«Капитал» и Дмитрий Ким утверждают, что «Пивные споры продолжаются»

16 декабря 2002 (11:13)

Лоббисты трезвого образа жизни стремящиеся увеличить поступления от акцизных сборов с пива в бюджет в очередной раз пытаются сделать пиво алкогольным напитком и ограничить его продажу.

Вчера на пленарном заседании Госдума планировала рассмотреть в первом чтении два законопроекта, предлагающие ограничить розничную продажу пива и отнести крепкое пиво к алкогольной продукции. Как сообщает УрБК, об этом заявил заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков. Дело в том, что ранее его комитет уже рекомендовал палате принять оба законопроекта в первом чтении.

Первый законопроект «Об ограничениях при розничной продаже пива и напитков, содержащих пиво» внесен законодательным собранием Омской области, второй – вносит поправку в статью закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Первый законопроект, уточнил депутат, устанавливает запрет на розничную продажу пива в определенных местах – детских, учебных, культурных и лечебно-профилактических учреждениях и лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Аксаков сообщил, что Комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении с необходимыми доработками к процедуре второго чтения, «приняв во внимание рост негативного влияния на общество, и особенно на молодое поколение, распространения пива». Во втором законопроекте, пояснил Аксаков, предлагается отнести пиво крепостью более 8,0% к алкогольной продукции. Данная поправка, внесенная Думой Приморского края предполагает, в частности, маркирование продукции, лицензирование производства, а также оснащение оборудования спиртоизмеряющими счетчиками.

В настоящий момент судьба законопроекта неизвестна, но пивовары заранее считают законопроект о приравнивании пива к алкогольным напиткам бесперспективным. Так, в пресс-центре ОАО «Патра» сообщили, что законопроекты, предлагающие ограничить розничную продажу пива лицам моложе 18 лет необходимы и пивовары их поддерживают. «Однако, попытка приравнять пиво к алкогольным напиткам, на наш взгляд, бесперспективна. Поскольку это приведет к внесению поправок в целый ряд законодательных актов, к изменению Госстандартов России, согласно которым пиво не является алкогольным продуктом. Придется поставить под сомнение подпись России под соглашением о признании Международного классификатора товаров и услуг, который относит пиво к «32 классу» вместе с минеральными и газированными водами, фруктовыми напитками и соками. А вот к «33 классу» относятся «алкогольные напитки (за исключением пива)».

Руководство «Патры» считает, что «необходимо отработать механизм реализации уже существующих законов на практике, наладить жесткий контроль за их исполнением, а не выдумывать «новшества». Кроме того, на «Патре» сообщили, что к крепкому пиву можно отнести лишь один из восьми выпускаемых заводом сортов торговой марки «Стрелец» - «Стрелец-Крепкое» и ни одного сорта торговой марки «Патра». «Объемная доля спирта в нем -не менее 8% . Однако, доля этой марки в общем объеме выпускаемой продукции невелика, серьезного влияния на работу предприятия такое решение, в случае его принятия, иметь не будет», – сообщили на «Патре».

По мнению аналитиков, эти законопроекты являются очередным витком в пивном споре, когда наблюдается целенаправленная кампания на ограничение рекламы и продажи пива. Напомним, что еще в середине сентября в ходе обсуждения поправок к ст. 16 закона «О рекламе» ряд депутатов предложил запретить показ пивной рекламы на телевидении с 17 до 22 часов, а также использование в ней образов людей и животных. Эти предложения неожиданно встретили поддержку депутатов, несмотря на то, что против выступили не только пивовары и рекламщики, но и правительство.

Затем при при рассмотрении закона «О внесении изменений и дополнений в статью 16 Федерального закона «О рекламе», депутаты единогласно отметили, что внесенные в ходе 2-го чтения на пленарном заседании поправки, с правовой точки зрения не выверены и на практике могут принести значительный ущерб развитию не только пивоваренной отрасли, рекламному бизнесу, а также многочисленным партнерам пивоваров из спортивных организаций, учреждений культуры, шоу-бизнеса. Сейчас же на рассмотрении находятся законопроекты указанные выше.

Так или иначе, пивной рынок, который пока находится в процессе формирования, нужно стимулировать экономическими законами, а не различными запретами. Рекомендованный же к первому чтению законопроект «Об ограничениях при розничной продаже пива и напитков, содержащих пиво» дублирует уже существующие законодательные акты и может лишь усложнить отношения в отрасли.


Другие материалы по теме: