«Вечерний Екатеринбург» и Анатолий Угланов восклицают: «Ах, эти новые Акцизы!»

16 января 2003 (11:03)

Многие автовладельцы уже ощутили на себе, что такое 10—12 процентов, на которые подорожал бензин. Это — примерно на рубль. Собственно, он и без того был недешев, а сейчас и вовсе многим не по карману.

Поэтому, у кого есть деньги, те заправляются, а у кого — нет, те либо держат машины в гаражах, либо вынуждены толкать своего железного «мустанга», если тот неожиданно остановился на дороге. И тут мощность определяется уже в человеко-силах.

Причина подорожания ГСМ связана с повышением акцизов, одобренным Правительством России. Чтобы компенсировать потери, связанные с отменой налога на пользователей автомобильных дорог, который платили раньше все юридические лица, Правительство РФ решило поднять акцизную ставку и увеличить налог на владельцев транспортных средств. Таким образом, «палка» ударила вторым концом по автовладельцам. Есть еще одна причина подорожания горючего. Она связывается с возросшим спросом на нефтепродукты и с высокой ценой их (до 30 долларов за баррель) на мировом рынке. Так или иначе, но все это сильно отразится на кошельках граждан. Особенно пострадают садоводы и дачники, для которых машина — можно сказать, палочка-выручалочка, без нее, как без рук. А ведь в большинстве своем это слой небогатых людей.

Изменилась и схема сбора налога. Если до этого его платили производители ГСМ, то сейчас эта ноша легла на тех, кто занимается его закупкой и продажей: оптовые базы и автозаправки. Раньше многие автозаправки принадлежали самим же производителям, и последние могли при каждом повышении акцизов регулировать цены на бензин путем объема производства его. Сейчас покупатели попали в более жесткую ситуацию.

На вопрос, сильно ли пострадает от повышения цен муниципальный транспорт, в администрации города дали обнадеживающую информацию. В Екатеринбурге уже второй год существует муниципальный заказ на закупку ГСМ, и это значительно смягчает ситуацию. Муниципальный заказ выдается на условиях тендера. Один из таких тендеров состоялся в декабре только что ушедшего года, и он определил цены, которые будут действовать в течение первого квартала этого года. По сути, бензин будет закупаться по декабрьским ценам. Они, конечно же, существенно ниже. По словам заместителя главы города Александра Ляшенко, работа на условиях тендера позволяет муниципалитету экономить примерно до 20 процентов своих средств. Это очень важно, так как основными потребителями в этой категории являются муниципальное автобусное объединение, Санавтотранс, ТТУ, УБГ и ряд других муниципальных организаций. Сразу же оговоримся, что повышение стоимости проезда в общественном транспорте подорожание ГСМ не повлечет — в этом нас заверили в мэрии. Да и вообще, по мнению А. Ляшенко, в Екатеринбурге ситуация на рынке нефтепродуктов более спокойная, чем в других городах России, так как в свое время администрация города не позволила производителям монополизировать этот рынок. В отличие от Перми, например, где цены диктует один «Лу-койл», в нашем городе конкурируют между собой сразу несколько нефтяных компаний: «Сибнефть», Тюменская нефтяная компания, «Лукойл» и «Юкос». Поэтому неудивительно, что цены на бензин у нас ниже, чем в Перми. Если там сегодня бензин с октановым числом 92 стоит 11 рублей, а 95-й — 12 рублей, то в Екатеринбурге — соответственно 10 и 11 рублей с копейками. Так что конкуренция играет существенную роль при любом подорожании.


Другие материалы по теме: