«Областная газета» и Андрей Яловец полагают: «Доход сверх плана, расход — по плану»

5 декабря 2002 (10:47)

Вчера завершилось очередное заседание нижней палаты областного парламента.

Одобрены в первом чтении изменения к закону «О доходах и расходах целевого бюджетного территориального дорожного фонда области на 2002 год». По словам министра энергетики, транспорта, связи и ЖКХ В. Штагера, выступавшего перед депутатами, за счет реструктуризации задолженности налогоплательщиков бюджет фонда увеличился с 3 миллиардов 914 миллионов рублей до 4 миллиардов 474 миллионов, то есть на 560 млн. рублей (или 14,3 процента), Дополнительные средства направят на строительство и капитальный ремонт автомобильных дорог. Особое внимание будет уделено направлениям Екатеринбург-Первоуральск и Серов—Ивдель.

Вообще, по итогам уходящего года увеличено финансирование многих социально значимых статей областного бюджета на 2002 год, а также государственных внебюджетных фондов. Это удалось сделать благодаря появлению в бюджете дополнительных доходов. Например, на выплату ветеранам и инвалидам компенсаций за жилье, услуги ЖКХ и проезд в общественном городском транспорте в общей сложности направят еще 309 млн. рублей — эти деньги распределят между 68 муниципальными образованиями Свердловской области, А в бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) недавно появилась сумма в размере 43 миллиона рублей. Как объяснила корреспонденту «ОГ» председатель комитета Думы по социальной политике Т. Вахрушева, через ТФОМС финансируется областная программа «Доступные лекарства», и эти 43 миллиона позволят погасить кредиторскую задолженность муниципалитетов по данной программе — долги появились из-за того, что в 2002 году лекарства обложили налогом на добавленную стоимость.

Также депутаты заслушали информацию областного министра культуры Н. Ветровой об исполнении закона «О культурной деятельности на территории Свердловской области», действующего уже пять лет (кстати, это был один из первых «отраслевых» законодательных актов). Реализация целевых программ, проводимых в рамках этого областного закона, позволила автоматизировать библиотеки во многих муниципалитетах, создать дополнительные стимулы для развития народного творчества, повысить роль клубных организаций и так далее. Н. Ветрова отметила, что доля расходов в бюджете области на культуру с каждым годом возрастает. Об этом сказал и заместитель председателя комитета Думы по социальной политике А. Бухгамер, подчеркнувший, что за последние пять лет расходы на поддержку культуры в областном бюджете увеличились в два раза.

Однако, проанализировав, как исполняется закон, юристы пришли к выводу, что в него необходимо внести ряд изменений и дополнений. В частности, некоторые статьи требуется привести в соответствие с федеральным законом «Основы законодательства РФ о культуре». Есть неувязки и в сфере разделения полномочий между представительными и исполнительными органами местного самоуправления (в федеральном законодательстве понятия «исполнительный орган местного самоуправления» просто нет). И так далее.

Приняв информацию к сведению, депутаты предложили областному правительству, в частности, создать некий совет для регулирования всей культурной деятельности на территории Свердловской области, а также разработать соответствующую программу, рассчитанную на 2003-2005 годы.

К сожалению, парламентариям не удалось прийти к единому решению по поводу корректировки закона, которым органам местного самоуправления муниципальных образований нашей области передаются отдельные государственные полномочия: речь шла о наделении власти на местах правом осуществлять государственный архитектурно-строительный контроль. Дело в том, что со вступлением в силу- Градостроительного кодекса РФ функция контроля закреплена за муниципалитетами федеральным законом, и норма, установленная ранее законом областным, теперь просто утратила смысл — следовательно, надо этот пункт из областного закона убрать. Но депутаты из числа представителей фракции «Единство» и «Отечество» яростно воспротивились приведению областного закона в соответствие с федеральным, увидев в этой процедуре некий политический подвох.

Впрочем, такая реакция легко объяснима, если вспомнить, что ранее мэр Екатеринбурга А. Чернецкий (неформальный лидер упомянутой выше думской фракции) выходил с законодательной инициативой: наделить областным законом органы местного самоуправления даже не контрольными, а надзорными (!) функциями в деле строительства и архитектуры. Эту инициативу благополучно отклонили как не вполне здравую: надзор в России осуществляют все-таки не администрации городов и мэры, а государственные органы — прокуратура, например. И теперь, когда, казалось бы, все ясно и понятно, ряд депутатов от «Единства» и «Отечества», похоже, просто пошел на принцип. В результате рассмотрение законопроекта решено перенести на ближайшее заседание — оно состоится уже в следующий вторник.


Другие материалы по теме: