«Областная газета» и Станислав Соломатов полагают, что «Дорога жизни ведет к рынку»

9 января 2003 (11:30)

В прошлом году произошло весьма важное для нашей области, да и для всей страны событие. Эдуард Россель, как человек много сделавший для осуществления этого проекта, открыл вместе с другими руководителями новую железную дорогу — от станции Чинья Ворык до Средне-Тиманского месторождения бокситов в северной республике. Кстати, конечная станция этой дороги получила название «Тиман». Читатели нашей газеты — среди них Александр Заикин и Валерий Ваганов из Екатеринбурга — отметили это событие и попросили подробнее рассказать о том, что даст открытие тиманской железной дороги нашей области. Что мы и делаем.

На мой взгляд, стальной путь на Тиман будет настоящей дорогой жизни. И это не громкие слова. Новая дорога ценна не только тем, что решает насущные задачи нескольких регионов страны, она важна также и своим примером. Дорога демонстрирует новые способы решения задач, стоящих ныне перед страной.

Возьмем для сравнения знаменитую Байкало-Амурскую магистраль. Когда эту дорогу проложили, выяснилось, что по ней нечего возить. Только тогда начали искать полезные ископаемые возле трассы, а Министерство путей сообщения потянуло ветки к залежам медной, железной и других руд.

Былых ошибок мы не повторим

Группа «СУАЛ», проложившая стальной путь к Средне-Тиманскому месторождению бокситов, поступила мудрее, ведь строилась новая дорога на предпринимательские деньги и стала первой частной магистралью в России после 1917 года.

Группа.»СУАЛ» начала с разработки месторождения. И, когда железная дорога на Тиман была построена, по ней сразу же непрерывным потоком пошли бокситы. Ожидается, что уже в этом году предприятие «Боксит Тимана», входящее в названную группу, добудет. около 2 млн. тонн руды. Иными словами, уже нынче будет освоена первая очередь Средне-Тиманского рудника.

Главными адресами, куда отправляется тиманская большая руда, стали наши города — Каменск-Уральский И Краснотурьинск. И находящиеся там Уральский и; Богословский алюминиевые заводы успешно освоили технологию переработки бокситов с севера. По мнению специалистов, теперь о сырье уральским алюминщикам можно долго не беспокоиться — разведанных запасов Средне-Тиманского рудника хватит как минимум на 50 лет.

Интересно, что тиманские бокситы востребованы не только алюминиевой промышленностью обпасти. Дело в том, что на Средне-Тиманском месторождении встречаются такие участки, которые содержат очень качественную руду (имеющую минимум окислов железа). Ее смогут использовать уральская огнеупорная, стекольная и абразивная индустрии. Если же взять, к примеру, огнеупорную промышленность, то сейчас она получает бокситы аж из Китая. А с пуском новой дороги появилась возможность организовагь надежные, стальные, не зависящее от перепадов температуры -а мировом рынке поставки качественного сырья огнеупорщикам.

Но Республика Коми в состоянии поставлять в наш регион не только бокситы. Ее кладовые хранят несметные богатства — так, по запасам титановых, хромитовых, марганцевых, баритовых (кстати, барий и его соединения очень нужны российской промышленности) северная республика выдвинулась на первое место. А ведь именно этого сырья остро не хватает экономике нашей области.

К счастью, выполняя соглашение о сотрудничестве между нашей областью и Республикой Коми, подписанное Эдуардом Росселем и руководством северного региона, горняки республики шлют на Урал все новые и новые виды сырья. В частности, на Серовском заводе ферросплавов переработаны первые 1100 тонн марганцевой руды, получены отличные ферросплавы. А на Ключевском заводе ферросплавов (п Двуреченск) началась пробная переработка титановых руд. Думаю, не за горами тот день, когда Республика Коми станет настоящим рудным двором для Свердловской области. И это поможет возродить предприятия нашего региона, которые «подсели» из-за недостатка сырья, к примеру, первоуральский «Хромпик».

Если же обратиться к развитию северной республики, то разрабатываемые здесь месторождения станут для нее своеобразными точками роста. А они уже потянут за собой по пути прогресса другие территории, вовлекут новые земли в хозяйственный оборот. А это в свою очередь приведет к росту грузопотока по новой железной дороге. К сведению, новый стальной путъ может выдержать грузонапряженность 8 млн. тонн в год.

Поднимутся заводы и города

Расстояние от Республики Коми до нашей области, как ни крути, довольно значительное. Тарифы же на перевозку грузов год от года растут. Поэтому получается — выгоднее первичную переработку сырья производить в северной республике, а на Урал возить полуфабрикаты. Это уже поняли алюминщики. Поэтому в феврале прошлого года руководители управляющей компании «СУАЛ-Холдинг» и канадской фирмы «Хэтч ассошиэйтс» подписали контракт о разработке зарубежными специалистами технико-экономического обоснования строительства крупного глйноземно-алюминиевого комплекса в Республике Коми. Предполагаемая мощность нового завода составит: по глинозему— 1 млн. тонн, по алюминию — 500 тыс. тонн. Весь проект оценивается в 2,4 млрд. долларов. Кстати, в северной республике уже частично есть для его осуществления необходимая инфраструктура, к примеру, запасные мощности в электроэнергетике. Так, на Печорской ГРЭС, которая дает до 60 процентов электроэнергии, используемой в этом регионе, простаивает от половины до двух третей всех мощностей.

В связи с предполагаемым строительством в Республике Коми упомянутого завода в нашей области стали вестись маловразумительные разговоры о том, что новое производство лишит наш регион тиманских бокситов, что заводы нашей области вообще оттеснят от месторождения на Севере. Но это — только досужие домыслы.

Так как, во-первых, новое предприятие будет использовать лишь часть руды, добываемой на Тимане. Во-вторых, конечная продукция завода — алюминий, отлитый в чушки, никуда, кроме нашей области, не пойдет. Потому как ко времени, когда построят завод, непереработанный

алюминий будет очень трудно сбыть (и нынче-то цена на него упала до уровня 1300 долларов за тонну). А спрос на продукцию высокой переработки и в России, и во всем мире будет постоянно расти. Поэтому тиманский алюминий все равно сначала повезут к нам. Только в нашей области есть предприятия, где из него специалисты в состоянии сделать более ценную продукцию — выпустить фольгу (в Михайловске — на «Михалюме»), изготовить прокат (на Каменск-Уральском металлургическом заводе), произвести посуду (тоже в Каменске-Уральском — на заводе «Демидовский»). А подобные изделия будут востребованы во все времена.

Лаборатория новинок

В 2000 году, когда первую после 1917 года частную железную дорогу в России только начали строить, она была настоящей экзотикой. Сейчас по пути, проложенному строителями северной дороги, двинулось все МПС.

Правда, оно идет по этому пути с большой осторожностью. Лишь в этом году, как было объявлено, учредят открытое акционерное общество «Российские железные дороги», в собственность которого перейдут — инфраструктура путей, вокзалов, депо, а также подвижной состав магистралей. Однако — как бы чего не вышло — государство еще продолжительное время будет владеть всеми 100 процентами акций этого общества.

Думаю, реформируемому МПС крайне пригодится опыт работы частной дороги. Ведь эта маленькая железная дорога с успехом взаимодействует с Министерством путей сообщения — гигантским монополистом, где действуют совсем другие, чем у частника, порядки.

Опыт постройки негосударственной железной дороги может оказаться ценным и при осуществлении прочих транспортных проектов. Взять хотя бы знаменитый «северный ход» в нашу область, о необходимости которого так часто говорит губернатор Э.Россель. Имеется в виду намечаемая железная дорога от Троицко-Печорска в Республике Коми до станции Полуночное в нашей области (см. схему). Если этот стальной путь будет протянут, он даст мощный стимул для развития севера Свердловской области и других регионов. К тому же сократится путь доставки на Урал всевозможных богатств северных земель.

Опытом строительства дороги на Тиман можно будет воспользоваться и при завершении проекта, называемого «Белкомур». Для создания этой дороги требуется достроить лишь два участка магистрали: Карпогоры—Вендинга и Сыктывкар—Черная. И тогда наша область получит короткий выход к портам на Белом море. А это позволит резко повысить конкурентоспособность уральских товаров на внешнем рынке.

Таким образом, новая дорога на Тиман поможет нашей области решить как краткосрочные, так и долговременные задачи. Она позволит нам занять более прочные позиции на мировом рынке, развить рыночные отношения на российском транспорте и так далее. Короче говоря, новый стальной путь выведет нас в будущее.


Другие материалы по теме: