«Подробности» и Максим Романов наблюдают как «Дом уходит под землю»

21 января 2003 (11:18)

Жизнь обитателей печально известного дома по адресу Ирбитская, 10а висит на волоске. Вчера аварийное жилище начало стремительно разваливаться. Квартира на втором этаже с тремя жителями внутри провалилась до уровня фундамента.

К счастью, никто серьезно не пострадал. Как рассказал корреспонденту «Подробностей» один из жильцов «упавшей» квартиры № 5 Сергей Аюпов, около половины седьмого утра вся семья собиралась на работу. Только-только злополучное жилище покинула жена Сергея — Валентина. Внезапно раздался жуткий треск, и вся квартира поехала куда-то вниз. Сергей с двумя сыновьями оказался под завалами.

Сам отец семейства со старшим сыном сумели выбраться самостоятельно, а вот младшему Владимиру повезло меньше. Его засыпало так, что стало невозможно дышать. Отец и брат сумели самостоятельно вытащить его из завала и вызвать «Скорую». Как оказалось, у парня сотрясение мозга и несколько неглубоких ран на голове.

Однако особой радости чудесное спасение у семьи Аюповых не вызвало. Все нажитое добро вместе с документами оказалось под завалом. Спасти удалось сущие мелочи. И кто будет возмещать полученный ущерб — пока непонятно. Естественно, что дом застрахован не был — за такие развалины ни один страховщик в здравом уме не возьмется. И ехать Аюповым, собственно, некуда. В городе родственников нет, мать Сергея не так давно умерла.

По его словам, единственный выход на сегодняшний день — это поставить палатку посреди двора и жить в ней. Стоит заметить, что на дворе не май. В подобной ситуации оказались и соседи пострадавших. По словам жителя квартиры напротив Алексея Худякова, его семья боится оставаться в разрушающемся доме. Дети почти весь день провели на улице, панически боясь собственного подъезда.

Тем временем особых надежд на получение нормального жилья у пассажиров «Титаника» (так жильцы уже давно называют свой дом) почти не осталось. Мытарства по различным инстанциям продолжаются уже более восьми лет. Но до сих пор ничего не изменилось. Никаких гарантий на получение новых квартир жители так и не получили.

«Подробности» тоже не раз писали о злополучном доме. В последний раз о нем вспомнили после смерти самого известного жильца — художника Виктора Махотина. Виктора Федоровича называли патриархом местного андеграунда: выставки в музее искусств, музей в башне на Пло-тинке, Станция вольных почт — все это его рук дело. Смерть художника не в последнюю очередь связывают с его обиталищем.

Как рассказал тогда корреспонденту «Подробностей» еще один житель дома Олег Ахметгалиев: «Люди в нашем доме мрут как мухи. За последний год от хронических заболеваний, связанных с жуткими жилищными условиями, в первом подъезде, где жил Виктор Федорович, умерло три человека. Почти все жители злополучного дома страдают от бронхитов, астмы... У большинства хронический насморк, особая предрасположенность к ангинам, гриппам, ОРЗ».

По словам сына Виктора Махотина Ильи, оставшегося жить в аварийной коммуналке, с 1994 года дом официально признан аварийным. Даже не ветхим, а именно аварийным, то есть представляющим угрозу для жизни. По закону жители таких домов подлежат срочному отселению. Видимо, у чиновников несколько иные представления о срочности.

За прошедшие годы жители жаловались в МЧС, Свердловскгражданстрой, администрацию... Ничего не помогло. Все судебные разбирательства переносились или откладывались: то судья заболела, то сменилась, то в отпуск ушла... Удалось выиграть лишь одно частное дело. Женщина, доведенная до отчаяния жуткими условиями, все же сумела получить ордер на новую квартиру. Видимо, условия были и впрямь страшные, потому как остальным жильцам долгое время говорили, что дом еще сто лет простоит.

Чиновники администрации Екатеринбурга уже не один год предлагают жителям (а это около 15 семей) добровольно покинуть аварийные квартиры и переехать в общежитие с коридорной системой. Естественно, что люди, имеющие право на полноценную квартиру, не желают менять ее на «общагу». Ходят слухи, что чиновники Гражданстроя предлагали жильцам оплатить 70 процентов стоимости их «нового жилища» по рыночным ценам. Естественно, что абсолютному большинству людей это не по карману.

А тем временем здание ушло под землю более чем на два метра. Если раньше для того чтобы зайти в подъезд, нужно было подняться натри ступеньки, то теперь порог подъезда напоминает обрыв.

На самом деле то, что шлакоблочное строение, которое после войны задумывалось как временное убежище, простояло столько лет — просто чудо. Из подвалов, заполненных водой, тянет нестерпимой вонью, на первых этажах перманентная сырость. Сам же дом уже давно разломился на две части, за что был прозван «Титаником».

Опасаясь взрыва, жители попросили отключить газ. Зато горячую воду чиновники отключили по собственной инициативе. Два года ее не было, но после многочисленных жалоб горячую воду все-таки дали. Как только в ноябре включили отопление, вода в подвале стала горячей, а в квартирах появился пар. Именно это, по мнению жильцов (официальные структуры по поводу причин аварии предпочитают отмалчиваться), спровоцировало обвал несущей стены. Из-за этого, видимо, и провалилась квартира. Дом, находящийся в свободном плавании, потерял одну из главных опор. Сейчас жители ждут новых обвалов. По неофициальным признаниям сотрудников МЧС, их можно ожидать уже через день-два.


Другие материалы по теме: