«Капитал» и Дмитрий Ким «Вторичный рынок автомобилей под угрозой»

20 ноября 2002 (11:56)

С 1 января 2003 г кардинально меняется система уплаты транспортного налога. Теперь его уплату будет контролировать МНС. Собственник автомобиля будет платить налог вне зависимости от того, пользуется он им или нет.

Передовой системе сбора транспортного налога вводится с января 2003 г. Теперь процесс уплаты налога будет контролировать МНС, а не ГАИ. С государственной точки зрения система, которую внедряют в России, действительно передовая – так делают во всем цивилизованном мире. А с точки зрения владельца в ней есть два крошечных плюса и ужасные минусы, которые могут привести к полному хаосу в российском автомобильном мире. Дело в том, что министерству все равно, ездит ли владелец автомобиля сам, продал машину по доверенности, или она вообще гниет на свалке.

Напомним, что до сих пор квитанцию об уплате транспортного налога проверяли только в одном месте – на пункте техосмотра ГАИ при прохождении очередного ТО. Платил по ней только тот, кто на момент прохождения техосмотра пользовался транспортным средством. Точнее, это владелец, если он пользовался машиной сам, либо лицо, «купившее по доверенности» или, наконец, никто, если автомобиль неисправен или просто на нем никто не ездит. И наказание за неуплату было всего одно – отказ в прохождении техосмотра.

Благодаря новой системе владельцу машины больше не придется демонстрировать квитанцию об уплате сотруднику ГАИ на контрольном посту, а срок уплаты налога будет определяться не временем прохождения техосмотра, а региональными законодательными актами. Также в новой системе налог, который сейчас уплачивается не меньше чем за полгода, будет рассчитываться по месяцам: отношение числа месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде определяет коэффициент для расчета налога.

Такая система уже достаточно длительный период существует в развитых странах и отлично себя зарекомендовала, однако в наших уникальных условиях данная система может заблокировать вторичный рынок продажи автомобилей. Все дело в том, что налог по закону взимается с собственника транспортного средства независимо от того, как он этим средством распоряжается. Ни для кого не секрет, что из-за желания не платить налог при продаже автомобиля и из-за длительного процесса перерегистрации автомобиля в ГАИ, когда на полную перерегистрацию автомобиля уходит до 2 недель большая часть сделок по продаже оформляется как правило в виде доверенности.

МНС доверенности абсолютно не интересуют, поскольку даже в случае выдачи такого документа, с юридической точки зрения собственник остается прежним. В результате те, кто когда-то продали машину по доверенности, с января следующего года начнут получать квитанции на уплату налога. Если таких продаж было много, много будет и квитанций. Раньше неуплата вела просто к тому, что человек не мог пройти техосмотр. А теперь дело может дойти до конфискации имущества. Любители продавать по доверенности окажутся в почти безвыходной ситуации. Если же все продавцы и покупатели проникнутся духом законности и бросятся регистрировать свои старые сделки, тоже ничего хорошего не получится – отделы ГАИ и с текущими-то сделками не справляются.

Кроме того есть еще одна проблема. Она заключается в том, что в России редко регистрируют как положено смерть своей машины. Другими словами за разбитые и утилизованные автомобили тоже придется платить, если не ликвидирована их регистрация. Для ликвидации же регистрации следует представить для осмотра то, что осталось от машины. Платить придется и тем, кто не пользуется машиной не по доброй воле – если она числится в угоне.

Таким образом, не стоит удивляться, если с начала следующего года начнут одно за другим приходить уведомления об уплате транспортного налога на самые разные автомобили. Теперь это будет происходить ежегодно с января по конец мая.

За просрочку же платежа будет начисляться пеня (1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки). Одновременно министерство будет слать нарушителю напоминания о том, что пора платить. А затем на квартиру к автовладельцу явятся судебные приставы и опишут его имущество. В общем, все должно происходить точно так же, как при неуплате налога с доходов.


Другие материалы по теме: