Борьба за элиты

Вероятно, претензии губернатора Свердловской области к полномочному представителю Президента в УрФО объясняются не только боязнью утратить властные полномочия и контроль над распределением бюджетных средств, но и нежеланием потерять влияние на региональную элиту.


Все понимают: если не будет поддержки местного истеблишмента — выборы будут проиграны. Как известно, конфликт между губернатором Тюменской области Леонидом Рокецким и хозяевами нефтегазовых компаний (ЛУКОЙЛ, Сургутнефтегаз и др.) привел к легитимной потере Рокецким своего поста.


Недавнее принятие Государственной Думой России закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» позволяет некоторым губернаторам занимать свои должности более двух сроков. Суть претензий губернаторов к центру в различных регионах страны, например в Приморье, объясняется, скорее всего, не столько надеждами на этот закон, сколько стремлением отстоять статус-кво между центром и регионами, который существовал при правлении Бориса Ельцина.


Такое положение не может устраивать Президента России. У Путина сегодня небольшой выбор: либо развал государства на «суверенные» вотчины, либо централизация структур управления. Команда президента борется не с самоуправлением, а с самоуправством. Для этого и переделываются законы территорий в соответствии с федеральными законодательными актами и Конституцией. В свою очередь, представители Президента пытаются заставить государственные институты работать так, как они должны, а не как им хочется.


Это понимают губернаторы и президенты субъектов России, поэтому борьба за местную элиту приобретает жесткий характер. Обвинение Кремля в ущемлении прав самоуправления, возврате диктатуры, «подковерных играх» зачастую приводит не к укреплению авторитета региональных руководителей среди влиятельных людей той или иной территории, а к отказу директоров предприятий, банков, финансово-промышленных групп от сотрудничества с главами субъектов Российской Федерации.


Правительство и элиты
Свердловская область — не исключение. И, как полагают наблюдатели, в этом виновата сама областная администрация. Местные власти часто «забывают» о тех, кто сотрудничал с ними в ходе выборов. Особенно явно это стало просматриваться после губернаторских выборов 1999 г. Как правило, не у дел остаются известные предприниматели, общественные деятели, авторитет и средства которых использованы для достижения необходимых целей.


Факты говорят следующее: директор ЗАО «Супермаркет «Кировский» Игорь Ковпак, которым губернатор Эдуард Россель «манипулировал» на выборах мэра Екатеринбурга 19 декабря 1999 г., не смог помешать переизбранию Аркадия Чернецкого. Еще два претендента от областной администрации не сделали нужных шагов для эффективного противостояния нынешнему мэру. Примечательно, что самому Ковпаку позднее пришлось покинуть областной политический Олимп.


Очень слабо поддерживала областная администрация лояльных себе людей, в числе которых были известные в регионе банкиры и предприниматели, на выборах в Законодательное Собрание Свердловской области 26 марта 2000 г. В результате, к примеру, Председатель Совета директоров ОАО «Банк Северная Казна» г-н Фролов проиграл директору екатеринбургского цирка Анатолию Марчевскому, баллотировавшемуся от промэрского движения НД-НГ, а лояльные губернатору кандидаты уступили в Серовском округе мастеру предвыборных технологий Антону Бакову.


На последних выборах в городскую Думу сторонники областной власти в основном также не попали в законодатели. К примеру, кандидат от НД-НГ Александр Шляпин набрал больше голосов, чем симпатизирующий Росселю ректор УГТУ-УПИ Станислав Набойченко, который, кстати, проиграл выборы и в Палату Представителей.


Такое отношение областной администрации к своим сторонникам, по мнению экспертов, объясняется, во-первых, тем, что областные власти не обеспокоены приобретением нескольких недоброжелателей, т.к. область большая, предприятий, организаций, муниципальных образований достаточно — элиты много. На место одного оскорбленного «спонсора» придет десять других. В России, как известно, не чиновники бегут к богатым людям, а богатые люди к чиновникам. Самое интересное: свою обиду в открытую никто не высказывает.


Во-вторых, до недавнего времени возможности баллотироваться на третий срок у Эдуарда Росселя не было, а, значит, не было необходимости затрачивать силы на поддержку своих союзников. Тем более, как показала жизнь, «птенцы губернаторского гнезда» выросли в опасных для самого Росселя «птиц», пример — лидер движения «Май» Бурков.


В-третьих, деловая элита, бизнес вынужден обращаться для лоббирования своих целей к областной власти как имеющей большие рычаги воздействия, чем власть муниципальная или отдельное федеральное министерство. Так что приходится участвовать в интригах областной администрации. Указ Президента России о формировании федеральных округов и назначении своих наместников меняет сложившуюся ситуацию к лучшему. У крупных налогоплательщиков появилась инстанция, которая непосредственно связывает их с исполнительной властью в Москве, без всяких посредников.


Вариант мэрии




В отличие от губернатора, глава Екатеринбурга оставляет своих союзников на произвол судьбы не так часто. В период выборов для кандидатов «от администрации города» большими тиражами издаются газеты, буклеты и прочая печатная продукция. В подконтрольных мэру СМИ выпускаются сюжеты, статьи, сбрасывается информация для положительной «раскрутки» кандидатов от городской администрации.


Широко используется практика выдвижения кандидата-чиновника от мэрии (иногда даже нескольких) по избирательному округу с целью дискредитации и последующего поражения выдвиженцев губернатора Росселя, «Зяблицев-Фонда», ОПС «Уралмаш».


В результате «проходной бал» кандидатов «от Чернецкого» намного выше, чем кандидатов «от Росселя», что наглядно продемонстрировали довыборы в городскую Думу 17 декабря 2000 г. На них представители городской мэрии оправдали затраты и доверие. Это генеральный директор ООО «Италл» И.Зятев, генеральный директор «Службы спасения «Сова»» Д.Волков, директор РЭМП Ленинского района А.Сизов и т.п.. В тех округах , где выборы не состоялись, кандидаты мэра заняли первые места ( генеральный директор ОАО «Завод радиоаппаратуры» С.Новосельцев, главный врач ЦГБ № 24 М. Фадеев и др.).


Мэр ценит союзников, и в этом его отличие от Эдуарда Росселя. Причин этому несколько. Во-первых, представителей крупного бизнеса у него не так уж и много в силу ограниченной территории влияния. Работает принцип: «чего не хватает, то больше ценится».


Во-вторых, исходя из обычного принципа: «оппонент моего оппонента — мой соратник», глава столицы Среднего Урала стремится к сотрудничеству с полномочным представителем Президента в УрФО. Об этом говорят его действия, поддержанные Петром Латышевым. К примеру, проведение форума женщин Урало-Сибирского региона в начале февраля. Аркадий Чернецкий стремится объединить вокруг себя различные социальные группы (финансовые, возрастные и т.п.), чтобы вызвать интерес президентских структур к деятельности городской администрации.


Несмотря на это аналитики отмечают «закрытость» партийных и муниципальных структур Чернецкого. По их мнению, именно этот недостаток может стать серьезной проблемой для мэра Екатеринбурга в случае, если он одержит победу на выборах губернатора. Отсутствие технологий по рекрутированию не позволит команде Чернецкого в случае его избрания или назначения на более высокую должность получить материальные, людские, информационные ресурсы, на которые можно опереться в новых условиях. Здесь нельзя рассчитывать только на городской аппарат и систему ячеек движения НД-НГ в области.


Роль представителя президента




Стремление глав крупных российских городов к конструктивному взаимодействию с президентской властью можно объяснить желанием сотрудничать с силой, способной противостоять интересам губернаторов в городах и планам смены глав регионов, как это получилось у мэра Перми Юрия Трутнева, который стал новым губернатором Пермской области. Здесь несомненна и роль администрации президента, которая рассматривает вопрос о назначении в города с населением более одного миллиона человек чиновника, курирующего экономическую и политическую жизнь мегаполиса.


Несомненно, что мэрам выгодно поддерживать конструктивные отношения с наместниками В.Путина, когда есть возможность получить человека лояльного к городской системе власти, а значит проводить проекты, необходимые непосредственно мэрии. Это тем более актуально в условиях противостояния главы областного центра губернатору.


Ориентация мэров на политику полномочных представителей объясняется и тем, что главы муниципальных образований не так амбициозны, как губернаторы, считающие себя полноправными распорядителями земель, на которые распространяется их юрисдикция, то есть не терпящие никакой иной власти, кроме собственной.


Чего ждать Уралу


Многие выжидают, чем закончится притирка полномочных представителей Президента и губернаторов, прекрасно осознавая плюсы и минусы этих структур власти. Процедура снятия с должности губернатора сложнее, чем отставка полномочного представителя. Это не мешает Кремлю разными способами и на различных условиях убирать нерадивых глав администраций. Недавняя отставка губернатора Наздратенко — доказательство этому.


В то же время неизбежен конфликт президентской администрации с представителями Путина в федеральных округах за степень влияния на президента, в котором не последняя роль принадлежит губернаторам. Но слухи о том, что глава государства ликвидирует наместничество или оставит своим представителям только наблюдательные функции, вряд ли имеют под собой почву, так как это чревато дальнейшей непредсказуемостью действий местной исполнительной власти, а, значит, потерей президентом контроля над периферийными территориями.


Судя по последним событиям, «наместники» поставлены и для лоббирования на высшие государственные должности людей, лояльных Владимиру Путину. Пример — новые губернаторы: в Ульяновской области — генерал Шаманов, в Тюменской — бывший заместитель полномочного представителя Президента в УрФО Собянин, в Воронежской — генерал ФСБ Кулаков.


В команде свердловского губернатора об этом, наверное, догадываются. Поэтому и не знают — искать ли врага в лице Петра Латышева или союзника.


В последнее время аналитики отмечают сокращение числа сторонников областной администрации — в основном представителей металлургической, пищевой промышленности и торгового сектора. И по ряду признаков можно сделать вывод, что сегодня достаточно активно идет налаживание тесных контактов местной элиты с полномочным представителем Президента России в УрФО Петром Латышевым и главой Екатеринбурга Аркадием Чернецким.


Другие материалы по теме: