Бюджет Екатеринбурга: альтернативный взгляд
Представители политических элит и деловых кругов Екатеринбурга высказали свое мнение относительно принципов формирования бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», предложенных заместителем председателя правительства Свердловской области Юрием Осинцевым.
В предыдущем номере аналитического бюллетеня «VIP-консультант» был рассмотрен «Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбург на 2003 год», предложенный городским комитетом по экономике. Согласно данным, приведенным в этом документе, в следующем году темпы прироста основных макроэкономических показателей окажутся самыми низкими за весь послекризисный период. Прогнозируется стагнация и снижение значения ряда параметров, описывающих работу муниципальных служб и предприятий, а также учреждений социальной сферы, находящихся на балансе муниципалитета.
По мнению экспертов, основные проблемы городского хозяйства, так или иначе, оказываются связанными с принципами формирования городского бюджета и расходованием средств из него. Проблемы городского бюджета Екатеринбурга известны: это бюджетный дефицит (в текущем году он составит 280 млн. рублей, а в следующем прогнозируется городской администрацией в размере более 500 млн.), долги перед энергетиками, которые в этом году превысили 1 млрд. рублей, коммунальные неплатежи, вызванные ростом энерготарифов, непрозрачность бюджета и, как утверждает ряд депутатов гордумы, отсутствие контроля над его формированием и исполнением со стороны общественности и депутатов.
Очевидно, что необходим некий альтернативный подход к решению данной проблемы, который внесет существенные изменения в процесс формирования и исполнения городского бюджета и сделает его простым и понятным не только для депутатов городской думы, но и для граждан.
Бюджетные принципы
По мнению ряда политиков и предпринимателей, в основу программы таких преобразований могут быть положены «Принципы бюджетной политики Екатеринбурга на 2003 год» предложенные заместителем председателя правительства Свердловской области Юрием Осинцевым и опубликованные для обсуждения в «Областной газете». Специалисты считают, что в этом документе обозначены вполне реальные пути решения ряда проблем, стоящих перед городским бюджетом. В «бюджетных тезисах» областного вице-премьера рассматриваются способы пополнения доходной части городской казны, путем использования альтернативных источников финансирования, каковыми могут стать привлечение в городскую экономику прямых и косвенных инвестиций, а так же увеличение налогооблагаемой базы, через стимулирование высоких темпов роста производства на промышленных предприятиях города. «Бюджетные тезисы» предлагают меры, направленные на создание действенных методов контроля над принятием, формированием и исполнением главного финансового документа города, как со стороны городской Думы, так и со стороны граждан города и независимых аудиторских фирм. В «Принципах бюджетной политики» изложены приоритетные направления использования бюджетных средств, среди которых в качестве центральной задачи обозначена реализация «Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2015 года», подразумевающая сохранение индустриального характера городской экономики, с акцентом на развитии высокотехнологичных производств, а так же развитие социальной сферы Екатеринбурга и финансирование увеличения доходов работников бюджетной сферы.
Как уже отмечалось, после публикации, в ходе дискуссии многими политиками и предпринимателями был высказан ряд положительных оценок. Например, председатель комитета областной Думы по экономической политике и бюджету Банзаракца Чойнзонов отметил, что предложенные Юрием Осинцевым «принципы бюджетной политики» являются наиболее взвешенной и исполнимой программой решения накопившихся перед бюджетом Екатеринбурга проблем.
Мнение деловых кругов
Представленный документ вызвал интерес в промышленных кругах уральской столицы, заинтересованных как в дополнительном стимулировании предприятий города со стороны городского бюджета, так и в привлечении в городское хозяйство дополнительных инвестиций. Генеральный директор ОАО «Хладокомбинат «Норд» Юрий Печерских заявил о своей принципиальной поддержке проекта Юрия Осинцева, отметив, что это первая подобная попытка сформировать основополагающие принципы бюджета, в которой пред-усмотрены средства на решение насущных задач, встающих перед предприятиями города, прежде всего – в кризисных ситуациях.
С одобрением инициативы областного вице-премьера относительно стимулирования темпов роста городской промышленности, с целью дальнейшего развития налогооблагаемой базы городского бюджета, выступил генеральный директор АООТ «Уральский компрессорный завод» Валерий Антониади. По его мнению, одной из форм такого стимулирования может стать оформление администрацией города заказов на производство определённых видов продукции. «Для этого необходимо наладить достаточно простую схему: заказ от города поступает на предприятие, объем производимого товара закладывается в заказ, после выполнения этого заказа предприятие получает деньги на собственное развитие и пополняет городской бюджет за счет налогов», – заявил В. Антониади.
Корреляцию принципов формирования и исполнения городского бюджета, с разработанной областным правительством «Схемой развития и размещения производительных сил региона на период до 2015 года», высоко оценил генеральный директор ОАО «Завод радиоаппаратуры» Сергей Новосельцев. Он подчеркнул необходимость поддержки со стороны администрации Екатеринбурга, сохранения индустриального характера городской экономики и развития на территории Екатеринбурга высокотехнологичных предприятий. «Высокотехнологичные производства должны иметь все условия для развития именно в Екатеринбурге, который является научным центром России», – отметил С. Новосельцев. «Власти Екатеринбурга должны задуматься о том, как стимулировать развитие оборонной промышленности города. И здесь мы поддерживаем позицию вице-премьера правительства Свердловской области Юрия Осинцева, который говорит о том, что город должен, наконец, повернуться лицом к промышленным предприятиям», – озвучил позицию военно-промышленного комплекса референт генерального директора ФГУП «Вектор» Леонид Леончиков.
Интерес в деловых кругах области вызвали предложения относительно способов урегулирования целого ряда спорных вопросов во взаимоотношениях между городом и расположенными на его территории хозяйствующими субъектами. О поддержке этой части «принципов формирования бюджета» заявил, в частности, генеральный директор «Авиатика-Урал» Евгений Сергеев.
Мнение политических элит
О своей поддержке «Принципов формирования бюджета города Екатеринбург на 2003 год» высказались и многие представители политической элиты Урала. В качестве позитивных моментов программы модернизации бюджетного процесса, предложенной Юрием Осинцевым, особо были выделены принципы, позволяющие сделать бюджетный процесс в уральской столице доступным для контроля со стороны органа представительной власти, общественных организаций и рядовых жителей города. Так, в частности, председатель Комитета по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности Свердловской областной Думы Наиль Шаймарданов отметил, что придание городскому бюджету прозрачности пойдет на пользу жителям Екатеринбурга. Приветствует публичность при принятии бюджета и глава Комитета по экономической политике, налогам и финансам Банзаракца Чойнзонов, отмечающий, что именно принципиальная открытость бюджетного процесса и его полное соответствие Федеральному и Областному законодательству должны стать основными принципами новой концепции формирования главного финансового документа Екатеринбурга. «Само принятие бюджета на следующий год должно быть обязательно прописано в акте представительного органа – постановлении городской Думы о бюджете Екатеринбурга», – отмечает Б. Чойнзонов.
Положение о введении жесткого механизма контроля над исполнением бюджета, который не позволит городской администрации распоряжаться доходами города по собственному усмотрению, поддержал и депутат Свердловской областной Думы Константин Карякин. Также он выразил полное согласие с программой бюджетного реформирования Юрия Осинцева в вопросе о недопустимости бюджетного дефицита. По словам депутата, и федеральный, и областной бюджеты принимаются как профицитные, и потому было бы ошибкой Екатеринбургу формировать бюджет, в котором заложен предельно допустимый дефицит бюджета.
Не остались в стороне от обсуждения «принципов формирования бюджета» и депутаты городской Думы Екатеринбурга. Многие из них публично поддержали программу бюджетных реформ, предложенную областным вице-премьером. Так, за внедрение «принципов» Юрия Осинцева в практику бюджетного процесса уже высказались депутаты Дмитрий Сергин, Ян Габинский и Сергей Черкасов. Все они поддержали идею публикации проекта бюджета и хода дебатов по его принятию в средствах массовой информации, равно как и идею формирования особых депутатских фондов, подобных тем, которые существуют в Москве и Петербурге.
Выводы
Таким образом, «Принципы бюджетной политики города Екатеринбург на 2003 год», предложенные заместителем председателя правительства Свердловской области Юрием Осинцевым, и обсуждаемые представителями политической элиты и деловых кругов города, могут стать основой формирования бюджетной политики городской администрации. Как уже отмечалось рядом депутатов, это позволило бы не только привести главный финансовый документ города в соответствие с федеральным и областным законодательством, но и подготовить Екатеринбург к выходу на новый уровень развития, которого требуют политические и экономические реалии 21 века.
В предыдущем номере аналитического бюллетеня «VIP-консультант» был рассмотрен «Прогноз социально-экономического развития города Екатеринбург на 2003 год», предложенный городским комитетом по экономике. Согласно данным, приведенным в этом документе, в следующем году темпы прироста основных макроэкономических показателей окажутся самыми низкими за весь послекризисный период. Прогнозируется стагнация и снижение значения ряда параметров, описывающих работу муниципальных служб и предприятий, а также учреждений социальной сферы, находящихся на балансе муниципалитета.
По мнению экспертов, основные проблемы городского хозяйства, так или иначе, оказываются связанными с принципами формирования городского бюджета и расходованием средств из него. Проблемы городского бюджета Екатеринбурга известны: это бюджетный дефицит (в текущем году он составит 280 млн. рублей, а в следующем прогнозируется городской администрацией в размере более 500 млн.), долги перед энергетиками, которые в этом году превысили 1 млрд. рублей, коммунальные неплатежи, вызванные ростом энерготарифов, непрозрачность бюджета и, как утверждает ряд депутатов гордумы, отсутствие контроля над его формированием и исполнением со стороны общественности и депутатов.
Очевидно, что необходим некий альтернативный подход к решению данной проблемы, который внесет существенные изменения в процесс формирования и исполнения городского бюджета и сделает его простым и понятным не только для депутатов городской думы, но и для граждан.
Бюджетные принципы
По мнению ряда политиков и предпринимателей, в основу программы таких преобразований могут быть положены «Принципы бюджетной политики Екатеринбурга на 2003 год» предложенные заместителем председателя правительства Свердловской области Юрием Осинцевым и опубликованные для обсуждения в «Областной газете». Специалисты считают, что в этом документе обозначены вполне реальные пути решения ряда проблем, стоящих перед городским бюджетом. В «бюджетных тезисах» областного вице-премьера рассматриваются способы пополнения доходной части городской казны, путем использования альтернативных источников финансирования, каковыми могут стать привлечение в городскую экономику прямых и косвенных инвестиций, а так же увеличение налогооблагаемой базы, через стимулирование высоких темпов роста производства на промышленных предприятиях города. «Бюджетные тезисы» предлагают меры, направленные на создание действенных методов контроля над принятием, формированием и исполнением главного финансового документа города, как со стороны городской Думы, так и со стороны граждан города и независимых аудиторских фирм. В «Принципах бюджетной политики» изложены приоритетные направления использования бюджетных средств, среди которых в качестве центральной задачи обозначена реализация «Стратегического плана развития Екатеринбурга до 2015 года», подразумевающая сохранение индустриального характера городской экономики, с акцентом на развитии высокотехнологичных производств, а так же развитие социальной сферы Екатеринбурга и финансирование увеличения доходов работников бюджетной сферы.
Как уже отмечалось, после публикации, в ходе дискуссии многими политиками и предпринимателями был высказан ряд положительных оценок. Например, председатель комитета областной Думы по экономической политике и бюджету Банзаракца Чойнзонов отметил, что предложенные Юрием Осинцевым «принципы бюджетной политики» являются наиболее взвешенной и исполнимой программой решения накопившихся перед бюджетом Екатеринбурга проблем.
Мнение деловых кругов
Представленный документ вызвал интерес в промышленных кругах уральской столицы, заинтересованных как в дополнительном стимулировании предприятий города со стороны городского бюджета, так и в привлечении в городское хозяйство дополнительных инвестиций. Генеральный директор ОАО «Хладокомбинат «Норд» Юрий Печерских заявил о своей принципиальной поддержке проекта Юрия Осинцева, отметив, что это первая подобная попытка сформировать основополагающие принципы бюджета, в которой пред-усмотрены средства на решение насущных задач, встающих перед предприятиями города, прежде всего – в кризисных ситуациях.
С одобрением инициативы областного вице-премьера относительно стимулирования темпов роста городской промышленности, с целью дальнейшего развития налогооблагаемой базы городского бюджета, выступил генеральный директор АООТ «Уральский компрессорный завод» Валерий Антониади. По его мнению, одной из форм такого стимулирования может стать оформление администрацией города заказов на производство определённых видов продукции. «Для этого необходимо наладить достаточно простую схему: заказ от города поступает на предприятие, объем производимого товара закладывается в заказ, после выполнения этого заказа предприятие получает деньги на собственное развитие и пополняет городской бюджет за счет налогов», – заявил В. Антониади.
Корреляцию принципов формирования и исполнения городского бюджета, с разработанной областным правительством «Схемой развития и размещения производительных сил региона на период до 2015 года», высоко оценил генеральный директор ОАО «Завод радиоаппаратуры» Сергей Новосельцев. Он подчеркнул необходимость поддержки со стороны администрации Екатеринбурга, сохранения индустриального характера городской экономики и развития на территории Екатеринбурга высокотехнологичных предприятий. «Высокотехнологичные производства должны иметь все условия для развития именно в Екатеринбурге, который является научным центром России», – отметил С. Новосельцев. «Власти Екатеринбурга должны задуматься о том, как стимулировать развитие оборонной промышленности города. И здесь мы поддерживаем позицию вице-премьера правительства Свердловской области Юрия Осинцева, который говорит о том, что город должен, наконец, повернуться лицом к промышленным предприятиям», – озвучил позицию военно-промышленного комплекса референт генерального директора ФГУП «Вектор» Леонид Леончиков.
Интерес в деловых кругах области вызвали предложения относительно способов урегулирования целого ряда спорных вопросов во взаимоотношениях между городом и расположенными на его территории хозяйствующими субъектами. О поддержке этой части «принципов формирования бюджета» заявил, в частности, генеральный директор «Авиатика-Урал» Евгений Сергеев.
Мнение политических элит
О своей поддержке «Принципов формирования бюджета города Екатеринбург на 2003 год» высказались и многие представители политической элиты Урала. В качестве позитивных моментов программы модернизации бюджетного процесса, предложенной Юрием Осинцевым, особо были выделены принципы, позволяющие сделать бюджетный процесс в уральской столице доступным для контроля со стороны органа представительной власти, общественных организаций и рядовых жителей города. Так, в частности, председатель Комитета по вопросам промышленной политики и хозяйственной деятельности Свердловской областной Думы Наиль Шаймарданов отметил, что придание городскому бюджету прозрачности пойдет на пользу жителям Екатеринбурга. Приветствует публичность при принятии бюджета и глава Комитета по экономической политике, налогам и финансам Банзаракца Чойнзонов, отмечающий, что именно принципиальная открытость бюджетного процесса и его полное соответствие Федеральному и Областному законодательству должны стать основными принципами новой концепции формирования главного финансового документа Екатеринбурга. «Само принятие бюджета на следующий год должно быть обязательно прописано в акте представительного органа – постановлении городской Думы о бюджете Екатеринбурга», – отмечает Б. Чойнзонов.
Положение о введении жесткого механизма контроля над исполнением бюджета, который не позволит городской администрации распоряжаться доходами города по собственному усмотрению, поддержал и депутат Свердловской областной Думы Константин Карякин. Также он выразил полное согласие с программой бюджетного реформирования Юрия Осинцева в вопросе о недопустимости бюджетного дефицита. По словам депутата, и федеральный, и областной бюджеты принимаются как профицитные, и потому было бы ошибкой Екатеринбургу формировать бюджет, в котором заложен предельно допустимый дефицит бюджета.
Не остались в стороне от обсуждения «принципов формирования бюджета» и депутаты городской Думы Екатеринбурга. Многие из них публично поддержали программу бюджетных реформ, предложенную областным вице-премьером. Так, за внедрение «принципов» Юрия Осинцева в практику бюджетного процесса уже высказались депутаты Дмитрий Сергин, Ян Габинский и Сергей Черкасов. Все они поддержали идею публикации проекта бюджета и хода дебатов по его принятию в средствах массовой информации, равно как и идею формирования особых депутатских фондов, подобных тем, которые существуют в Москве и Петербурге.
Выводы
Таким образом, «Принципы бюджетной политики города Екатеринбург на 2003 год», предложенные заместителем председателя правительства Свердловской области Юрием Осинцевым, и обсуждаемые представителями политической элиты и деловых кругов города, могут стать основой формирования бюджетной политики городской администрации. Как уже отмечалось рядом депутатов, это позволило бы не только привести главный финансовый документ города в соответствие с федеральным и областным законодательством, но и подготовить Екатеринбург к выходу на новый уровень развития, которого требуют политические и экономические реалии 21 века.
Код для вставки в блог | Подписаться на рассылку | Распечатать |
Другие материалы по теме:
- Бюджет Екатеринбурга: альтернативный взгляд
- Депутат Свердловской облдумы Банзаракца Чойнзонов: С точки зрения единства ...
- Генеральный директор ОАО «Хладокомбинат «Норд» Юрий Печерских: Надеюсь, что ...
- Генеральный директор АООТ «Уральский компрессорный завод» Валерий Антониади ...
- «Капитал» и Иван Степанов считают, что «Бюджет Екатеринбурга нуждается в ау ...