«КомерсантЪ-Урал» и Мария Черкасова считают, что «Автомобили стали роскошью»

31 октября 2002 (11:06)

Вчера на очередном заседании свердловской думы был принят в первом чтении и с третьей попытки законопроект «Об установлении и введении в действие транспортного налога», который предусматривает самые высокие ставки налога среди регионов уральского федерального округа. Эксперты считают, что если законодатели не откорректируют законопроект ко второму чтению, то автолюбители начнут регистрировать машины в тех областях, где налогообложение ниже.

До 2002 года основными доходными источниками областного территориального дорожного фонда, из средств которого финансируется строительство и ремонт автомагистралей, был налог с владельцев транспортных средств и налог на пользователей автодорог. Однако по федеральному законодательству эти сборы перестают действовать уже в конце текущего года. Поэтому федерация разработала закон о транспортном налоге, установив нормативы для автовладельцев, и позволила регионам устанавливать собственные ставки, отталкиваясь от этих нормативов.

В середине текущего года правительство Свердловской области установило ставки, превышающие в пять раз нормативы федерации. К примеру, владелец автомобиля с мощностью до 100 лошадиных сил должен был платить 25 рублей с одной л/с, то есть 2,5 тысячи рублей в год — по старому законодательству ему приходилось отдавать дорожному фонду ежегодно 140 рублей.

Однако этот законопроект не прошел даже думский комитет по бюджетной политике: депутаты заявили властям, что в таком виде законодатели документ не пропустят. После этого область снизила нормативы почти в два раза, установив для тех же владельцев автомобилей с объемом двигателя до 100 лошадиных сил ставку в 10 рублей.

Первая попытка областных депутатов рассмотреть правительственный законопроект, предпринятая на прошлой неделе, провалилась Особенно возражали депутаты фракции «Единство и Отечество», требовавшие снизить областные ставки до уровня федеральных, то есть до 5 рублей для машины с двигателем до 100 л/с. Лидер фракции Владимир Крицкий, который имеет автомобиль марки «Пежо» (Peugeot) с мощностью двигателя более 100 лошадиных сил, утверждал, что такие завышенные ставки приведут к тому, что автопредприятия начнут поднимать плату за проезд в общественном транспорте, что чревато социальными протестами со стороны населения. Руководитель дорожного фонда Владимир Плишкин жаловался на то, что при потребности фонда в 7 млрд рублей, доходы от территориального налога, даже если ставки, предложенные правительством, останутся, составят всего около 1 млрд рублей. А если депутаты настоят на том, чтобы снизить территориальный налог до уровня федерации, то фонд потеряет еще полмиллиарда. В итоге было принято решение создать рабочую группу, которая должна откорректировать правительственный законопроект.

Вчера, когда депутаты приступили ко второй попытке принять законопроект о транспортном налоге, выяснилось, что рабочая группа ни разу не собиралась, а в розданных документах — те же цифры, что и на прошлом заседании. В итоге депутаты просто начали подсчитывать убытки, которые нанесет автовладельцам новый налог. Депутат от фракции «За родной Урал» Александр Заборов (владелец новенькой «BMW») подсчитал, что собственник шестисотого мерседеса (близкого по классу к его машине) будет вынужден выложить около $ 2-3 тысячи. «Владельцы таких машин — состоятельные люди», — парировал министр транспорта, энергетики, ЖКХ и коммунального хозяйства Виктор Штагер.

Депутат фракции «Единство и Отечество» и собственник джипа «Мицубиси-Паджеро» (Mitsubishi—Pajero) Евгений Порунов высказал предположение, что свердловчане-автолюбители начнут перерегистрировать свои машины в соседних областях — по его словам, в Пермской и Челябинской областях закон уже принят в первом чтении, причем, ставки установлены на уровне Москвы. Его поддержал коллега по фракции Илья Борзенков, владелец джипа «Ниссан-Патрол» (Nissan-Patrol).

Вторая группа депутатов, лоббировшая интересы правительства, стала поторапливать своих коллег с принятием законопроекта. Как заявил депутат от партии пенсионеров Геннадий Тверитинов, обладатель внедорожника — «Тойота «Лэнд — Крузер» («Toyota «Land-Kruisег»), если закон не будет принят до 1 декабря текущего года, то срок его вступления переносится на год позже — то есть на 1 января 2004 года. А так как отчетный период для этого налога наступает только в конце года, то владельцы транспорта начнут платить его только в 2005 году. «Мы не можем сделать такой подарок автолюбителям», — поддержал его председатель думы Николай Воронин, у которого вообще нет собственной машины.

Конец спорам положил председатель комитета по экономической политике, бюджету, финансам и налогам Борис Чойнзонов, у которого, по словам его же коллег-депутатов, сразу два автомобиля — «Сааб» (СААВ) и «Лексус» (Lexus). Он предложил включить в законопроект таблицу с федеральными ставками, к которым можно было бы вернуться при рассмотрении закона во втором чтении. Виктор Штагер заверил депутатов, что правительство области готово пойти на встречу и пересмотреть ставки по некоторым позициям. Он также пообещал, что в законопроекте будут максимально учтены интересы автовладельцев, во избежание перерегистрации ими личного транспорта в других российских регионах. В итоге, законопроект был принят в первом чтении 16 голосами.

Сразу же после голосования по этому вопросу по предложению лидера фракции «Единство» и «Отечество» Владимира Крицкого, было решено создать рабочую комиссию, которая займется финансовой проверкой дорожного фонда. В нее также войдет представитель счетной палаты.


Другие материалы по теме: