеринбургской городской Думы, наличие таких руководителей во власти отрицательно влияет на процесс управления городским хозяйством. «Человек, который долго сидит на одном месте, теряет интерес к своей работе. А что касается руководителей пенсионного возраста, то, действительно, им надо отдать должное – у них колоссальный опыт, но я считаю, что их подход к решению проблем уже устарел. Они не могут перестроиться и эффективно работать в новых условиях», – заявил «VIP-консультанту» депутат городской думы Андрей Альшевских.

На одной из своих пресс-конференций Аркадий Чернецкий однозначно заявил: «Идеальных руководителей у нас в городе нет», дав тем самым понять, что от увольнения не застрахован никто.

Первыми забеспокоились именно «пенсионеры». После этого заявления мэр занял более сдержанную позицию: решение о продолжении работы или об увольнении в связи с выходом на пенсию должен принимать сам работник. В то же время в отделе кадровой и муниципальной службы администрации Екатеринбурга было заявлено, что российским законодательством предельный возраст муниципальных служащих и работников аппарата ограничен 60 годами. «После наступления этой даты глава города, если хочет оставить служащего на работе, заключает с ним новый трудовой договор. В противном случае он должен отправить служащего на пенсию», – заявила ведущий специалист отдела Людмила Герасимова. Таким образом, срок службы может быть продлен еще на пять лет, но определяющей становится позиция главы города.

Из этого можно сделать далекоидущие выводы. Чернецкий всем дает понять, что любое неповиновение ему будет грозить увольнением на вполне законных основаниях. То есть директора МОАП и ЕТТУ могут быть уволены практически в любой момент. При этом единственным способом удержаться на своем посту остается верная служба мэру.

Тот факт, что судьба городского начальства целиком находится в руках Аркадия Чернецкого, сам по себе никакого удивления не вызывает. Но эксперты отмечают, что специальное об этом напоминание делается с определенной целью. Накаляя этими напоминаниями обстановку в чиновничьей среде, мэр фактически обозначает, что готов идти на следующий срок, и его позиция по отношению к отдельным городским руководителям может поменяться в зависимости от качества той поддержки, которую ему должны оказать до и во время избирательной кампании. Однако, рассчитывая на такое моральное воздействие на чиновников (тем более на пенсионеров, которым, как говорится, терять уже нечего), мэр может допустить серьезную ошибку.

Может оказаться, что у Аркадия Чернецкого вообще не будет шансов провести кадровое омоложение. Дело в том, что вместе с сокращением пенсионеров развернется и «кабинетная война», когда молодые чиновники начнут активно «подсиживать» старшее поколение, пользуясь возросшим значением политической лояльности.

Предпосылки к этому имеются. «Сегодня у меня складывается такое впечатление, что за полтора года до выборов, исход которых более чем не определен, молодежь стремится во что бы то ни стало занять руководящие посты, а там хоть потоп», – полагает депутат областной Думы Константин Карякин. Сами пенсионеры-руководители, как наиболее информированная о городских делах категория граждан, желающие сохранить свои кресла, могут развязать «войну компроматов», причем как против своих молодых починенных, так и против самого мэра, надеясь на приход новой команды. которая не сможет сразу заменить все руководство и должна будет неизбежно оставить на своих местах часть «старой гвардии».

Самым болезненным ударом для Чернецкого станет переход городского директората и чиновничества к его политическим оппонентам, что уже неоднократно случалось. Здесь достаточно вспомнить Юрия Осинцева и Виктора Маслакова, вокруг которых уже явно формируется ядро альтернативной городской элиты.

В результате кадровых маневров мэр рискует получить совершенно нежелательный для городской власти штат управленцев. Интрига, на наш взгляд, заключается в политическом решении: согласится ли Чернецкий на такой рискованный шаг в то время, когда в первую очередь необходимо провести максимальную консолидацию сил?

С одной стороны, перед началом избирательной кампании мэру следует сплотить свой проверенный резерв и начать подготовку. Но опыт предыдущих выборов показывает недееспособность нынешней команды, так что победа на следующих выборах ничем еще не гарантирована.

С другой стороны, мэр правит городом уже много лет, и для того чтобы остаться на новый срок, должен продемонстрировать избирателю что-то новое. Стратегический план развития – гордость екатеринбургской мэрии и основа предвыборной кампании Аркадия Чернецкого – для этого мало подходит. Граждане понимают: что бы ни было придумано, осуществлять это будут чиновники, чья репутация за время работы пополнилась изрядной долей негатива.

Сами «пенсионеры» тоже понимают, что мэр вряд ли станет рисковать: нет резона менять команду перед выборами. Однако нет и гарантий того, что Аркадий Чернецкий не захочет провести тотальную чистку: сокращение пенсионеров и последующая за этим полная перестановка кадров позволят сэкономить средства на выборы, поскольку новая волна городских руководителей будет делать все возможное для закрепления в городской элите, что реально только в случае победы.

Таким образом, пока все факты говорят об обратном: Аркадий Чернецкий, скорее всего, не станет инициировать сокращений. Большинство его заявлений, высказанных на эту тему, показывает, что применяются они, главным образом, для морального воздействия .

В этом плане существуют некоторые предположения о том, что источником утечки информации об увольнении «пенсионеров» является сама городская мэрия. Расчет в принципе верен: узнав о таком сенсационном для Екатеринбурга событии, средства массовой информации непременно поднимут шумиху и своими руками проделают ту работу, на которую сам мэр не решится: прямо объявят пенсионерам об их скором увольнении и подготовят общественное мнение к возможным кадровым потрясениям.

Информация на эту тему уже встречается на центральных информационных интернет-ресурсах. Кампания по «увольнению пенсионеров» может быть использована и для извлечения персональных дивидендов некоторых сотрудников администрации. Предположительно, большую выгоду получит занимающийся идеологическим сопровождением деятельности мэрии Владимир Тунгусов, давно претендующий на формальный для него пост вице-мэра, от которого его отделяет лишь Виталий Смирнов – первый кандидат на увольнение в связи с пенсионным возрастом.

Как бы то ни было, появление этой темы и подогрев интереса к ней выгоден для главы города главным образом по той причине, что угрозы увольнений позволяют держать в напряжении и контролировать практически весь муниципалитет – от служащих администрации до директоров муниципальных предприятий (причем даже тех, кто еще не перешел указанный возрастной рубеж), не подозревающих об истинных намерениях ее инициаторов.

Здесь остается только добавить, что проблема дефицита во власти молодых, энергичных управленцев с подачи мэрии трансформировалась из чисто кадровой в политическую и еще долгое время останется нерешенной при сохранении нынешнего городского главы.

Тем не менее изменения в элитах – процесс достаточно неторопливый, а потому в ближайшее время стремительных изменений ожидать не приходится.


Другие материалы по теме: